×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Теоретико-игровая формализация динамики уровня доверия между субъектами социального партнерства в системе дополнительного профессионального образования

Аннотация

Л.В. Тарасенко, Г.А. Угольницкий, В.К .Дьяченко

Дата поступления статьи: 13.03.2013

Предлагается динамическая кооперативно-игровая модель управления уровнем доверия между субъектами социального партнерства в системе дополнительного профессионального образования. Описываются подходы к идентификации модели и ее исследованию на основе имитационного моделирования и теории кооперативных дифференциальных игр. 

Ключевые слова: социальное партнерство, дополнительное профессиональное образование, дифференциальные кооперативные игры, имитационное моделирование, идентификация

05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ

22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы

Актуальность исследования социокультурных процессов, протекающих в сфере дополнительного профессионального образования (ДПО), определяется тем, что в формирующемся постиндустриальном обществе знания становятся доминантной ценностью, реально обеспечивая развитие и конкурентоспособность нации. В современной России переход к постиндустриальному, информационно-технологическому развитию усугубляется трансформационным кризисом, при котором возникает ситуация растерянности, которая особенно остро переживается старшим поколением.
В складывающихся социокультурных и экономических условиях поиск оптимальных механизмов управления, включая и образовательную политику в сфере дополнительной профессиональной подготовки мобильных специалистов, должен опираться не столько на закон, договор, экономическую целесообразность, сколько на взаимодействие, ответственность перед обществом и доверие.
В рамках проводимого исследования дополнительное профессиональное образование рассматривается не только как стратегический ресурс социально-экономического развития общества, региона, но как «место встречи» социальных субъектов, участников социального взаимодействия в сфере ДПО [1].
Отталкиваясь от такого видения проблемы, очевидной становится необходимость поиска точек соприкосновения всех субъектов в системе ДПО посредством организации социального партнерства, которое рассматривается как особый тип совместной деятельности, характеризующийся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат развития всех субъектов образования» [2].
Таким образом, основным эмпирическим референтом, характеризующим состояние системы социального партнерства, является уровень доверия между ее субъектами. Для описания динамики этой переменной представляется целесообразным использовать апробированные авторами методы моделирования социальных процессов [3,4,5].
Предлагаемая модель имеет вид
  (1)
   (2)
   (3)
.    (4)
Здесь - множество субъектов управления;
Р – работодатель; В – ВУЗ; С – студент;
- стратегии поведения указанных субъектов, описывающие их усилия по развитию системы социального партнерства;
- области допустимых стратегий поведения;
- функционалы выигрыша субъектов от социального партнерства;
- текущие функции выигрыша субъектов;
- терминальные функции выигрыша субъектов, отражающие требования           к финальному значению переменной состояния;
- переменная состояния модели (уровень доверия в системе социального партнерства);
функция изменения уровня доверия в зависимости от действий субъектов;
Т – период рассмотрения;
- множество учреждений здравоохранения, участвующих в опросе; В – ВУЗ;
- конечное множество респондентов – слушателей курсов ДПО;
- доля годового бюджета , ассигнуемая на ДПО;
- доля годового бюджета , ассигнуемая на ДПО;
- доля профессорско-преподавательского состава ВУЗа с ученой степенью, участвующего в ДПО;
    .
Предполагается, чтовозрастает по всем аргументам (усилия субъектов положительно влияют на уровень доверия). Например, в качестве можно выбрать

K – максимально возможное в данных условиях значение уровня доверия;

- относительные веса факторов влияния; - максимальное значение суммарного влияния.
Что касается функций выигрыша субъектов, то целесообразно исследовать два варианта их параметризации. Если говорить о реалиях текущего периода времени (первый вариант), то естественно считать, чтоубывает по (экономия личных усилий) и возрастает по остальным аргументам («принцип безбилетника»).
Таким образом, возникает задача согласования частных (экономия усилий) и общего (повышение уровня взаимного доверия) интересов в системе социального партнерства.
В этом случае в качестве функций выигрыша можно взять

- относительные веса; - технический коэффициент.
Второй вариант параметризации описывает желаемое (идеальное) состояние отношений в системе социального партнерства, когда ее субъекты добровольно и осознанно вкладывают ресурсы в развитие партнерства. В этом случае функции выигрыша субъектов становятся возрастающими по всем аргументам, например,
,
где - относительная значимость факторадля субъекта .
Тогда одной из задач исследования становится сравнение модельных траекторий для двух указанных вариантов, призванное продемонстрировать преимущества более высокого уровня социальной интеграции. Значение может рассчитываться как по модели, так и посредством обработки результатов опросов (индекс доверия). Значения также могут выясняться путем опросов или задаваться сценариями компьютерной имитации (тогда данные опросов образуют некие опорные сценарии).
Исследование модели (1)-(4) может проводиться как методами имитационного моделирования [6], так и методами теории кооперативных дифференциальных игр [7,8]. Целесообразно также использовать концепцию управления устойчивым развитием [9,10].

Литература:

1.Тарасенко, Л.В. Моделирование социального партнерства в системе дополнительного профессионального образования [Текст] // Общество: социология, психология, педагогика. 2011. - №4.
2.Михеев, В.А. Основы социального партнерства: теория и политика [Текст] : Монография / В.А. Михеев. – М., 2001.
3.Розин М.Д., Сущий С.Я., Угольницкий Г.А., Антоненко А.В. Дескриптивный подход к моделированию коррупции как фактора социальной конфликтности // Инженерный вестник Дона. 2011. №3.[Электронный журнал]. - № гос.регистрации 0421100096. – Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n3y2011/561.
4.Сущий С.Я., Угольницкий Г.А., Дьяченко В.К., Сивогривов А.А. Математическая модель кадровой пирамиды бандподполья на Северном Кавказе // Инженерный вестник Дона. 2012. №2. [Электронный журнал]. - № гос.регистрации 0421100096. –http://ivdon.ru/magazine/archive/n2y2012/845.
5.Сущий С.Я., Угольницкий Г.А., Дьяченко В.К., Сивогривов А.А. Сценарное моделирование борьбы с экстремизмом на Северном Кавказе // Инженерный вестник Дона. 2012. №2. [Электронный журнал]. - № гос. регистрации 0421100096. –http://ivdon.ru/magazine/archive/n2y2012/847.
6.Лоу, А.М. Имитационное моделирование [Текст]: Монография / А.М.Лоу, Д.В.Кельтон. - СПб.: Питер, 2004. - 847 с.
7.Петросян, Л.А. Теория игр [Текст]: Учебник / Л.А.Петросян, Н.А.Зенкевич, Е.В.Шевкопляс. - СПб.: БХВ-Петербург, 2012. - 432 с.
8.Petrosjan, L.A., Zaccour G. Time-consistent Shapley value allocation of pollution lost reduction [Text] // Journal of Economic Dynamics and Control. - 2003. - Vol.27. - P.381-398.
9.Угольницкий, Г.А. Иерархическое управление устойчивым развитием. [Текст]: Монография. – М.: Издательство физико-математической литературы, 2010. – 336 с.
10.Ougolnitsky, G. Sustainable Management [Text]. - N.Y.: Nova Science Publishers, 2011. - P.288.