Исследование социальных сетей как площадки социальной коммуникации рунета, используемой в целях предвыборной агитации
Аннотация
Показано, что социальные сети представляют собой слабоконтролируемую и законодательно не закрепленную площадку для агитационных действий, выражения и обмена мнениями, распространения информации о кандидатах. Умение работать с этой информацией, отслеживать ее потоки и изменения, представляется одним из наиболее важных навыков в избирательных кампаниях будущего. Сформулированы и рассмотрены основные направления исследований социальных сетей как площадки социальной коммуникации рунета, используемой в целях предвыборной агитации.
Ключевые слова: рунет, социальные сети, социальные коммуникации, предвыборная агитация, мониторинг, законодательство.05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям)
Термин «социальные медиа» в последние годы становится понятен и значим уже не только для узких специалистов, связанных с цифровой коммуникацией, но и для обширного круга исследователей, в фокусе внимания которых оказывается общение людей в самом широком смысле. И все быстрее феномены, порожденные совокупностью технологий Web 2.0, завоевывают не только цифровое, но и академическое пространство. На сегодняшний день огромное число научных исследований, связанных с различными типами сообщения между людьми, сосредотачиваются на социальных сетях и особенностях коммуникации, порожденных их возрастающей популярностью среди самых разных слоев как российского, так и мирового сообщества [1,2].
Аналитика социальных сетей – одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений актуальной социологии, политологии, психологии и целого ряда других (как гуманитарных, так и технических) дисциплин. Интерес к ним продиктован тем, что сегодня уже совершенно очевидным становится факт особого положения данного объекта исследования, влекущего за собой новый набор объяснительных моделей и аналитических инструментов, находящихся вне рамок обычных методов исследования – как количественных, так и качественных. Фундаментальность указанной проблемы определяется общими проблемами изучения больших социальных групп и связана с неразвитостью методологической базы для исследования социальных сетей. Особая актуальность данной проблемы в России на современном этапе ее развития, в период резкого обострения социально-политических процессов, связанных с проведением выборов, очевидна. Второй важный аспект указанной проблемы заключается в принципиально междисциплинарном характере исследования и определяется исходной неопределенностью выявления групп, значительной размерностью исследуемого факторного пространства, нестационарностью наблюдаемых процессов, принципиальным «наложением» рядов закономерностей общественного развития, трансформации психики человека и управляемости поведения, предполагающим интеграцию методик и инструментария гуманитарных и естественных наук [3].
Использование интернет-технологий в целях ведения предвыборной агитации носит лавинообразный характер. Дополнительным фактором, актуализирующим данную проблематику, является то, что в избирательном законодательстве агитационные действия кандидатов и политических партий с использованием интернета практически не имеют эффективных регуляторов.
С точки зрения социального исследователя, блогосфера представляет собой совокупность социальных акторов и набор связей между ними. Социальными акторами в данном понимании выступают как отдельные индивиды, так и социальные группы разных типов – неформальные группы, организации, города и т.д. Понимание «связей» также неоднородно – они могут быть представлены не только в виде коммуникативных взаимодействий, но и просто обменом контентом, ресурсами и т.д. В силу своих «архитектурных» особенностей, возможностей сохранения полного объема письменной коммуникации, социальные сети сегодня позволяют удобно и с высокой степенью надежности исследовать и моделировать информационные потоки, анализировать социальные обмены и особенности социальных ролей, дают возможности строить прогнозы относительно трансформации общественного мнения в самых различных областях и, таким образом, с небывалой эффективностью решать задачи социометрии, психологии, социологии, политики и многих других дисциплин. Важнейшей чертой социального и психологического знания является его включенность в социальную и политическую проблематику общества, в том числе и в проведение предвыборной агитации.
В последние годы, в связи с участившимися прецедентами проникновения событий блогосферы напрямую в политическую жизнь нашей страны (заведение Президентом РФ Д.А.Медведевым аккаунта в Твиттере, блог «Навального» и т.д.) и их значительного влияния на политические и социальные процессы, становится все более очевидной необходимость исследования специфики социальной коммуникации рунета и особенностей его влияния на текущие политические события, связанные с проведением выборов.
Особенно интересным представляется подобное исследование в контексте предвыборной агитации – ведь социальные сети представляют собой, по сути дела, слабоконтролируемую и законодательно не закрепленную площадку для агитационных действий, выражения и обмена мнениями, распространения информации о кандидатах. Площадку, на которой активно разворачивается обсуждение всех основных политических событий страны и региона, происходит информационный обмен, значимо влияющий на общественное мнение, и, прежде всего, на мнение молодой части населения страны – тех, в чьих руках окажется судьба страны спустя 10-15 лет. Умение работать с этой информацией, отслеживать ее потоки и изменения, представляется одним из наиболее важных навыков в избирательных кампаниях будущего.
С нашей точки зрения, исследование социальных сетей как площадки социальной коммуникации рунета, используемой в целях предвыборной агитации, должно включать в себя следующие основные направления:
- Анализ структуры и интенсивности внутри и межсетевых социальных взаимодействий. Выделение основных площадок, построение представлений об основных русскоязычных социальных сетях с точки зрения их агитационного «потенциала».
- Изучение ресурсов и возможностей отдельных акторов и их групп по достижению определенных целей агитационного характера. Под ресурсами в данном случае подразумевается влияние, статус, число подписчиков и т.д.
- Исследование норм и правил взаимодействия между субъектами политической коммуникации в рунете – факторов агитационного характера, влияющих на их поведение и процесс взаимодействия на разных этапах избирательного процесса.
- Отслеживание динамики – изменений в структуре сетевой коммуникации с течением времени, выделение ее наиболее текучих и наиболее стабильных компонентов и конфигураций, имеющих признаки предвыборной агитации и влияющих на волеизлияние избирателей.
Основными аналитическими методами для достижения релевантных результатов в поставленных направлениях, должны стать методы, позволяющие визуально отображать типы и направленности взаимодействий внутри социальных сетей, находить различные неформальные объединения и связанные подгруппы, на которые можно разбить общую сеть социальных взаимодействий; методы семантического анализа текстов, дающие представление о правилах сетевой политической коммуникации, системе значений, с которой она связана, особенностях тем, способах и результатах их обсуждения; а также кластерный анализ, позволяющий объединять объекты анализа в кластеры по степени их близости друг к другу или, напротив, последовательно разбивать совокупности объектов на все более мелкие кластеры, а так же методы социологического анализа. В дополнение к перечисленным аналитическим методам, необходимым инструментарием для подобного исследования, конечно, выступают дополнительные программные продукты, позволяющие манипулировать потоками данных и организовывать их максимально удобным для дальнейшего анализа способом. Ниже в табл.1 приведена минимально необходимая подборка подобного рода инструментария.
Таблица 1. Программно-информационный инструментарий для исследования коммуникаций в социальных сетях
Наименование |
Функциональные возможности инструментария |
AlchemyAPI – программный инструментарий для семантической обработки текста |
AlchemyAPI представляет собой технологию семантического анализа и получения мета-данных из текстов, веб-документов. Инструментарий позволяет определять в больших массивах текста ключевые слова, которые с большой долей релевантности характеризуют текст; реализует экстрагирование именованных объектов из текста, включая определение людей, компании, географические объекты, организации, объекты инфраструктуры. Технология в целом позволяет проводить качественный анализ и фильтрацию текстов. |
Яндекс API Поиск по блогам – сервис и набор программных интерфейсов для реализации детализированного поиска по блогам и микроблогам
|
«Яндекс API Поиск по блогам» позволяет обрабатывать профили пользователей в блогах, социальных сетях и на форумах, задавать сложные гранулированные поисковые запросы с выбором сервера поиска, даты публикации записи, автора или друзей блогера. |
Yahoo Pipes – сервис и программный инструментарий для манипулирования потоками данных |
Yahoo Pipes представляет собой веб-приложение, с графическим пользовательским интерфейсом для создания приложений, объединяющих ленты новостей, веб-страницы и другие сервисы. Позволяет пользователям получать потоки информации из разных источников и создавать правила по управлению полученным контентом например, используя фильтры, сортировки и перевод с других языков объединение RSS потоков из различных источников. Результатом обработки является структурированная лента данных в форматах RSS, JSON, KML. |
Gephi, NodeXL – програмное обеспечение для визуализация графа и получения данных из социальных сетей |
Gephi и NodeXL позволяют визуализировать граф социальной сети а также проводить статистическую обработку полученных данных. Программы получают структурированные данные в одном из специальных форматов и обеспечивают визуальное а также численное отображение таких ключевых параметров сети как кластеры (группы) пользователей, ранги узлов сети, плотность графа. |
Drupal CMF – веб-фреймворк для постобработки текстовых потоков и реализации сложных поисковых запросов в массивах данных |
Drupal CMF позволяет организовать библиотеку структурированной информации полученной из различных источников и ее дальнейшую обработку, включая поисковые запросы различной степени сложности и отображение результатов в табличном или ином удобном виде. Развитые средства таксономии и построения запросов обеспечивают облегченный анализ больших массивов данных их реорганизацию и представление. |
NVivo — программный пакет для организации и анализа нечисловых и неструктурированных потоков данных |
NVivo обеспечивает обработку как текстовых источников, так и изображений для организации и анализа нечисловых и неструктурированных потоков данных. |
Реализации технологии мониторинга агитационных действий, будут полезны на разных этапах избирательного процесса - как во время избирательных кампаний, так и в периоды между ними. Знание основных тенденций в предпочтениях избирателей, возможность быстрого получения информации об изменениях в настроениях различных групп регионального электората, определение уровня и особенностей конкуренции в виртуальной среде, знание истории, продолжительности и качества деятельности всех кандидатов, их сторонников и оппонентов, возможность оценки влияния конкурентов в социальных сетях – все это является мощным инструментом планирования и осуществления поддержки избирательного процесса и может существенно повысить как уровень избирательной активности, так и качество диалога между электоратом и властью. Также, практический аспект использования результатов исследования может выражаться в повышении узнаваемости кандидатов, увеличении лояльности Интернет-аудитории к конкретным кандидатам путем конструирования политической позиции близкой Интернет-аудитории. Таким образом, в долгосрочной перспективе, использование результатов исследования может способствовать формированию атмосферы доверия целевой аудитории и Интернет-сообщества как отдельным кандидатам, так и выборному процессу в целом.
Литература
- 1.Меркулова, Т.В. Моделирование динамики пользователей социальных сетей [Электронный ресурс] / Т.В. Меркулова, Е.Ю. Кононова. http://www.cyber.kharkov.ua/ contentimages/ 15.model.soc.net.pdf – Загл. с экрана. – Яз. рус.
2.Семенов, Н. Социальные сети, перспективы развития и способы монетизации [Электронный ресурс] // UA WEB-2008. http://www.seonews.ru/analytics/detail/6878.php (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.
3. Губанов Д.А. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства [Текст] / Под ред. чл.-кор. РАН Д.А. Новикова / Д.А. Губанов, Д.А. Новиков, А.Г. Чхартишвили. – М.: Изд-во физ.-мат. лит., 2010. – 228 с.