×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Технологии проектирования социокультурного развития Юга России

Аннотация

А.А. Озеров

Дата поступления статьи: 28.03.2014

Статья посвящена технологиям проектирования социально-культурного и этнополитического развития Юга России. Предложены концепции региональных научно-исследовательских программ.

Ключевые слова: Юг России, Южный федеральный университет, технологии, программа, центр

05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям)

Одним из важнейших условий обеспечения безопасности и развития Юга России является оптимизация межцивилизационных и социальных взаимодействий. Социальная действительность Юга России представляет собой сложную, разветвленную систему самых разных взаимодействий как по отраслевому признаку (экономика, политика, межэтнические отношения, быт, культура, наука, образование), так и по территориальному (муниципалитет, регион, федерация, страны ближнего и дальнего зарубежья). В современных условиях социальные процессы на Юге России характеризуются динамизмом, многовекторностью и противоречивыми тенденциями развития и тем самым сохраняют значительный потенциал напряженностей, конфликтогенности и всевозможных рисков. Самым слабым звеном в социальной действительности Юга России является система взаимодействий, как между сферами, так и между субъектами деятельности. Чаще всего разрывы в системе этих взаимодействий порождают диспропорции в развитии субъектов региона, затрудняют перевод экономики на инновационный путь развития, создают предпосылки возникновения конфликтных ситуаций, снижают эффективность многочисленных усилий по реализации намечаемых целей.
Одним из важных направлений оптимизации социальных взаимодействий, стыковки различных видов и уровней социального сотрудничества становится социальная диагностика, прогнозирование и проектирование. Повсеместно разрабатываются социальные проекты, модели, федеральные, отраслевые, региональные программы, концепции, стандарты, нормативы, призванные усилить координацию и повысить эффективность вложений. Вместе с тем предварительный их анализ указывает на недостаточную научную, методологическую обоснованность, фрагментарность, дублирование, заметные расхождения по направленности, механизмам, срокам, количественным показателям. Отсутствует долгосрочная перспектива развития Юга России, а также целостное объективное представление о положении дел в регионе. В целях преодоления указанных недостатков становится крайне необходимым обобщение накопленного опыта, разработка методологических проблем и методов социальной диагностики, прогнозирования, проектирования и экспертизы, обеспечение качества и эффективности функционирования системы социального управления регионом.
По мнению С.Я. Сущего, сам реальный социальный процесс часто принимает вид трансформации,которая содержательно радикально отличается от планируемой реформы. В ситуации же системных преобразований, которые проводились в 90-е годы в России, по его мнению, методология жесткого детерминизма в управлении (когда четко поставленным целям соответствуют жесткая регламентация условий преобразований, самой управленческой деятельности и ее результатов) в принципе не могла быть реализована: слишком острая была борьба между конкурирующими политическими силами, слишком большая дистанция была между их программами социальных преобразований.
Сущий С.Я. выдвинул предположение о том, что на Юге России формируются два несовпадающих вектора трансформационных процессов: «русский» субрегион постепенно движется в сторону институционального контроля рыночных процессов, формирования индивидуализировнных установок и развития гражданского сознания, в республиканском сегменте имеет место консервация традиционных ценностей и моделей социальных взаимодействий (для «внутреннего пользования») и использования индивидуалистических моделей как групповой формы в адаптации к жизни в русских регионах. «Адаптационные модели закрепляют традиционализм республиканского субрегиона Юга России, что объясняется этномозаичностью населения, сохранением социальных взаимодействий традиционного типа, устранением государства от политики удержания республиканского субрегиона Юга России посредством разработки и реализации активного модернизационного проекта. Основной модус отклонения, по его мнению, - архаизация социальных отношений, усиление этнизации республик, свертывание модернистского сектора экономики, приобретение всеми аспектами теневых сторон социальной жизни этнических характеристик» [1].
Для подготовки одного или нескольких проектов решения обозначенных проблем, по нашему мнению, необходимо сформировать целостное представление о трансформационных процессах, которые наблюдаются на Юге России.
На региональном уровне, для подготовки предложений по их решению, необходимо провести предварительные фундаментальных исследований по проблемам  адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям.
На Юге России эту работу можно осуществить рамках научно-исследовательской и прикладной программы: «Разработка социальных технологий диагностики, прогнозирования и проектирования социально-культурного и этнополитического развития Юга России».
В рамках указанной программы необходимо:
1. Исследовать теоретические и фундаментальные проблемы социального управления Юга России:
– особенности менталитета народов Юга России и их влияние на систему социального управления; комплексное междисциплинарное изучение проблем сознания (создание методологической основы искусственного интеллекта нового типа);
– изучить содержание, формы и специфику псевдонаучного знания, а также субъектов, практикующих псевдонаучные знания на Юге России, теоретические основания математического и информационного моделирования социальных процессов на межрегиональном уровне.
2. Исследовать социальные, межцивилизационные, межкультурные, межконфессиональные взаимодействия:
- геополитическое положение Юга России и его влияние на характер социально-экономического развития и безопасности региона;
- межкультурные взаимодействия народов Юга России;
- эволюция исламского движения в контексте социальных трансформаций на Юге России;
- проблемы адаптации народов Юга России к социальным трансформациям.
3. Исследовать региональные факторы и технологии правового обеспечения национальной безопасности на Юге России:
- политико-правовые и социально-культурные технологии обеспечения безопасности Юга России;
- социальные, политические и правовые факторы формирования миграционной безопасности;
- системы и технологии обеспечения безопасности личности, общества и государства: военная, информационная и экологическая безопасность;
- методы социальной диагностики, прогнозирования, проектирования и экспертизы безопасности особо опасных производств и объектов. Законодательное обеспечение качества и эффективности функционирования системы социального управления;
- антикоррупционная правовая политика и социальные механизмы ее реализации на Юге России.
4. Изучить проблемы формирования единого социального, культурного и образовательного пространства на Юге России;
- исследовать механизмы интеграции науки, образования и производства на Юге России, обеспечение перехода на инновационный путь развития;
- проблемы межэтнического развития в ЮФО, предупреждения конфликтов и социальных угроз и укрепления безопасности
- проблемы межрегионального и приграничного сотрудничества Юга России; влияние глобализации на социально-экономическое положение в регионе.
5. Научное сопровождение разрешения проблем Северо-Кавказского региона Российской Федерации;
- демографическая ситуация и ее влияние на занятость населения Северного Кавказа:
- разработать механизмы взаимодействия культур народов Северного Кавказа; подготовить и издать «Энциклопедию культур народов Юга России»;
- изучить гендерные и молодежные проблемы на Юге России и исследовать социальные технологии их разрешения
-  проблемы бедности и основные направления деятельности по ее сокращению и др.
Главная цель реализации данного проекта состоит в разработке теоретических положений и практических рекомендаций по использованию современных социальных технологий в регулировании и управлении социально-экономическим развитием Юга России.
Для реализации указанной цели предстоит решить следующие задачи:
- изучить, проанализировать и обобщить накопленный опыт, как реального социального проектирования, так и его научного сопровождения;
- сформировать банк данных о методиках, технологиях, процедурах, инструментариях социальной диагностики, прогнозирования, проектирования и экспертизы, о научных и проектных организациях, участвующих в разработке проблем развития Юга России;
- провести мониторинги состояния, уровня и качества социального проектирования Юга России;
- исследовать региональные особенности и возможности социального проектирования Юга России;
- разработать механизмы реализации национальных проектов «Здоровье», «Доступное жилье», «Образование», «Сельская местность» на Юге России;
- разработать методики, сценарии, технологии, нормативы, модели, концепции, инструментарий социального прогнозирования, диагностики и проектирования;
- принять участие в научном сопровождении разрабатываемых программ развития, как отдельных структур, субъектов, так и региона в целом;
- осуществить консультационную работу по вопросам социального проектирования;
- проводить экспертизу социальных проектов и т.д.
Реализация проекта должна базироваться на принципах деятельностного, целостного, системного, конструктивного подходов. Факторный анализ, принцип конфигурирования позволяют разработать эффективные социальные технологии, сориентированные на формирование гражданского общества, концентрированное использование природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов региона.
К ожидаемым результатам необходимо отнести:
- разработку социальных технологий и практических рекомендаций для органов государственного управления различного уровня, Полномочным представителям Президента РФ в ЮФО и СКФО по развитию социальных взаимодействий, способных создать условия для стабильного развития и обеспечения безопасности на Юге России;
- модели, концепции межрегионального сотрудничества и формирования партнерских отношений социальных групп, общественных организаций, политических партий, элит власти и бизнеса, научного сообщества;
- разработку реальных проектов различных предприятий, вузов, учреждений культуры, регионов Юга России на хоздоговорной основе;
- подготовку и издание сборника методологических и методических материалов по вопросам социальной диагностики, прогнозирования и проектирования;
Для выполнения программы необходимо создать единый научный центр или коллектив, который осуществлял бы функции координации работ и контроль их качества. Таким центром может стать Южный федеральный университет, накопивший большой опыт исследования социально-культурных проблем Юга России, где особое внимание уделяется социальному проектированию развития системы высшего образования, интеграции высшей школы и науки, межэтническим отношениям, обеспечению стабильности и безопасности, занятости населения, формированию культуры межнационального общения.
Южный федеральный университет представляет научные интересы вузов Северного Кавказа в ЮФО и СКФО в сфере координации и интеграции научно-учебных процессов, координирует вузовскую науку в регионе в области социально-гуманитарных исследований: кавказоведение, региональное религиоведение, педагогика, культурология, регионоведение и др.
Для обобщения и систематизации выработанных методов и методик и организации постоянного исследования комплексных межрегиональных проблем для региона и его высшей школы, необходимо организовать в структуре ЮФУ соответствующий исследовательский центр, который бы объединил коллективы специалистов, представленных сотрудниками Черноморско-Каспийского регионального научно-исследовательского центра РИСИ; Центра региональных исследований ИППК и факультетов ЮФУ; СКНЦ ВШ ЮФУ; научных региональных Центров РАН, НИИ социальных и экономических проблем Северного Кавказа ЮФУ, Кубанского, Адыгейского, Дагестанского, Кабардино-Балкарского, Ставропольского, Чеченского, и других университетов, в том числе и зарубежных.
Центр комплексных межрегиональных исследований необходимо создать, для достижения научных, образовательных, просветительских, социальных, культурных, и иных целей в области комплексного изучения социально-политических, экономических и научных процессов в федеральных округах юга России.
Его главными задачами станут:
- привлечение интеллектуального потенциала высшей школы с целью содействия процессам социально-экономических и научно-технических преобразований на региональном уровне;
- привлечение научно-производственного потенциала и ресурсов регионов с целью их активного участия в развитии сферы образования и ее утверждения как одного из важнейших факторов влияния на преодоление кризисных явлений и обеспечение наиболее устойчивого развития регионов;
- решение региональных задач на основе долевого участия субъектов РФ и привлечения других источников финансирования на региональном и международном уровне;
- придание исследованиям и разработкам межрегиональной ориентации, поддержка проектов, которые, при успешном их выполнении, могут быть в дальнейшем воспроизведены вузами в других административных формированиях.
- представление научных подпрограмм в ассоциациях экономического взаимодействия и согласование в дальнейшем условий сотрудничества с целью совместного решения приоритетных социально-экономических и научно-технических задач развития регионов;
- установление деловых контактов и проведение совместных исследований с участием органов государственного управления в области образования, науки, социальной сферы субъектов РФ.
Региональная составляющая государственной научно-технической политики приобрела, в последнее время, большое значение в России. Подобная тенденция вызвана неравномерностью уровней социально-экономического развития отдельных регионов, которая порождала экономическую и социальную напряженность, как в регионах, так и между ними, а зачастую являлась причиной политических противоречий.
Вместе с тем,  многократно подтвержденным и общепризнанным стало то обстоятельство, что обеспечить высокую конкурентоспособность экономики (как общенациональной, так и региональной) и современные стандарты качества жизни объективно невозможно кроме как на основе научно-технического прогресса, реализующегося в рамках постоянного динамичного инновационного процесса. Именно эффективный наукоемкий инновационный процесс является магистральным путем повышения жизненного уровня населения в результате роста производительности труда, создания новых рабочих мест, улучшения сферы социальных услуг и повышения конкурентоспособности на мировом рынке.
В то же время, инновационная деятельность по природе своей тяготеет к децентрализованному управлению, а ее эффективность во многом облегчается географической приближенностью источников и получателей новых технологий.

Литература:

  1. Сущий С.Я. Предложения в проект программы «Региональная специфика трансформационных процессов на Юге России и модели адаптации населения к социальным изменениям. Представлен в СКНЦ ВШ ЮФУ. 2007.