×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon@ivdon.ru

Специфика организации обороны Санкт-Петербургской гарнизонной агломерации

Аннотация

В.А. Тищенко, С.А.Кулев, Е.О. Перминов, А.В. Мухин

Описываются условия и состояние оборонной инфраструктуры Санкт-Петербургской агломерации, определяющие необходимость организации её обороны, а также предложены пути её модернизации.
Ключевые слова: агломерация, город, гарнизон, Вооружённые силы, оборона, оборонная инфраструктура.

05.23.22 - Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов

Агломерация, город и гарнизон – это взаимосвязанные понятия.
Санкт-Петербург (ядро агломерации) – это крупнейший военный гарнизон в статусе субъекта федерации. Этот статус очертан границами города: Сертолово – на севере, Пушкин – на юге, Петергоф – на западе, Пороховые – на востоке. В то же время Санкт-Петербург и центр Военно-морской базы, здесь расположены штабы центрального подчинения. Все остальные три округа сухопутные.
В 1998 году Президент России подписал указы №900 “О военно-административном делении Российской Федерации” и №901 - “Об утверждении Положения о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации”.
В этих документах военный округ определен как основная военно-административная единица Российской Федерации, общевойсковое оперативно-стратегическое территориальное объединение Вооруженных Сил, предназначенное для осуществления мер по подготовке к вооруженной защите и для вооруженной защиты Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории в установленных границах ответственности [1].
Наряду с прежними задачами - поддержание боевой и мобилизационной готовности, совершенствование базы мобилизационного развертывания, создание запаса мобилизационных ресурсов и резервов, оперативная, боевая и мобилизационная подготовка войск, подготовка граждан к военной службе и призыву их на военную службу, подготовка и ведение территориальной обороны на военный округ возложены дополнительные функции: выявление непосредственной подготовки агрессии против Российской Федерации и отражение ее во взаимодействии с другими войсками, воинскими формированиями и органами; всестороннее обеспечение деятельности войск военного округа, а также других войск (сил), передаваемых в подчинение командующему войсками военного округа; противовоздушная оборона войск (сил) и объектов, кроме того, защита государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве; оперативная, боевая и мобилизационная подготовка совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами, дислоцирующимися на территории военного округа;  восстановление нормального функционирования объектов повышенной опасности, находящихся в ведении Вооруженных Сил и расположенных на территории военного округа [1].  Вполне очевидно, что данные задачи должны решаться во всех гарнизонах, так же и на территории Санкт-Петербургской гарнизонной агломерации.
В современных условиях любой вооружённый конфликт может быстро перерасти в крупномасштабную войну, что делает обстановку в отдельных регионах взрывоопасной, а мир хрупким [2 с.36]. Только за последние несколько лет в странах СНГ и в непосредственной близости от них зафиксировано около 30 военных конфликтов и более 70 ситуаций, схожих с ними[2 с.2]. Географические условия национальной безопасности России изменились не в её пользу. Утеряны крупнейшие порты, необорудованно около 20 тыс. км границы.
Изменение геополитической обстановки, очертания границ, военной доктрины заставило пересмотреть взгляды на оперативное оборудование территории государства, роль и место в ней оборонной инфраструктуры, включая военную составляющую структуры городов-центров крупных агломераций. Они по оценке военных специалистов сегодня становятся не только стратегическими пунктами обороны страны, но и объектами пристального внимания потенциального агрессора.
Сегодня для Санкт-Петербургской гарнизонной агломерации насчитывается два операционных направления (Санкт-Петербургско-Выборгское и Кингисеппское). В связи с принятием новой военной доктрины на всех операционных направлениях должны быть созданы оборонительные группировки [1]. 
Эти направления различны и по своей значимости. Очевидно, что оборона Санкт-Петербургско-Выборского направления существенна для судьбы России, с точки зрения его политического, экономического, научно-технического и культурного потенциалов в жизни страны [3]. Санкт-Петербургско-Выборгское операционное направление, организованное с целью защиты Санкт-Петербургской агломерации в своей основе ядра агломерации.
В градостроительном аспекте элементами гарнизонной агломерации Санкт-Петербурга считаются территории, которые занимают городки: военных управлений (военного округа, военно-морской базы, пограничной службы, воздушной армии, комендатуры гарнизона, военных комиссариатов, тыла округа и базы, строительных подразделений и др.); воинских частей (прямого, оперативного и специального подчинения); расположенных в границах гарнизона: военно-учебных заведений (академии, университеты, институты, училища, кадетские корпуса); госпиталей (окружного, военно-морского) и поликлиник, обслуживающих контингент гарнизона; военных музеев (морского, артиллерии инженерных войск и войск связи, Суворовского, медицинского и др.); гостиниц (округа, управлений и др.); склады (центрального и окружного подчинения); полигоны (воинских частей и др.); арсеналы; спортивные сооружения МО РФ и округа; предприятия военной торговли, предприятия ВПК и др. [4].
Даже это неполное перечисление военных территорий находящихся в Санкт-Петербургской гарнизонной агломерации даёт понять, что не малую долю в жизни города и области занимает военная составляющая.
Существенная часть военной составляющей Санкт-Петербурга расположена на территориях, принадлежащих морскому и военному ведомствам со дня образования города. Это территории, которые принадлежали Лейб-гвардии полкам: Преображенскому, Павловскому, Измайловскому, Конному, Семеновскому и Егерскому, а также Гренадерскому полкам, Морскому экипажу и иным учреждениям и заведениям Императорской России [5].
За годы советской власти эти территории военной инфраструктуры существенно преумножались, за счет развития военно-промышленного комплекса, а также кардинальных перемен, связанных с Вооруженными Силами и их обслуживающей структурой, обусловленных “холодной войной” и противостоянием социалистической и капиталистической систем.
Краткий перечень территорий оборонной инфраструктуры агломерации дает  представление о том, что ей принадлежит значительная доля территории городского центра. Сами здания и постройки составляют бесценную совокупность памятников архитектуры и градостроительного искусства.
Направленность оперативной подготовки строительства вооружённых   сил развитых стран мира, свидетельствует о том, что идёт наращивание инфраструктуры агрессивных блоков. Например, размещения США противоракетных систем обороны в странах близко расположенных к России.
По сравнению с инфраструктурой НАТО оперативная подготовка территории России значительно ей уступает. Так, по военным аэродромам с искусственным покрытием Россия уступает Германии более чем в два раза, Франции и Англии - в полтора, тогда как территория России в 15 раз больше, чем территория всех этих государств вместе взятых [2 c.24].    
Создавая группировки сил и средств для разрешения военных конфликтов, военные специалисты сталкиваются с проблемами дислокации и количественного состава. По уровню развитости автодорожной сети Россия отстает чрезвычайно. Общая длина автодорог с твердым покрытием в России в 1,6 раза ниже, чем во Франции, в 2 раза — если сравнивать с Японией и в 10 раз ниже, чем в США. Лишь примерно 35 тыс. км автодорог относятся к дорогам высшей категории (с шириной проезжей части свыше 7 метров и расчетной скоростью движения свыше 100 км/ч, т.е. не менее чем двухполосные дороги с нормальным покрытием). В Финляндии суммарная длина дорог с твердым покрытием и нормальной шириной больше, чем во всей России [6]. Дорожная сеть плохо связывает между собой города и регионы, многие автодороги заканчиваются на границах субъектов РФ. Поэтому сегодня идёт усиленное строительство автомобильных  дорог, как в России, так и в Санкт-Петербургской агломерации.
Немаловажной особенностью является, что Санкт-Петербургская агломерация имеет морской порт, который является лидером по объемам внешнеторговых перевозок в Северо-западном Федеральном округе - 143,2 млн. тонн в 2005 г., в частности, через Морской порт Санкт-Петербурга перевезено 103,0 млн. тонн. Также чиновники Смольного уверены в возможности существенного увеличения грузооборота морского порта Петербурга до 80—90 млн. тонн через 2—3 года и до 130 млн. тонн к 2025 году [7].
Санкт-Петербургская агломерация также обладает развитой сетью внутренних водных путей. Их основное магистральное направление: это река Нева — Ладожское озеро — река Свирь (участок Волго-Балтийского водного пути). За навигацию в обоих направлениях через Петербург по Неве в среднем проходит 7,6 тыс. судов, на которых перевозят около 9,5 млн. тонн грузов. Основная доля общего грузопотока Волго-Балтийского водного пути — транзит. До 86 процентов от общего объема — перевозки от Волги к Балтике. В структуре экспорта основную долю составляют нефть и нефтепродукты, лес и продукция из него, уголь, металл из Центра и с Северо-Востока России, а в импорте преобладает оборудование из стран Европы. Солидную долю также составляют грузопотоки зерна.
На учете Северо-Западной инспекции Российского речного регистра числится не менее 1,8 тыс. речных судов. Из них около 600 — типа «река-море». Основная часть судов распределена между 426 малыми судоходными компаниями [7].
Объем транзита железнодорожных перевозок в РФ за 2005 год составил 17,4 млн. тонн, из них около половины — сырьевые грузы. Объем транзитных контейнерных перевозок — 184 тыс. контейнеров. По мнению высокопоставленных чиновников РЖД, такие объемы транзита совершенно не соответствуют российским возможностям, которые РЖД определяет в 3 млн. контейнеров в год [7].
По данным исследований, проведенных по заказу Комитета по транспортно-транзитной политике Санкт-Петербурга, доля СЗФО в международных грузоперевозках РФ составляет — до 47% автомобильным транспортом, 44% — морским и 33% — железнодорожным [8].
       Ядром мировой экономики всегда были крупные города. Сегодня 30 наиболее производительных мегаполисов дают более 16 процентов мирового валового внутреннего продукта (ВВП). Токио, крупнейший в мире город с населением 35 миллионов, производит больше товаров и услуг, чем, например, Испания, население которой 40 миллионов. По годовому объему ВВП Нью-Йорк превосходит всю Швецию в четыре раза. В списке ста крупнейших городов мира, как по производительности, так и по населению, российских только два – Москва (25-е место по объему ВВП) и Санкт-Петербург (59-е место) [9].
Правительство РФ собирается решить эту проблему путем создания городских агломераций. Решающим элементом агломерации является инфраструктура (скоростные автодороги и поезда, а также морские и аэропорты). Кстати, большинство крупнейших мегаполисов мира развивались именно агломеративным способом, присоединяя к ядру города-спутники. Создание агломераций было объявлено приоритетом федеральной политики весной 2007 года. Предполагается появление восьми мегагородов. В их число вошли Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Владивосток, Сочи, Нижний Новгород и Иркутск. Поэтому важно отделить те регионы, где агломерации уже создаются или имеют реальную перспективу, от тех, где они нецелесообразны или невозможны и где разговоры о них, скорее всего, останутся без последствий.
Проанализировав развитие инфраструктуры Санкт-Петербургской агломерации, состояние структурных элементов можно сделать вывод о необходимости развития и подготовки территории агломерации к обороне, так как оборона Санкт-Петербургской агломерации является важнейшей составляющей вооруженного противоборства между странами. 
В истории войн борьба за города, являющиеся политическими, экономическими, административными, научными и культурными центрами с развитой транспортной сетью и крупными запасами материальных ресурсов, всегда имела для воюющих сторон большое значение и велась с исключительным упорством. Анализ опыта локальных войн и вооружённых конфликтов последних лет свидетельствует, что именно города, их военная инфраструктура становится первоочередными объектами противоборствующих сторон [10 с. 23-24].
Военные специалисты сегодня считают, что города – это первоочередные цели для нанесения ударов. Однако даже при значительных разрушениях они могут оказать решающее влияние на ведения обороны, а использование объектов военной инфраструктуры (убежищ, подземных коммуникаций, укрытий) делают их устойчивыми центрами в общей системе обороны, позволяющими в течение длительного времени вести бои со значительными силами противника и сковывать их [3].
Крупные населённые пункты вместе с окружающими их пригородами, образующие агломерацию, развитыми железнодорожными узлами и другими элементами военной инфраструктуры представляют собой мощные оборонительные районы [11 с.30]. Привлечением относительно незначительных сил и средств они могут быть превращены в труднонеопродолимые препятствия для наступления противника.
В локальных войнах и вооружённых конфликтах населённые пункты, особенно крупные города, нередко превращаются в важнейшие объекты оперативного значения [11 с. 30]. Кроме того, они могут являться основными источниками пополнения формирований, ведущих боевые действия, оружием, материальными средствами, личным составом, а в некоторых случаях – оказывать значительное влияние на политические цели противника противоборствующих сторон. Иногда борьба за города является   основой   вооружённого  конфликта,   учитывая   их   морально-политическое значение [3 с.25].
Из опыта войн и вооружённых конфликтах ХХ века хорошо известно, что чрезвычайно сложный и напряжённый характер общевойскового боя в городе требует особой обороны объектов государственной важности. Эту истину ещё раз убедительно подтвердили боевые действия в городах и населённых пунктов Ирака. Армия США с помощью своих спутников в космосе установила полный контроль над территорией Ирака, также армией США были найдены и определены военные объекты, объекты государственной важности, а также объекты инфраструктуры городов и посёлков обеспечивающих жизнедеятельность страны. В последствии по данным объектам были нанесены ракетные удары с воздуха, которые значительно ослабили территорию страны в обороне. Были уничтожены системы противовоздушной обороны, прочие военные объекты и элементы инфраструктуры страны.
Подводя итоги следует отметить, что необходимо развивать и подготавливать объекты противовоздушной обороны, модернизировать состояние оборонной инфраструктуры (в составе транспортной и инженерной), скрывать расположение военных и государственно важных объектов от обнаружения их с космического пространства на территории страны в целом, а также на территории Санкт-Петербургской гарнизонной агломерации, как агломерации имеющей особый статус, выход к морю и граничащей с территориями стран НАТО.
Первая задача поставленная Президентом России 17 марта 2009 года на съезде всего генералитета страны - это качественное повышение боеготовности войск, прежде всего стратегических ядерных сил.  Они должны гарантированно выполнять все поставленные задачи по обеспечению военной безопасности России, а также о полном переоснащении армии современной техникой и вооружением [12].

Литература:

1. Балуевский Ю. Н. Новая роль военного округа // Военная мысль. - 1999. - № 3. Стр. 2-7.
2.   Барынькин В.М. Проблемы развития военной инфраструктуры в интересах разрешения военных конфликтов // Военная мысль. – 1996. - №3.
3. Фуженко И.З., Малышев, Олесик Н.С.  О роли городов в достижении стратегических целей современных войн и военных конфликтов // Военная мысль. – 1993. - №11.
4.  Харченко О.А. Методология градорегулирования развития военной инфраструктуры Санкт-Петербурга // Дисс. канд. архит. - СПб., ВИТУ, 2004.
5.  Мухин В. И. Краткий очерк истории военной архитектуры //  ЛВВИСУ. - Л., 1992. - 114 с.
6.   Б. Немцов, В. Милов.   Независимый экспертный доклад   «ПУТИН. ИТОГИ» 2008-07-07
7.     Н. Александров. Статья - Северо-Запад: транзитные ворота России. Экономика и время. 2 марта 2009 №6
8. Научно-исследовательский и проектный  институт градостроительного проектирования. Статья 2007 года.
9.    В. Волков   Санкт – Петербургские  Ведомости - Выпуск    № 140    от    01.08.2007
“Новые мегаполисы”.
10.   Булатов А.Ф. Способы овладения городами и условия их применения// Военная мысль. -2001. -№2. – С.23-28.
11.  Бланк В.П., Собровин В.А. Некоторые вопросы обороны населенных пунктов. // Военная мысль. – 1994. - №3. С. 30-34.
12.   "Российская газета" - Федеральный выпуск №4869 от 18 марта 2009 г.