×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Государственное управление послевузовским профессиональным образованием в интересах социально-экономического развития России

Аннотация

Т.А. Тищенко

Дата поступления статьи: 12.03.2013

В статье рассматриваются новые подходы к развитию системы высшего профессионального образования. 

Ключевые слова: развитие системы высшего профессионального образования, учреждения высшего профессионального образования, потенциал системы высшего профессионального образования, аттестация научных и научно-педагогических кадров

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

В процессе интеграции образовательной системы России в общее европейское образовательное пространство на основе Болонского соглашения, формируется новая парадигма построения эффективной системы высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования, к которой относится система аспирантуры, докторантуры и последующая подготовка и аттестация научных и научно-педагогических кадров.
В настоящее время большое внимание уделяется системе высшего профессионального образования, упуская проблемы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, что нашло отражение в работах Шадрикова В.Д., Зиберова Л.В., Козырина А.Н, Кенсовского П.П., Артемьева И.В., Трошкина Т.Н., Кочерга С.А.   и других авторов. [1,3,8]
Стоит отметить, что наиболее значимыми работами в области подготовки и  аттестации научных и научно-педагогических работников России посвящены работы Аристера Н.И., Жильцова Е.Н., Казакова В.Н. Браже Т.Г., Буллах K.B., Волкова Ю.Г., Выскуба B.H., Галкина K.T., Гитиса Э.И., Глухова B.B., Горелова В.П., Горошко O.H., Грязновой А.Г., Журавлева Е.И. [2,5]
Совершенствование государственной системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических работников в интересах эффективного социально-экономического развития приоритетных сегментов экономики России призвано решить целый ряд системных задач: определить современное  состояние, тенденции и перспективы развития кадрового потенциала секторов современной экономики России, выявить  экономические, управленческие механизмы реализации государственной политики в области аттестации научных и научно-педагогических кадров; создать эффективную систему  мониторинга; выявить закономерности, состояние, динамику и проблемы развития послевузовского профессионального образования на основе принципов Болонского процесса; разработать эффективные механизмы интеграции образования, науки и бизнеса, государства и гражданского общества с целью обеспечения экономики России высококвалифицированными кадрами; исследование международного  опыта в области подготовке и аттестации научных и научно-педагогических  кадров и разработка системных рекомендаций по совершенствованию данной структуры для развития  экономики России.
Показатели результативности деятельности диссертационных советов  по отраслям наук в Российской Федерации за 2001-2011 года выражено в количественном распределение состоявшихся защит кандидатских диссертаций в год, вне зависимости от итога защиты по отраслям науки по Российской Федерации и представлено в таблице 1.

Таблица 1. Количественное распределение состоявшихся защит кандидатских диссертаций в год, вне зависимости от итога защиты по отраслям науки по Российской Федерации [9].


Шифр и
наименование отрасли наук

Количество состоявшихся защит кандидатских диссертаций в год

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

01 - Физико-математические науки

834

1164

1079

1294

1266

1401

1224

1102

1229

1255

1274

02 - Химические науки

492

520

562

651

654

680

686

636

738

636

701

03 - Биологические науки

922

1309

1210

1428

1407

1478

1346

1160

1724

1167

1314

04 - Геолого-минералогические науки

153

219

179

184

192

156

178

145

171

197

169

05 - Технические науки

2470

3777

3257

3974

3835

4133

3811

2822

3945

3352

3695

06 - Сельскохозяйственные науки

500

715

645

730

699

662

698

560

1028

298

563

07 - Исторические науки

598

917

844

1079

1044

1139

938

691

896

825

818

08 - Экономические науки

2200

3670

3845

4953

4681

5251

4267

3285

4200

3381

3594

09 - Философские науки

435

545

569

578

634

728

616

415

615

436

510

10 - Филологические науки

819

1154

1217

1583

1527

1618

1651

1310

1555

1269

1336

11 - Географические науки

133

169

182

221

208

210

201

118

201

154

159

12 - Юридические науки

1058

1539

1358

2017

2059

2124

1944

1465

1722

1178

1436

13 - Педагогические науки

1523

2360

2162

2637

2451

2876

2347

1758

2237

1764

1685

14 - Медицинские науки

2782

3903

3895

4658

4469

4395

4075

3414

4226

3337

3298

15 - Фармацевтические науки

57

85

79

100

109

67

94

94

151

43

130

16 - Ветеринарные науки

174

237

203

215

176

180

209

156

224

137

160

17 - Искусствоведение

75

123

113

188

157

194

137

216

186

168

206

18 - Архитектура

24

22

21

35

35

47

52

18

53

28

32

19 - Психологические науки

374

540

525

679

626

744

607

480

589

541

529

22 - Социологические науки

345

436

444

589

557

635

542

316

530

331

378

23 - Политические науки

201

222

255

314

352

359

352

296

477

178

366

24 - Культурология

50

66

91

128

107

153

92

89

153

101

155

Всего

16219

23692

22735

28235

27245

29230

26067

20546

26850

20876

22508

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что подготовка и аттестация кадров высшей научной квалификации в настоящее время распределена неравномерно по отраслям наук, отмечается тенденция увеличения защит по гуманитарным и общественным наукам.
В настоящее время  во многих секторах экономики России: государственном, производственном, предпринимательском, научном, секторе высшего профессионального образования, секторе некоммерческих организаций сказывается нехватка высококвалифицированных кадров.
Развитие послевузовского образования предполагает активное участие в этом процессе государства, создания «социально-экономической конструкции»,  механизмов и систем для управления сферой подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров.
Создание эффективной системы науки невозможно без четкой комплексной регламентации взаимоотношений федеральных органов, соответствующих органов субъектов Российской Федерации, иных территориальных органов, научных организаций, объединений и отправной точки всей системы науки - научных сотрудников. Необходима соответствующая координация их специализированной деятельности, что позволило бы обеспечить создание устойчивой и эффективной системы науки как социально значимой отрасли, определяющей уровень развития государства и обусловливающей достойное будущее страны.
На основании вышеизложенного необходимо разработать Концепцию по совершенствованию системы аттестации научных и научно-педагогических кадров  в условиях Болонского процесса, на базе экономического моделирования и управления комплексом в  социальной сфере, определяющим цели,  задачи, структуру, содержание, тактику и основные стратегические направления развития системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров в Российской Федерации.
Концепция должна учитывать основные элементы, позволяющие системе послевузовского профессионального образования эффективно справляться с поставленными задачами: подготовка и аттестации научных и научно-педагогических кадров, мировые тенденции в подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров, основные направления совершенствования системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, этапы  и ожидаемые результаты реализации Концепции, ориентированной на приоритетные направления экономики Российской Федерации. [6,7] 
Основными задачами  государственной политики в области образования и науки на пути реализации модернизации являются: развитие приоритетных  научных исследований и новых технологий, ориентированных на инновационную систему образования; подготовка высококвалифицированных специалистов  по приоритетным направлениям экономики России. Стоит отметить, в последние годы в науке стали выявляться существенные  недостатки: значительное и необоснованное  преобладание кандидатских и докторских диссертаций по гуманитарным наукам, в частности по экономическим и юридическим специальностям, незначительное количество  кандидатских и докторских диссертаций по техническим наукам, что существенно мешает подготовке высококвалифицированных специалистов  по приоритетным направлениям.
В настоящее время  преобладающее число научных школ,  не отвечают высоким стандартам качества подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров. Это приводит к  снижению требований, предъявляемых к  содержанию кандидатских и докторских исследований. Указанные причины привели к снижению конкурентоспособности отечественной науки, системы аттестации научных и научно-педагогических кадров.  Вносимые разработки экономических мер в рамках данной Концепции модернизации системы аттестации способствует созданию максимально благоприятных условий для творчества, формирования конкурентоспособных кадров в сфере образования и науки. 
Данная Концепция, учитывая мировой и отечественный опыт  в контексте  Болонского процесса по развитию и поддержке научного  интеллектуального потенциала, призвана способствовать преобразованию в системе аттестации научных и научно-педагогических  кадров. Мировой опыт в  аттестации  научных и научно-педагогических  кадров говорит  о том, что степень доктора философии «пи-эйч-ди» (Ph.D) присуждается в США, в странах Европы, Америки, Азии и является высшей научной степенью, подтверждающей квалификацию специалиста в той или иной отрасли знаний, как-то: доктор философии в экономике, доктор философии по истории, доктор философии в области психологии и т.д. При этом профессиональная деятельность докторов философии связана как  с научной и преподавательской деятельностью,   так и работой  в бизнесе, в консалтинговых компаниях, в аналитических отделах и т.д. Около 70–80% обладателей Ph.D выбирают академическую карьеру, занимаясь преподаванием в университетах и бизнес–школах. [4,6] 
В развитых странах с каждым годом растет спрос на докторов философии. Так, например,  в США он вдвое превышает предложение. Наличие ученой степени Ph.D – это гарантия трудоустройства. Здесь специалист защищает докторскую степень и в дальнейшем может совершенствоваться без получения формального подтверждения уровня квалификации в определенных областях знаний.
Следует отметить, что система подготовки и аттестации научных кадров в Европе децентрализована, основана на взаимосвязи образования и исследования. В рамках Болонского процесса большинство европейских стран рассматривают докторантуру как третий уровень обучения (бакалавриат, магистратура, докторантура), а некоторые закрепили данный факт законодательно.  Наиболее популярной  квалификацией доктора наук является Doctorof Philosophy (Ph.D или Dphil). Ее присуждают по результатам исследовательских проектов. Докторские программы Ph.D состоят из обязательных спецкурсов и оригинальных индивидуальных исследований, позволяющих приобретать дополнительные знания.
Разработка  новой  Концепции  по совершенствованию   будет способствовать  созданию универсальной  модели аттестации научных и научно-педагогических кадров,  способствующей интеграции России в мировое научно-образовательное пространство и призванной обеспечить  высококвалифицированными кадрами приоритетные направления  науки.
Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров:
совершенствование и разработка экономических методов  регулирующих аттестацию научных и научно-педагогических кадров, оптимизация сети диссертационных советов, обеспечение эффективного взаимодействия ведущих вузов и научных организаций; постепенный переход к модели, обеспечивающей применение информационных технологий в   аттестации научных и научно-педагогических кадров для науки и образовании, повышение ответственности организаций образования и науки перед обществом за качество принятых решений об аттестации научных и  научно-педагогических кадров, определение  стратегически важных направлений подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с основными приоритетами развития России, создание и формирование институционального значения системы аттестации научных и научно-педагогических кадров, формирование и управление общей информационной среды, интегрированной в мировое  научно-образовательное пространство, разработка системы контроллинга, оценки, мониторинга качества аттестации и уровня востребованности научно-педагогических кадров.
Разработка и реализация концепции по совершенствованию  системы аттестации научных и научно-педагогических кадров  в условиях Болонского процесса  будет способствовать динамичному и качественному развитию образования и науки, созданию системы, отвечающей международным стандартам и позволяющей России  интегрировать в мировое образовательное пространство.  В результате внедрения в практику базисных положений данной концепции повысится общественный престиж и востребованность ученых на рынке труда.

Литература:

1. Артемьева И.В., Трошкина Т.Н.  Модульный принцип организации образовательного процесса в зарубежных странах
2.Загрядский В.А, Злоказов В.П., Голяков В.Л. Система научно-общественной (профессиональной) аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. М., 2000.
3.Зиберова Л.В. «Социокультурные аспекты модернизации российского образования в контексте европейской интеграции». Консультант плюс
4.  Кенсовский П.П. Общеправовой анализ принципов Болонского процесса
5. Резник С.Д. Аналитический доклад «Новые ориентиры повышения эффективности системы государственной системы аттестации кадров Российской Федерации» 2012г.
6. Болонская декларация: европейское пространство высшего образования: Совместное заявление европейских министров образования, подписанное в Болонье 19 июня 1999 года // Вестн. Рос. филос. общ-ва. 2005. N 1 (33). С. 74 - 77; http:// www.quality.edu.ru/ bolonski/ megdunarodn/ 764.php.
7.Комментарий  к федеральному закону от 22 августа 1996г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 15 февраля 2011 года Ю.В. Хлистун Под редакцией к.ю.н. Н.Н. Ковалевой      
8. В.Д. Шадриков «Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и Болонский процесс. Образовательная политика».
9. Информационный Интернет-ресурс — «Кадры высшей научной квалификации»   http://science-expert.ru.
http://scienceexpert.ru/dsrf/federal_level/Stat_dis_2.shtml