×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Актуальные аспекты формирования рынка жилищно-коммунальных услуг

Аннотация

А.Л. Кирсанов

В статье рассмотрены актуальные  проблемы  формирования рынка жилищно-коммунальных услуг. Освещены основные направления правовой регламентации деятельности предприятий, как методы создания управляемой конкуренции.
Ключевые слова: Рынок жилищно-коммунальных услуг, жилищно-коммунальное хозяйство, конкуренция.

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

Рынок жилищно-коммунальных услуг является потенциально конкурентным. Он достаточно сегментирован по уровню доходов бытовых потребителей, поэтому сервисные компании должны проводить такую политику, которая позволяла бы придерживаться задачи обеспечения фиксированного перечня услуг с установленными качественными параметрами – для наименее обеспеченной части населения, и задачи удовлетворения широкого спектра потребностей – для наиболее обеспеченной части населения. В жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации произошли значительные изменения, связанные с реформированием отрасли, переводом ее на рыночные отношения.
Решение жилищной проблемы,  функционирование всей территориальной инфраструктуры основывается на нормах Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики», положениями которого являются: разграничение прав собственности и хозяйствования, перехода к договорным отношениям собственников основных фондов ЖКХ с предприятиями, создание конкурентной среды в сфере коммунального обслуживания; изменение системы финансирования отрасли; переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.
В настоящее время из-за высоких рисков инвестирования, низкой прозрачности в сфере корпоративного и финансового управления жилищных и коммунальных предприятий объемы заемного финансирования проектов развития жилищно-коммунальной инфраструктуры незначительны. Попытки выхода на бездефицитные бюджеты на местном уровне привели к снижению финансирования затрат ЖКХ. В результате произошло резкое снижение уровня годности основных фондов. Износ коммунальной инфраструктуры составляет почти 60 процентов, около четверти основных фондов отслужили свой срок. Удельный вес ветхого и аварийного жилья составляет около 2% от всего жилищного фонда, в нем проживает почти 2 млн. человек.  Потери тепла, связанные с утечками из-за внутренней и внешней коррозии труб составляет 10-15%, а срок службы теплотрасс по этой причине в настоящее время в 4-6 раз ниже нормативного. Суммарные тепловые потери в сетях достигают 30% от произведенной тепловой энергии, что эквивалентно 60-90 млн. тонн топлива в год.
Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики, полностью уступил место аварийно-восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых в 2,5-3 раза выше, чем затраты на плановый ремонт таких же объектов. Это ведет к накапливанию ремонтов и снижению их надежности. В результате имеются проблемы качественного обеспечения населения страны питьевой водой. Более третьей части подаваемой в сеть воды не соответствует санитарным требованиям. Срочной модернизации требует около 30% мощностей водопровода - 27 млн. куб метров  и 16% водопроводных сетей- 73.6 тыс. куб метров. В этих условиях жилищно-коммунальные предприятия не имеют стимулов оптимизации структуры тарифов, снижения нерациональных затрат материально-технических ресурсов. В итоге, затраты электроэнергии на производство и реализацию 1 куб. метра воды на 30% выше среднеевропейского уровня. Удельное потребление воды на 1 жителя в 1.5-2 раза выше, чем западноевропейских странах.
В жилищной сфере не удалось в полной мере воспользоваться преимуществами развития конкурентных рынков управления и эксплуатации жилья, поскольку в условиях нестабильности и недостаточного финансирования оказалось невозможным добиться полноценных договорных отношений. Невыполнение бюджетом своих обязательств и отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов, обуславливают непривлекательность отрасли для частных инвестиций. Создание условий для частных инвестиций могло бы изменить финансовое положение отрасли в перспективе. Проблему инвестиционной привлекательности коммунального сектора следует решать комплексно и последовательно. В условиях убыточной деятельности предприятий коммунального комплекса для частного инвестора важна способность предприятий к самовосстановлению на основе экономически обоснованного плана финансового его оздоровления.
Осуществляемая реформа жилищно-коммунального хозяйства - одно из важнейших направлений социально-экономических преобразований в РФ. Из вопроса «местного значения» реформа ЖКХ превратилась в ключевой вопрос государственной политики, без решения которого успешное преодоление бюджетного кризиса является проблематичным. Методами создания управляемой конкуренции являются: правовая регламентация деятельности предприятий; регулирование и контроль ценообразования на продукцию и услуги ресурсоснабжающих предприятий ЖКХ; организация конкурсного отбора предприятий, оказывающих те или иные услуги, по определенным параметрам.
По признакам состояния рынка оказываемых услуг ресурсоснабжающие предприятия ЖКХ относятся к хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность в условиях естественной монополии и подлежат государственному регулированию и контролю в соответствии с положениями Федерального закона “О естественных монополиях”. Следует выделить  три уровня, на которых действуют субъекты естественной монополии: федеральный, региональный и местный, так как сферы деятельности таких хозяйствующих субъектов и границы рынков, как правило, не совпадают. Но условия, в которых такие субъекты осуществляют свою деятельность на соответствующих товарных рынках, едины для всех и законодательно закреплены в определении естественной монополии.
С 18 июня 2011 г. вступил в силу Федеральный Закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Главной целью закона является обеспечение правовой защищенности собственников в многоквартирном  доме при выборе способов управления (непосредственное управление собственниками, ТСЖ, либо управляющая компания). Ключевым направлением закона является контроль со стороны органов государственной власти и собственниками квартир за структурами по управлению многоквартирными домами.
В Законе обозначено, что созданные государственные структуры (жилинспекции, жилкомиссии), которые следят за сохранностью и использованием жилищного фонда вправе проверять обоснованность создания ТСЖ, законность их уставов, избрания их руководителей. До 1 марта 2013 г. Жилищные комиссии должны проверить законность создания всех существующих ТСЖ и избрания управляющих компаний. При поступлении жалоб от жителей конкретного дома они будут проверены в первую очередь. Упрощается выход одного или несколько домов, управляемых ТСЖ-монстром, часто организованного застройщиком,  для самостоятельного управления по решению собственниками жилья дома. Для многоквартирных домов, где ТСЖ не созданы, устанавливается возможность создания совета дома (домовых комитетов), которые по  инициативе собственников смогут контролировать оформление актов выполненных работ, качество и тарифы коммунальных услуг, представлять их интересы в суде.
Решение о реорганизации товарищества собственников жилья может быть принято на общем собрании собственников помещений большинством голосов от общего числа собственников в данном доме, что окажет существенное влияние на снижение риска злоупотреблений при организации товариществ собственников жилья. Если товарищество не создано, то реальная власть в управлении многоквартирным домом переходит совету дома. Эти направления закреплены в новых принципиальных поправках в Жилищный кодекс. Разработка мер по законодательному регулированию и контролю деятельности субъектов естественной монополии  является одним из важнейших направлений реформирования ЖКХ и повышения эффективности управления рынком жилищно-коммунальных услуг.

Библиографический список


1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г.
2. Федеральный Закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13 мая 2011 г.
3. Болдырева И. А. Реформирование финансового механизма  сферы жилищно-коммунальных услуг в  трансформирующейся экономике России // Ростов-на-Дону, Изд-во СКНЦ ВШ- 2006
4.Жерневский К.В. Анализ эффективности управления комплексом недвижимости в товариществе собственников жилья //Экономические науки - 2007. №9.
5.Черняк В.З. Жилищно-коммунальное хозяйство: Развитие, управление, экономика. //Учебное пособие. М. Кнорус - 2008 г.