×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon@ivdon.ru

Градостроительство Ростова-на-Дону в 1920-е гг. – концепции и реализация

Аннотация

А.Г. Токарев

Советская архитектура и градостроительство 1920 – начала 30-х гг. заслуженно признается отечественными и зарубежными исследователями как ярчайший период в мировой истории. Особенность градостроительства Ростова 1920-х гг., – участие в разработке планировки  города ведущих отечественных градостроителей – А.П.Иваницкого, С.С.Шестакова, В.Н.Семенова, которые воплотили в своих проектах передовые градостроительные концепции тех лет. Ростов являлся крупнейшим Краевым административным и торгово-промышленным центром Северного Кавказа. Это предполагало активное развитие его градостроительной структуры. В статье рассматриваются основные концепции развития Ростова и реальные результаты градостроительной деятельности в 1920-е гг.
Ключевые слова: градостроительство, 1920-е гг., концепции, реализация.

05.23.01 - Строительные конструкции, здания и сооружения

В послереволюционный период строительство в Ростове возобновляется с 1922 – 23 гг. путем "широкого развития мелкого индивидуального жилищного строительства" [1, с.11;  2, с.14; 3, л.8]. Основное строительство развернулось на окраинах города.
На плане Ростова 1924 г. отмечены первые новые районы [4]. На западной границе города - "Красный город-сад" одноименного Рабочего жилищно-строительного кооперативного товарищества, организованного в 1923г. [5, с.16]. На северо-западной границе - Первомайский поселок у Нового поселения. Новые районы были намечены и на северо-западной границе Нахичевани между поселком Берберовка и 3-й рощей . Планировочная структура поселков отличалась разнообразием композиционных решений: сочетанием прямоугольных, лучевых, радиальных, кольцевых композиций. Поселки проектировались с общественными центрами – с площадями, имеющими круглые, овальные очертания. Для новых районов характерными являлась густая сеть улиц и кварталы незначительных размеров.
Планировочная структура кварталов в новых районах формировалась на регулярных принципах. Жилые дома выстраивались по периметру квартала, как правило, вдоль красной линии. Форма и размеры жилых кварталов отличались большим разнообразием.
Застройка в новых районах велась деревянными, саманными и кирпичными одноэтажными жилыми домами усадебного типа на одну семью или  блокированными на две семьи. Планировочная структура и внешний облик построек были традиционными, многие из которых представляли обыкновенные рубленые избы [5, с.15].
Новые рабочие районы проектировались под воздействием градостроительной концепции города-сада, получившей реализацию в России еще в дореволюционный период [6, с.11]. В 20-е гг. идея города-сада получила широкое распространение в различных городах России, на что указывается многими исследователями [6,с.11; 7,с.43,73,74; 8,с.5,6; 9,с.55; 10,с.29; 11]. Сторонниками идеи города-сада выступали такие известные градостроители и архитекторы, как В.Семенов, А.Иваницкий, Г.Бархин и др. [11]. В частности, в работах В.Семенова доказывалась необходимость увеличения зелени в городе, целесообразность небольшого размера поселения и рентабельность малоэтажного жилищного строительства [8,с.5; 10,с.29].
В новых районах резко снижался процент застройки и плотность заселения [10,с.61]. Одноэтажные жилые дома размещались среди зелени на отдельных приусадебных участках. Планировочная структура поселков отличалась наличием садов и парков, размещением общественных зданий в центре жилой застройки [7,с.53; 6,с.8]. В ростовской практике наиболее характерным  примером может  служить рабочий поселок "Красный город-сад". Авторами проекта, утвержденного в феврале 1924 г. являются С.Кршижановский, В.Куликов, И.Турусов [12,л.5,8,21]. Из описания проекта арх. В.Куликовым следует, что под общественные сады, скверы и парки отводилось 15% площади поселка, под усадебные участки 60%, под улицы и площади 25%. В проекте было намечено 50 кварталов с 830 усадебными участками, 5 площадей, 10 садов в различных местах поселка [13,с.33]. В 1924 г. в "Красном городе-саде" было возведено 5 одноэтажных двухквартирных жилых домов [14,с.48].
Влияние идей города-сада сказывалось до конца десятилетия, однако уже к середине 20-х гг. "все очевидней становились экономическая нецелесообразность низкой плотности индивидуальной застройки в городе и ее несовместимость с идеями коллективного быта…" [9,с.74].
Пути развития жилищного строительства в середине 20-х обсуждались в ростовской печати. В статье "Идеал рабочего жилища", опубликованной в журнале "Жилищное строительство" (1925г., №14-16), автор пишет: "Мы вступили на путь интенсивного  жилищного строительства…, но это строительство идет как-то стихийно.… Здесь мы имеем один только пример организованного строительства - это "Красный город-сад" рабочих Ленинских железнодорожных мастерских, остальные за последние два года выстроили сотни глиняных мазанок на окраинах города…Дом-коммуна или дом-особняк должен стать нашим идеалом? Это требует детального обсуждения… …если идеалом рабочего жилища для строительства поселкового типа должен быть признан особняк, то для застройки свободных участков центра и прилегающих к ним районов придется применять тип многоэтажного дома" [16,с.4-10].

О недостатках малоэтажного строительства, в особенности "мелкого индивидуального строительства", отмечалось и позднее - в 1931г.: "Начиная с 1922г. благодаря острой нужде в жилищах, Ростов-на-Дону вступил на путь широкого развития мелкого индивидуального жилстроительства.…Благодаря этому селитебная площадь города увеличилась на тысячу с лишним гектаров. Ростов оброс огромным количеством новых, совершенно неблагоустроенных окраин.…Такого стихийного развития индивидуального строительства, какое имел за последнее десятилетие Ростов, нельзя отметить ни в одном крупном городском центре СССР" [1,с11]. Подобные проблемы возникали во многих промышленных центрах, строительство в которых в середине 20-х принимало характер "полукрестьянского" [17,с.721].
Помимо индивидуального (частного) строительства в 1920-е гг. в Ростове широкое распространение получила жилищно-строительная кооперация, объем строительства которой был соизмерим с государственным строительством, а порой и превосходил его [1,с.9]. В 1925г. в Ростове насчитывалось 59 рабочих жилищно-строительных кооперативных товариществ (РЖСКТ) [5, с.15]. Среди многочисленных жилищно-строительных кооперативов наиболее крупными в середине 20-х гг. наряду с "Красным городом-садом" являлись "Трамвайщик", "Транспортник", "Новый быт", "Табачник", и др. Первые годы строительной кооперации также отмечаются малоэтажным строительством. До 1925г. велось строительство 1-этажных типовых домов усадебного типа на 1-2 квартиры.
Таким образом, малоэтажное строительство было преобладающим по объему строительства в 1924-25гг., что было характерно для всей страны [7,с.102; 18,с.15]. К середине 20-х гг. в советском градостроительстве начало складываться понимание экономической нерентабельности и социальной неприемлемости в городе застройки усадебного типа. "Острая потребность в жилище и недостаток в средствах заставляли уделять больше внимания вопросам экономической рентабельности строительства, что привело почти повсеместно к замене усадебного типа застройки кварталами из секционных домов" [8,с.7; 19,с.271].
Если на окраинах Ростова в новых районах преобладало малоэтажное строительство, то в центральной части города с середины 1920-х гг. велось строительство многоквартирных жилых домов в 3 – 5 этажей, а также крупных жилых комплексов.
Особенностью градостроительства Ростова 1920-х гг., явилось участие в разработке планировки  города ведущих отечественных градостроителей – А.П.Иваницкого, С.С.Шестакова, В.Н.Семенова. Ростов являлся крупнейшим Краевым административным и торгово-промышленным центром Северного Кавказа. Это предполагало активное развитие города в ближайшие десятилетия. В большинстве из разрабатываемых проектов, прогнозировался рост населения Ростова в предстоящие 25 лет до 1.000.000 человек и больше. Все это делало необходимым составление детально разработанной схемы дальнейшего развития города.
В конце 1927 г. профессором С.С.Шестаковым была составлена схема общей планировки «Большого Ростова» [3, с.136 - 168]. В пояснительной записке подробно рассматривались различные аспекты проекта развития Ростова и Нахичевани-на-Дону. Предполагалось, что благодаря своему исключительно выгодному положению население в объединенном городе Ростове-Нахичевани с прилегающими станицами через 25 лет составит 1.200.000 жителей.
Средняя плотность населения для «Большого Ростова» по проекту принималась 60 человек на гектар. Как указывалось С.Шестаковым в пояснительной записке «такую плотность имеет Нью-Йорк и такая плотность принята для «Большой Москвы» [3, л.138]. Исходя из предполагаемого числа жителей и средней плотности, необходимая для Ростова территория была определена в 20.000 га. Проектом предусматривалось и перспективное развитие города на следующие два периода в 15 и 10 лет, с увеличением необходимого земельного фонда до 40.000 га.
Проектом С.С.Шестакова предусматривались следующие площади районов города: 

Основная территория города на период 1927 – 1952 гг.


Жилищные районы

8.000 га (40 %)

Административно-деловые

800 га (4 %)

Торгово-промышленный район
(на старой территории города)

3.000 га (15 %)

Промышленный новый район

2.000 га (10 %)

Торговый новый район

1.000 га (5 %)

Районы особого назначения

200 га (1 %)

Садово-парковые районы

5.000 га (25 %)

Итого

20.000 га (100 %)

Дополнительный земельный фонд на период 1952 – 1977 гг.


Защитная зеленая зона

11.000 га

Пограничная сельскохозяйственная зона

9.000 га

Итого

20.000 га

Задонская территория


Задонский район

20.000 га

Итого

20.000 га

Всего

60.000 га

В основную территорию Большого Ростова включались Верхне-Гниловская и Нижне-Гниловская станицы, г. Ростов, г. Нахичевань, станицы Александровская, Аксайская и новая добавочная площадь к северу от названных поселений. Целесообразным считалось и включение в Большой Ростов левобережных территорий – Батайска и станицы Ольгинской.
На ближайшие 25 лет вокруг основной территории Ростова предлагалось запланировать две защитные зоны. Первая зона планировалась под садово-парковый район, а вторая – в сельскохозяйственный. По истечении 25 лет садово-парковый район предполагалось застроить с использованием выросших зеленых насаждений. Сельскохозяйственный район служил пограничной зоной, препятствующей появлению пригородов – «антисанитарных наростов города» [3, л. 141].
На новой территории города среди жилых районов планировалось устройство трех административно-деловых районов – центрального (северная часть города), восточного и западного [3, л. 147].
Старая территория города отводилась под торгово-промышленный район. В районе Верхне-Гниловской и Нижне-Гниловской станиц вниз по течению реки размещались промышленные предприятия.
Часть новой территории Ростова была детально проработана  с выявлением различного типа застройки – как индивидуальной, так и  многоэтажной [3, л.152].
Особенностью проекта явилось и то, что крупные районы новой территории разделялись на несколько районов меньшей площади, окруженных магистральными путями сообщения. Эти районы «заключают в себя все нужное для повседневной жизни» - скверы, бульвары для отдыха, площади для торговли и занятий спортом, школы, лечебные и другие общественные учреждения. Планировочные принципы жилых районов, предложенные С.С.Шестаковым, до этого не имели аналогов в градостроительной практике Ростова.
В проекте «Большого Ростова» разрабатывалась и схема магистралей будущего города. Решалась важная проблема связи транспортными  магистралями старой и новой территории города и преодоления существующих преград для развития города в виде железной дороги и Безымянной балки. Поперечные  проспекты Ростова – Буденновский и Ворошиловский и другие продолжались с пересечением железнодорожной магистрали путепроводами и мостами. Поперек балки проспекты проходили по дамбам с арочными мостами.
Судя по документам, некоторые прогнозы, высказанные С.С.Шестаковым в нереализованном проекте «Большого Ростова», были использованы в разработках местных планировщиков – например в проекте частичной планировки Ростова, составленным в 1928 г. инженером А.К.Кривошеевым [3, л.38 - 39]. Этим проектом предусматривались градостроительные мероприятия в трех основных направлениях:
1. Уплотнение существующей застройки города;
2. Застройки неосвоенных территорий города («Красный город-сад», район «Ростов-гора» и др.);
3. Открытие новых территорий.
Новые территории развивали город в восточном, северном и западном направлениях за счет устройства поселков, предназначенных в основном для индивидуальной застройки. В проекте были запроектированы три новых поселка. Первый -  у станицы Верхне-Гниловской рядом с «Красным городом-садом», второй -   севернее станицы Александровской (не реализован). Третий поселок – «Северный» был запланирован и в последствии выстроен к северо-востоку от поселка Новый город (1927 г.) за опытным сельскохозяйственным полем. Для поселков предусматривались специально разработанные типовые проекты застраиваемых участков. В этом же 1928 г. был разработан проект поселка у городских дач на северо-западной окраине города.
Из архивных документов 1928 г. следует, что один из проектов территориального развития Ростова в этот год создавался при консультациях В.Н.Семенова [3, л.84].
В 1928 г. Президиумом ВЦИК принимается постановление об объединении городов Ростова и Нахичевани-на-Дону. За объединенными городами было оставлено название Ростов-на-Дону [20].
В 1929 г. проект частичной планировки Ростова-на-Дону был составлен А.П.Иваницким. Проектом предусматривалось создание нового жилого района площадью около 1300 га на севере от существующего города [21; 22].
Одновременно с проектом частичной планировки А.Иваницким был выполнен эскизный проект всей территории Ростова в расчете на перспективное развитие в течение 25 лет. Предположительная численность населения города должна была составить 1 – 1,5 млн. жителей.
В предложенной планировочной схеме города решалось несколько основных задач.

  • Радиально-хордовой системой магистралей осуществлялась связь новой территории с существующим городом.
  • На периферии города выделялись фокусы транзитного движения, которые связывались с портом и вокзалами, а также трактами на Новочеркасск и Таганрог.
  • В отдельном районе сосредотачивалась вся крупная промышленность.
  • Выделялась зеленая зона, глубоко проникающая в структуру будущего города.
  • За счет расширения существующих улиц и пробивки новых устанавливались связи между новыми районами и существующим городом.

А.Иваницким решалась задача рационального использования городской территории, в связи с чем изучались возможности увеличения размеров кварталов при уменьшении протяженности уличной сети, повышения этажности и плотности жилой застройки, как в новом, так и в существующем районе города [21, с.58 - 60].
Также как и в проекте С.С.Шестакова, идеи значительного укрупнения жилых кварталов, их озеленения и введения в их структуру культурно-бытовой функции, явились значительным новшеством для градостроительной практики Ростова, оказавшим влияние на принципы развития жилой застройки последующих десятилетий.
Планировочная схема представлялась А.Иваницким на заседании Городской Планировочной Комиссии и была по достоинству оценена ее членами (в состав комиссии входили ведущие ростовские архитекторы) [3, л.198]. На заседании комиссии присутствовали В.В.Попов, П.Я.Любимов, П.С.Калашников. В.Поповым была высоко оценена разработка А.Иваницкого – «Конечно, ничего тут не возразишь против прекрасно разработанной схемы, лучше трудно придумать…». Отмечалось и экономичность предложенных укрупненных размеров кварталов до 350 на 90 и 185 метров. Однако высказывалось замечание о том, что схема ориентирована на будущее, но не вполне решает сиюминутные проблемы. Кроме того, делались замечания о необходимости перехода на кооперативное строительство и отказа от строительства индивидуального [3, л.198 – 200]. В свою очередь А.Иваницким обосновывались предложенные проектные решения, вызвавшие вопросы или возражения. 
Предложения А.П.Иваницкого оказали влияние на формирование градостроительного мышления архитекторов, работавших в Ростове [22, с. 75].
Проектные разработки А.Иваницкого в Ростове-на-Дону стали одной из первых ступеней перехода к новым формам планировки и застройки городов, соответствующим новым условиям социальной организации жилого района [21, с.63]. Кроме того, работа А.П.Иваницкого «явилась первым и самым ярким градостроительным прогнозом будущего развития крупнейшего города Юга России». Практическое осуществление предложенных идей, подвергаясь существенным трансформациям, растянулось на большой период времени [22, с.75].
В проекте частичной планировки Ростова в районе между поселком Новый город и существующей застройкой, выполненным ростовскими специалистами в марте 1930 г., были использованы основные положения проекта частичной планировки А.П.Иваницкого [3, л. 240 – 242]. Многие из этих проектных предложений, касающихся пробивки новых улиц и расширения существующих, были реализованы. И до настоящего времени запланированные в те годы магистрали являются важнейшими структурными элементами градостроительной системы Ростова.
В 1931 г. вновь возникает вопрос о разработке очередного проекта планировки Ростова с включением в него всех пригородных земель и поселков (Батайск, Александровка, Аксай и др.) [20].
В 1932 г. генеральная схема планировки Ростова разрабатывается Д.Е.Шибаевым [23]. К этому времени происходят значительные изменения в творческой направленности советской архитектуры. В 1931 г. состоялся первый тур  конкурса на проект Дворца Советов в Москве. 28 февраля 1932 г. принимается постановление Совета строительства Дворца Советов при Президиуме ЦИК СССР «Об организации работ по окончательному составлению проекта Дворца Советов СССР в гор. Москве». В принятом постановлении говорилось, что «поиски должны быть направлены к использованию как новых, так и лучших приемов классической архитектуры». Итоги состоявшегося в 1932 г. второго тура конкурса подтвердили ориентацию на освоение классического наследия.
Эти тенденции нашли отражение в материалах предварительной проработки второй пятилетки 1933 – 37 гг., изданных Ростовским Городским Советом в конце 1932 г., где рассматривались основные вопросы развития территории города, а также его архитектурного оформления. В документе указывалось на необходимость архитектурно-планировочного оформления Ростова. Особое внимание уделялось необходимости формирования фасада города со стороны реки, оформления въезда в город со стороны вокзала. Указывалось также на то, что «город должен иметь ряд новых площадей и художественно исполненных памятников» [23, с.66].
Проектом планировки предусматривалось основное развитие города в западном направлении с созданием крупнейшего промышленного района. Жилые массивы предполагалось создать и на других окраинах города. Значительное жилищное строительство должно было развернуться и в центральной части города за счет постройки новых крупных зданий, а также надстройки существующих [23].
Реальное градостроительное развитие Ростова в 1920 – начале 30-х гг. шло по пути значительного увеличения городской территории в западном, серном и восточном направлениях за счет создания новых районов на окраинах города. В поселках, которые проектировались как самостоятельные селитебные образования,  преобладала малоэтажная застройка усадебного типа. К 1931 г. новые районы охватили кольцом город со всех сторон, значительно увеличив его территорию. Градостроительные мероприятия в центральной части ограничивались реконструкцией существующих площадей на центральной улице Ф. Энгельса (Б.Садовой) с обновлением системы городских доминант, а также застройкой свободных территорий и уплотнением существующих кварталов.

 

Литература

1. Состояние и первоочередные задачи развития городского хозяйства г.Ростова-на-Дону [Текст]  – Ростов-на-Дону: Северный Кавказ, 1931.
2. Ямпольский М.Л. Спутник экскурсанта по гг. Ростову – Нахичевани-на-Дону и окрестным городам [Текст] / М.Л.Ямпольский – Ростов-на-Дону, 1927.
3. ГАРО.Ф.Р-175.Оп.1.Д.145.
4. ГАРО. Ф.Р.-2613.Оп.1. Д.141.
5. Жилищное строительство [Текст] : Ростов-на-Дону – 1925. – №17-18.
6. Из истории советской архитектуры 1917-1925гг. Документы и материалы [Текст] – М.: АН СССР, 1963.
7. Хазанова В.Э. Советская архитектура первых лет Октября. 1917–1925гг. [Текст] / В.Э. Хазанова. – М.: Наука, 1970.
8. Архитектура советской России / Под ред. Ю.С.Яралова [Текст]  – М.: Стройиздат, 1975.
9. Журавлев А.М. Архитектура советской России [Текст] / А.М.Журавлев, А.В.Иконников, А.В. Рочегов – М.: Стройиздат, 1987.
10. Рябушин А.В. Гуманизм советской архитектуры [Текст] / А.В.Рябушин – М.: Стройиздат, 1986.
11. Астафьева-Длугач М.И. В.Н.Семенов [Текст] / М.И.Астафьева-Длугач // Архитектура СССР. – 1986. - № 5.
12. ГАРО.Ф.Р-2598.Оп.1.Д525.
13. Жилищное строительство [Текст] : Ростов-на-Дону. - 1925. – №2-3.
14. Жилищное строительство [Текст] : Ростов-на-Дону.  1927. – №4.
15. Глебов-Авилов Н.П. Сельмашстрой. Ростовский-на-Дону завод сельскохозяйственного машиностроения [Текст] / Н.П.Глебов-Авилов – Ростов-на-Дону: Северный Кавказ, 1930.
16. Жилищное строительство [Текст] : Ростов-на-Дону –  1925. – №14-16.
17. Вольфензон Г. Рабочее поселковое строительство [Текст] / Г.Вольфензон // Строительная промышленность. – 1926. – №10.
18. Кириллов В.В. Из истории градостроительства Подмосковья в первые годы советской власти (проекты и практика строительства) [Текст] / В.В. Кириллов // Русский город (материалы и исследования). – М.: МГУ, 1979. – Вып.2.
19. Кривов А.С. Три революции в жилищной политике советского государства [Текст] / А.С.Кривов // Образы истории отечественной архитектуры Новейшего времени. – М.: НИИТАГ РААСН, 1996.
20. Есаулов Г.В. Архитектурная летопись Ростова-на-Дону [Текст] / Г.В.Есаулов, В.А.Черницина – Ростов-на-Дону, 1999.
21. Давидович В.Г. Александр Иваницкий [Текст] / В.Г.Давидович, Т.А.Чижикова – М.: Стройиздат, 1973.
22. Есаулов Г.В. Градостроительное наследие Ростова-на-Дону  как отражение эволюции в градостроительстве Юга России в XVIII – XX веках [Текст] / Г.В.Есаулов // Научная мысль Кавказа, Издательство СКНЦ. –1999, № 4.
23. Ростов во второй пятилетке 1933 – 1937 (материалы предварительной проработки второй пятилетки) [Текст] / Ростов-на-Дону: Издание Горсовета, 1932.

В 1927 – 31 гг. в этом районе был выстроен поселок Сельмашстроя. В рабочем поселке за несколько лет было выстроено более сотни зданий, как жилого, та и общественного назначения. Поселок строился с расчетом на 25000 жителей с развитой системой культурно-бытового обслуживания. Отдаленность поселка Сельмашстроя от города и его значительные размеры обусловили строительство большого количества общественных зданий различного назначения: Дворец Культуры, амбулатория, фабрика-кухня, школа-семилетка, детские сады, ясли, столовая, баня, молочная кухня и консультация, гостиница, кооперативный магазин, центральная общественная прачечная [15, с.69].