×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Основы управления развитием эколого-экономической системы природопользования на железнодорожном транспорте

Аннотация

Е.Л. Кузина

В статье рассмотрено взаимодействие элементов, составляющих эколого-экономическую систему природопользования на железнодорожном транспорте. Определена цель управления развитием названной системы: повышение эффективности деятельности объектов железнодорожного транспорта и повышение качества использования окружающей среды на урбанизированных территориях.
Ключевые слова: окружающая среда, управление,  эколого-экономическая система, экологическая безопасность.

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

Современная эколого-экономическая система природопользования на железнодорожном транспорте испытывает на себе воздействие глобализации, научно-технического прогресса, усиленное особенностями хозяйственной деятельности. Важным условием обеспечения ее стабильности и устойчивого развития на современном этапе является инновационный характер процесса воспроизводства и эффективное управление его развитием. Управление развитием эколого-экономической системы природопользования на железнодорожном транспорте направлено,  в первую очередь, на совершенствование методов управления охраной окружающей среды, разработку и внедрение новых подходов к повышению социально-экономической эффективности использования природных ресурсов. Это позволит обеспечить расширенное воспроизводство транспортных услуг и устойчивое развитие компонентов окружающей среды на урбанизированных территориях[4].
Значимость решения проблемы совершенствования управления развитием эколого-экономической системы природопользования на железнодорожном транспорте определяется основными направлениями  эколого-экономической политики такими, как необходимость совершенствования социально-экономической оценки эффективности и устойчивости природопользования и формирования среды обитаниях в социо-эколого-экономических системах разных уровней, обеспечение повышения качества природопользования и повышения заинтересованности предприятий в реализации экологически значимых мероприятий, формирование программ повышения эффективности и устойчивости функционирования предприятий за счет их экологизации. Последние определяют формирование основ современной теории экономики природопользования и встраивают в ряд экологических ценностей и экономических предпочтений  совокупность новых знаний, затрагивающих различные аспекты развития такого понятия, как эколого-экономическая система[2]. Однако недостаточное внимание к исследованию процессов, происходящих в системе эффективного природопользования в железнодорожной отрасли и, особенно, в самой эколого-экономической системе природопользования и сопутствующем ее развитию инновационно-инвестиционном механизме, делает весьма актуальными различные  аспекты теоретико-методологического и эмпирико-фактографического изучения механизма управления развитием этой системы в целях обоснования управленческих решений в направлении обеспечения устойчивого социо-эколого-экономического развития урбанизированных территорий[1].
В настоящее время перспективные подходы к формированию организационно-экономического механизма природопользования на различных уровнях управления социально-экономическим развитием предполагают разработку адаптивных региональных эколого-экономических систем, позволяющих планировать и развивать подсистему железнодорожного транспорта с учетом допустимого уровня эффективного природопользования, новых организационно-экономических подходов к управлению на основе современных методов экономико-математического моделирования и информационных технологий. Основу такого методического подхода должны составить принципы программно-ориентированного подхода к управлению развитием эколого-экономической системы на основе разработки имитационной модели для формирования сценариев ее развития в процессе принятия управленческих решений на железнодорожном транспорте [5].
Решению проблем менеджмента качества и охраны окружающей среды, безусловно, способствует общая теория менеджмента, значительный вклад в разработку которой внесли А.Аверченков, Ю.Адлер, Т.Акимова, О.Балацкий, В.Войтоловский, Т.Волков, А.Гличев, А.Голуб, В.Гончаров, Е.Горбашко, К.Гофман, А.Гусев, В.Корольков, М.Круглов, Н.Лукьянчиков, Н.Лункевич, Р.Мамин, В.Мацута, Г.Нив, Д.Львов, В.Окрепилов, И.Потравный, Б.Прыкин, В.Сиськов, М.Свиткин, Е.Стоянова, Р.Фатхутдинов, В.Швец, А.Шеер, Э.Деминг, Дж.Джуран, К.Исикава, Т.Конти, Ф.Котлер, М.Мескон, М.Портер, Л.Фишер, М.Хаммер, Дж.Харрингтон, Д.Чампи и др.
Большой вклад в решение проблем по охране и обеспечению качества окружающей среды внесли Ю.Арский, И.Белюченко, В.Беспалов, В.Данилов-Данильян, В.Журавлев, В.Игнатов, К.Кондратьев, Д.Кривошеин, Ю.Марков, Л.Мельник, Л.Муравей, Н.Орехов, В.Протасов, М.Россинская, С.Тяглов, В.Чапек, А.Чешев и др. Разработка инструментария прогнозно-программного обеспечения устойчивого развития объектов экономики нашла отражение в научных публикациях А.Бачурина, С.Григорьева, К.Гусевой, О.Дмитриевой, А.Ефимова, В.Кириченко, В.Лексина, Н.Некрасова, П.Орешина, Н.Пахомовой, К.Рихтера, В.Тамбовцева и др.
Развитие теории и практики менеджмента качества окружающей среды приводит к формированию все новых направлений, которые, несомненно, нуждаются в своем теоретико-методологическом обосновании. Одним из таких направлений по праву считается экологический менеджмент качества окружающей среды в подсистеме железнодорожного транспорта.
В качестве общей теоретико-методологической основы для изучения проблем управления развитием эколого-экономической системы  использован системный подход. При этом эколого-экономическая система природопользования на железнодорожном транспорте рассмотрена, как целостность с особыми свойствами, состоящая из элементов и подсистем, как  целенаправленная и полная система с учетом ее элементов и структур, вступающих во взаимодействие. Методический аппарат постановки и решения задач, стоящих перед управлением развития эколого-экономической системы природопользования, включает использование логического, математического, экономического природопользования на железнодорожном транспорте и представляет собой взаимосвязь и взаимную зависимость двух подсистем: подсистемы железнодорожного транспорта и подсистемы окружающей среды (рис.1).
Особенность управления развитием подсистемы железнодорожного транспорта заключается в том, что она удовлетворяет потребности всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, пролегает по урбанизированной территории и оказывает влияние на ее окружающую среду. Подсистема железнодорожного транспорта рассмотрена на примере финансово-хозяйственной деятельности Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД) – филиала Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»). Для повышения социально-экономической эффективности природопользования окружающую среду следует рассматривать как составной элемент финансово-хозяйственной деятельности подсистемы железнодорожного транспорта. Поэтому для отражения взаимосвязи подсистем и их отдельных элементов предложено эколого-экономическую систему природопользования на железнодорожном транспорте представить как систему взаимосвязанных производственных процессов, элементов, их составляющих (одним из которых является окружающая среда), и компонентов окружающей среды. Определено, что целенаправленно выделенное из окружающей среды целостное множество, характеризуемое объединяющими его связями и отношениями представляет собой урбанизированные территории, которые организованы и развиваются по законам сложной системы.
Проблемы управления развитием эколого-экономической системы и мотивации качества на железнодорожном транспорте предложено решать, используя следующие основополагающие принципы управления: системности; преемственности; относительной оптимальности; приоритетности[1]. Анализ динамики и структуры экологических и экономических показателей развития эколого-экономической системы природопользования на железнодорожном транспорте позволил сделать вывод о том, что


Подпись: ПОДСИСТЕМЫ

Рис. 1. Блок-схема эколого-экономической системы
природопользования на железнодорожном транспорте


необходимо повысить заинтересованность подсистемы железнодорожного транспорта в реализации экологически значимых мероприятий  и повышении социо-эколого-экономической эффективности при принятии управленческих решений.
В условиях развития эколого-экономической системы природопользования на железнодорожном транспорте определена главная цель - это обеспечение наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности человека, сохранение экологического равновесия на урбанизированных территориях при одновременном рациональном использовании материальных, природных, трудовых, финансовых и других ресурсов и повышении социально-экономической эффективности деятельности железнодорожного транспорта [3]. Достижение обозначенной цели позволит в комплексе решить триединую задачу управления эколого-экономической системой природопользования: обеспечение сохранения здоровья человека, сохранение и развитие окружающей среды, развитие и повышение эффективности функционирования системы железнодорожного транспорта на основе использования приемов мотивации качества на всех уровнях управления.
Деятельность региональной подсистемы железнодорожного транспорта в эколого-экономической системе природопользования представлена на рис.2  как система взаимосвзязанных хозяйств СКЖД-филиала ОАО «РЖД», производственных процессов, элементов, их составляющих, и  компонентов окружающей среды. Каждое хозяйство, выступая системой, подсистемой будет иметь производственные процессы. Графически управленческое решение в рамках определенного хозяйства СКЖД – филиала ОАО «РЖД»  в планах различных уровней будет представлять собой кубик, сторонами которого являются производственный процесс, элемент производственного процесса и компонент окружающей среды.


куб


         А.Производственные процессы: научные исследования, проектирование, освоение новых видов услуг, производство работ, услуг, контроль, ремонт, обслуживание, хранение, транспортировка, утилизация и восстановление, консервация и упаковка, управление, строительство.
         В.Элементы производственных процессов: рабочая сила, сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, вспомогательные материалы, топливо, энергия, работы, услуги, тара, инновации,  инвестиции, здания, сооружения, машины и оборудование, вычислительная техника, транспортные средства, другие объекты основных средств, нематериальные активы, информация, отходы производства, производственная зона, окружающая природная среда, технология, финансовые средства.
         С.Компоненты окружающей природной среды: атмосферный воздух, водные объекты, геологическая среда, почва, климат.
Рис. 2. Схема взаимосвязи подсистем эколого-экономической системы природопользования на железнодорожном транспорте.

Например, в рамках пассажирского хозяйства следует рассматривать такие подсистемы, как «освоение новых видов услуг», «управление», «ремонт», «обслуживание» и другие. В производственных  процессах как системах действуют в качестве подсистем элементы, их составляющие. Процесс «контроль» как подсистему будет иметь «контроль топлива», «контроль энергии», «контроль рабочей силы» и др. По элементам производственных процессов предложено формировать комплексные целевые программы повышения эффективности и устойчивости функционирования объектов железнодорожного транспорта за счет их экологизации, рассчитанные на 5-15 лет, по совершенствованию технологии, использованию отходов производства, по использованию рабочих машин и оборудования, по охране окружающей среды, по экономии топлива, энергии. А при разработке и осуществлении конкретных программ принятие управленческих решений, как в стратегических, так и текущих планах,  должно быть обосновано со стороны повышения социо-эколого-экономической эффективности деятельности железнодорожного транспорта, и улучшения использования или сохранения природных ресурсов (рис. 3).


 

Рис. 3. Оценка инвестиционной деятельности в эколого-экономической системе    природопользования на железнодорожном транспорте.

Таким образом, управление развитием эколого-экономической системы природопользования на  железнодорожном транспорте должно быть нацелено, с одной стороны, на повышение эффективности ее деятельности, рост дохода и, с другой стороны, на повышение качества использования окружающей среды на урбанизированных территориях.


Литература:


1. Броило, Е.В. Управление экономической устойчивостью организаций сферы предпринимательства в условиях кризиса / Е.В. Броило // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера. Вестник НИЦ корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского ГУ // Электронный научный журнал, выпуск № 1, 2009.
2. Каптейн, Ю.Н. Проблемы экономической устойчивости промышленных предприятий республики Коми / Ю.Н. Каптейн. – Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера. Вестник НИЦ корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского ГУ // Электронный научный журнал, выпуск № 4, 2009.
3. Кирищиева, И.Р. Эволюционный аспект в трансформационных процессах структурной реформы железнодорожного транспорта: монография / И.Р. Кирищиева; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2007. – 200 с.
4. Макеев, В.А. Экономика транспорта региона: монография / В.А. Макеев. - Ростов-н/Д, СКНЦ ВШ, 2001. -226 с.
5. Мамаев, Э.А.Динамическая модель инвестиций в развитие основных фондов предприятия // Вестник РГУПС, 2004, № 3. – С. 81-84.