×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Сущность и содержание промышленной политики в условиях инновационной направленности предприятия

Аннотация

С.В. Галачиева, А. И. Душкин

Дата поступления статьи: 19.08.2013

Процесс производства и создания экономического продукта является фундаментом для существования какой-либо экономики. Потребление не имеет место быть без наличия производства. Предприятия берут на себя ответственность за возникновение потребления и, тем самым, увеличение государственного бюджета, посредством выпуска своей продукции. Эффективность работы предприятия определяет его благоприятное финансовое положение, состояние национальной экономики и общие возможности в индустрии страны. Всю систему управления хозяйством в государстве можно хорошо продемонстрировать через пирамиду, в основе которой располагаются предприятия. Верхние части данной пирамиды могут занять всевозможные органы управления в стране и региональные ведомства, которые рассматриваются лишь как вспомогательные явления по отношению к процессу производства на предприятии.

Ключевые слова: инновации, промышленность, экономическая структура, рынок, устойчивость, инновационное развитие

05.02.22 - Организация производства (по отраслям)

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

Состояние свободной конкуренции на рынке и все новые факторы воздействия на предприятия требуют концентрации внимания на внутреннем анализе деятельности организации и на создании стратегии долгосрочной деятельности на рынке, позволяющей спокойно чувствовать себя в конкурентном окружении. В прошлом веке, производственные организации имели возможность благоприятно существовать на своем рынке, сосредоточившись только на внутреннем состоянии дел, связанных, например, с уменьшением издержек производства [1].
Формирование долгосрочной стратегии предприятия возможно с существованием его промышленной политики. Данная политика состоит из четырех уровней: первый, макроуровень, формирует общегосударственные приоритеты развития промышленности, создает нормативно-правовую базу и федеральные программы, позволяющие создать взаимодействие между бизнесом промышленных предприятий и государством, распределяет уровни ответственности между региональными органами управления и органами по внешнеэкономической деятельности на рынке; мезоуровень, позволяющий регулировать процесс создания и функционирования комплексов, имеющих горизонтальный, вертикальный производственно–технологический, связанный с выпуском конечного продукта, и промышленно-территориальный характер; на микроуровне происходит контроль и воздействие на предприятие в масштабах государства, для создания благоприятных условий в сфере формирования своей промышленной политики предприятия, учитывая поставленные цели и задачи перед организацией, правил проведения финансовых процедур, санаций и т. д. (рис. 1) [2, 3].



Рис. 1. - Уровни промышленной политики
*Рисунок составлен по данным исследования автора



Промышленная политика, формируемая на предприятии, включает в себя систему мер, выполняемых управлением организации, которые направлены на соблюдение выбранной стратегии в рамках макроэкономической среды. Касательно нынешней ситуации промышленного развития страны, можно дать следующее определение промышленной политики предприятия – система мер, к которой придерживается члены управления предприятия, позволяющая увеличить технический уровень производства и конкурентоспособность конечного продукта, создать инновационную активность в области производства, что обеспечит эффективность деятельности предприятия [4, 5].
Необходимо знать различия понятий промышленная политика предприятия и стратегия предприятия. Стратегия организации включает в себя формирование целей и задач в долгосрочном периоде, направления действий и привлечения, необходимых для этого, ресурсов. (Профессор Чандлер, 1962 г.). То есть, промышленная политика является составной частью стратегии развития предприятия. Данная политика может быть направлена на соблюдение долгосрочных целей и регулируемого процесса развития. В большинстве случаев, это возможно через улучшение качества выпускаемого продукта, эффективного плана развития, возможную структурную перестановку и оптимизацию каждого элемента всего комплекса развития предприятия [6].
Главные составляющие промышленной политики предприятия, это политика инноваций, инвестиций, производства, маркетинга, управленческая политика, ассортиментная, политика в организационно-социальной и информационной сфере [7].
Данная политика включает в себя, непосредственно, работу над проблемами в предприятии, функции по способствованию развития кадрового, интеллектуального, научно-технического потенциала, работу над максимальным удовлетворением спроса своих потребителей, увеличением качества выпускаемой продукции, а также, над:
-  формированием основных направлений и технологии производства, что обеспечит соблюдение всех интересов предприятия в сфере процесса производства, неуязвимость на рынке и потенциал для успешного развития;
- усиление внимания руководства предприятия на проблеме научно-технического развития, на создании жизненно важных для производства необходимых технологий и формировании, с этой целью, необходимых финансово-организационных ресурсов;
- разработкой необходимых мер для максимальной реализации технического и кадрового потенциала, усиления и поддержания творческой деятельности;
- оперативным внедрением инноваций, посредством отслеживания ситуации на рынке инновационных технологий;
-  продвижением на иностранные рынки своего продукта;
-  усилением деятельности организации в сфере инноваций;
-  формированием научно-технических программ и их внедрением [8, 9].
Одной из главных целей промышленной политики российского предприятия, в рамках присутствия его на мировом рынке, является работа над высоким качеством выпускаемой продукции и услуг, увеличением ее конкурентоспособности, учет всех международных норм и стандартов, расширением присутствия организации на внутреннем и мировом рыночном пространстве. Главной задачей при всем этом, является формирование и вовлечение системы целостного развития производственного процесса в наукоемкой сфере, что определяет существование прорывов в технологии и максимально эффективное направление развития бизнеса предприятия.
Преобразования российского производства в условиях мирового рынка дало существенные и положительные изменения в инновационной деятельности промышленных предприятий. Главной целью страны в промышленной бизнес-сфере, было вхождение ее в мировое рыночное пространство, что позволяло идти на пути мировых стандартов социальной и экономической политики. Но реализация этой цели была сопровождена огромным спадом, в первую очередь, в инновационной среде, а потом и в других отраслях. Грамотный процесс развития промышленности имеет место только с максимально эффективной работой над обеспечением активного процесса инноваций на предприятиях и других экономических отраслях [10].
Стабильное развитие промышленности в стране возможно с внедрением эффективной промышленной политики предприятия, которая направлена на увеличение уровня технологий, кадрового потенциала, качества и конкурентоспособности конечного продукта, и на приобретение активного инновационного промышленного производства.

 

Литература:

  1. Галачиева С. В., Алиханов А.В. Формирование и реализация стратегии повышения конкурентоспособности промышленного производства [Текст] //  Вопросы экономики и права.  Журнал,  2012. –  №12. – С.126.
  2. Трофимов О. В. Формирование эффективных инновационных стратегий: проблемы и решения [Текст] //  Экономические науки. Журнал, 2010. –  №9. – С.71.
  3. Danny Samson Innovation for business success: Achieving a systematic innovation capability [Текст] // Academy of management Journal, - vol. 1(2012), №3, Р. 8-19.
  4. Попова Д. А. Экспортно-ориентированная политика как инструмент управления развитием промышленного сектора [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2013, № 1. - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n1y2013/1532 (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  5. Ставская Э.А. Сущность и характерные особенности инновационных процессов в современной экономике [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2011, № 2. - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n2y2011/436 (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  6. John E. Ettlie Organizational Policy and Innovation Among Suppliers to the Food Processing Sector [Текст] // Academy of management Journal, - vol. 1(2009), №1, Р. 5-15.
  7. Житенко Е.Д. Эффективность стимулирования инноваций [Текст] // Инновации. Журнал, 2004. –  № 3. – С.69.
  8. Гусарова В. Ретроспектива экономической теории инноваций [Электронный ресурс] // «Вестник ТИСБИ», 2003, № 3. -  Режим доступа: http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2003/issue3/index.html (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  9. R. Nelson and S. Winter (1982). An Evolutionary Theory of Economic Change. Belknap Press of Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts). – Р. 35.
  10. Фиговский О.Л. В интервале пяти лет появятся инновации, которые сегодня кажутся фантастикой [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2011, № 4. - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4y2011/643 (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.