×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Формирование информационного механизма эколого-экономического управления земельными ресурсами в сфере территориальных образований

Аннотация

Гейдор В.С.

Информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества. Кадастр недвижимости является одним из важнейших источников информации относительно показателей, характеризующих эколого-экономическую среду как объект управления. Политика в области информатизации органов местного управления - это це¬ленаправленная деятельность органов государственной власти по созданию единого информационного пространства на основе системного подхода и общих принципов административных, организационных и технических решений по эффективному внедрению и использованию современных компьютерных технологий в сферу му¬ниципального административного и хозяйственного управления.

Ключевые слова: информационное общество, современное землепользование, плата за землю, электронная карта, база данных.

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

Информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества/Информационные технологии быстро становятся жизненно важным стимулом развития рыночной экономики.

Одним из важных шагов на пути построения в России информационного общества в соответствии с положениями подписанной Президентом Российской Федерации 26 июля 2000 г. Окинавской «Хартии глобального информационного общества», является создание в государстве информационно-технической инфраструктуры, позволяющей организовать взаимодействие органов власти, граждан и бизнес-сообщества в сфере земельно-имущественных отношений.

Есть три главные составляющие движения к информационному обществу в России, три его базовые предпосылки:

1. формирование российской информационно-коммуникационной инфраструктуры и ее основы - телекоммуникационных.сетей и систем;

2. развитие средств вычислительной техники, программного обеспечения, информационных и компьютерных технологий;

3. развитие информатизации как процесса широкомасштабного использования информации во всех сферах социально-экономической, политической, эколо- го-правовой и культурной жизни общества с целью эффективного удовлетворения потребностей граждан, организаций и государства в информационных продуктах и услугах эколого-экономичеекого характера.

Современное землепользование - это сложнейший объект управления с многофункциональной территориальной структурой, сложным многоуровневым комплексом отраслей сельскохозяйственного, лесного, городского хозяйства[2].

Кадастр недвижимости является одним из важнейших источников информации относительно показателей, характеризующих эколого-экономическую среду как объект управления.

В условиях различного вида землепользовании может существовать множество информационных, и кадастровых систем, общим для которых является то, что все они направлены на описание элементов и явлений эколого-экономической и хозяйственной среды и так или иначе адресно-привязанных к территориальному пространству, т.е. являются по сути пространственно-ориентированными системами. Для принятия решений, определяющих процессы хозяйственного развития, отдельных территорий, необходимы сведения обо всем, что создано и существует на поверхности (почвы, растительность, застройка), под поверхностью земли (геология, гидрогеология), а также над поверхностью (микроклимат, состояние воздушного бассейна и пр.). Важное значение имеют также показатели о населении, экономической базе, характере внутрихозяйственных и внешних связей, несущей способности грунтов, инженерно-технических условиях в освоении площадок для ведения хозяйственной деятельности, под строительство и т.д.

При этом данные кадастра недвижимости должны обеспечить прежде всего властные структуры разных уровней информацией о состоянии природной и эколого-экономической среды, элемента инфраструктуры (жилых, производственных зон, общественных центров, открытых пространств, и природных комплексов; систем инженерного оборудования территорий транспорта, коммунального хозяйства. Он должен быть органически связан с муниципальными информационными системами, включая генеральную базу данных о земле, а также с органами (службами) госстатистики, планирования проектирования и охраны окружающей природной среды.

Для решения этих задач, наряду с другими задачами, связанными с территориальным управлением и развитием, осуществляется информатизация органов муниципального управления.

Политика в области информатизации органов местного управления - это целенаправленная деятельность органов государственной власти по созданию единого информационного пространства на основе системного подхода и общих принципов административных, организационных и технических решений по эффективному внедрению и использованию современных компьютерных технологий в сферу муниципального административного и хозяйственного управления [1].

Политика в области информатизации является неотъемлемой частью органов местного самоуправления по социально-экономическому эколого-правовому, и научно-техническому развитию территории, информатизации общества в целом, проводимых органами государственной власти в интересах населения конкретных территориальных образований и направлена на развитие информационной инфраструктуры, совершенствование системы эколого-экономического управления территориями и, в конечном счете, на рост благосостояния населения.

В условиях децентрализации управления территориальными образованиями и перехода на рыночные методы хозяйствования неизмеримо возрастает значение информации.

Для экологического управления развитием остальных территорий необходима комплексная информация в различных разрезах с учетом как административно-территориальных, так и отраслевых аспектов.

Результаты инвентаризации и анализа существующего состояния разработки и внедрения компьютерных технологий и средств вычислительной техники в сфере эколого-экономического управления народным хозяйством показали, что в настоящее время уже пройдено два этапа решения задачи информатизации и компьютеризации муниципальных функций управления:

-разработка автономных автоматизированных рабочих мест на базе персональных компьютеров; компьютеризация функций управления в рамках одного землепользования на базе локальных вычислительных сетей;

Практически во всех регионах и муниципальных образований активно создаются информационные ресурсы, имеющие значительную государственную и коммерческую ценность[3]. При этом отсутствует четкое нормативно-правовое регулирование и программно-техническое обеспечение порядка владения, распоряжения и использования информационных данных, принадлежащих соответствующей территории. Сложившееся положение приводит к следующему:

- осложняется представление агрегированной и достоверной информации по -неформальному запросу лиц, принимающих решения, что в свою очередь создает не адекватное впечатление о неэффективности информатизации;

- затруднение в установлении юридического статуса и степени достоверности информации, что приводит к многократным перепроверкам информации, получаемой из компьютерных систем;

- сложность в организации и регулировании коммерческого, использования информации с учетом направления доходов на развитие информационных систем различных фирм пользователей, что может привести к стихийному обороту информации явочным порядком;

- создаются сложности в соблюдении целостности и достоверности информации по объектам территориальной инфраструктуры, т.к. одна и та же информация ведется в различных местах без всякого регламента и установленных прав на изменение и использование;

В этих условиях органам региона муниципальной власти и управления крайне необходимо выработать и последовательно реализовать принципы единой информационной политики, обеспечивающей:

- упорядочение источников основных видов официальной информации с определением их юридического статуса и соответствующей ответственности за качество предоставляемой информации;

- переход на цивилизованные пути использования информации, учитывающие статус потребителя, степень открытости информации, коммерческую ценность;

- упорядочение коммерческого использования информации путем строгой регламентации степени агрессивности, объемов, режимов доступа.

Из этого можно утверждать, что общество находится на пороге третьего этапа - создания интегрированных информационных систем, обеспечивающих согласованную обработку и обмен информацией на базе общей телекоммуникационной программно-технической среды.

На современном этапе, главная цель региональной и муниципальной политики в области информатизации — формирование на нормативно-правовой основе информационных ресурсов, объединенных в единое информационное пространство с помощью эффективной системы управления их формированием и использованием.

Взаимоотношения в информационной сфере регулируются федеральным законом РФ «Об информации, информатизации и защите информации», вступивший в действие 20 февраля 1995 года. Это первый нормативный документ в Российской Федерации, который призван регулировать вопросы информатизации региональных и муниципальных органов власти. Закон направлен на создание в России информационной инфраструктуры, призванный для обеспечения экономической и общественной деятельности граждан, предприятии и организаций, органов государственной власти и местного самоуправления. Обеспечивая регулирование отношений в области формирования и использования информационных ресурсов в России, создание и применение перспективных информационных технологий, защиты информации, этот закон создает условия для организации эффективного информационного пространства. Обеспечение регионального и муниципального лицензирования по вопросам защиты информации и сертификации систем и средств информатизации и связи, средств защиты информации возложено этим законом на государственную техническую комиссию при Президенте Российской Федерации.

Вместе с тем следует отметить, что наиболее сложной и недостаточно изученной остается проблема интерфейса взаимодействия эколого-экономических аспектов с внешней информационной средой, которая во многом определяется "человеческим" фактором. Современные территориальные образования нуждаются в образованных, умных и дальновидных специалистах по информационному обслуживанию объектов народного хозяйства, а также по информационному обеспечению деятельности каждого предприятия.

Это свидетельствует о серьезности намерении в достижении целей управления сбалансированного развития территорий, и создания эколого-экономической и правовой среды жизнедеятельности граждан и городских лиц.

Литература:

  1. Концепция создания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра РФ. В.С. Кислов, Б.А. Альтпгулер, А.Г. Сазонов

  2. Чешев А.С., Власенко Т.В.,  Шевченко О.Ю. Эколого-экономический механизм обеспечения эффективности использования городских территорий: монография/- М.: Вузовская книга, 2012 – 176 с.

  3. Чешев А.С., Карпова Н.В. Основы городского природопользования: монография/ М.: Вузовская книга, 2011 – 221 с.