×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Проблемы функционирования социально-эколого-экономических систем в рамках муниципальных образований

Аннотация

Е.А. Лосевская

В статье представлен анализ существующих понятий «территория», «система», уделяется внимание свойствам системы. Обосновано и предложено рассмотрение муниципального образования как социально-эколого-экономическая системы. Выявлены составные части данной системы и определены основные задачи, а также установлены проблемы, препятствующие эффективному процессу формирования комплексной системы эколого-социо-экономического муниципального образования.

Ключевые слова: территория, система, муниципального образования как социально-эколого-экономическая системы, составные части социально-эколого-экономической системы муниципального образования, основные задачи социально-эколого-экономической системы муниципального образов

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

Современные экологические проблемы, заставившие обратить на себя внимание и вызвавшие к жизни концепцию устойчивого развития, в оп­ределённой степени порождены отставанием экономической мысли. Ни классики экономической науки (начиная с А. Смита), ни последующие экономические школы, в том числе марксистская, не придавали значения экологическим ограничениям в экономическом развитии. И лишь в 70-е гг. XX в., когда во всём мире резко обострились экологические проблемы, перед экономической наукой встала задача осмыслить сложившиеся тенден­ции эколого-экономического развития и разработки принципиально новых концепций развития.[1]
Вопросы экономического развития территории являются актуальными достаточно длительное время, однако до настоящего времени не разработан единый подход к его обеспечению.
В современных условиях под понятием «территория» подразумевается не просто часть земной поверхности, занимающая какую-то площадь, а часть суши с определенными природными, административными, политическими и иными границами, наполненная материальными вещами и явлениями включая человека, она обладает устойчивостью, которая в свою очередь, обуславливает ее емкость.[2]
Нужно понимать, что территория это постоянное и неразрывное взаимодействие трех структурных элементов: экологического, представленного природной средой или ландшафтом, экономического, обозначаемого промышленно-хозяйственным комплексом и социального, определяемого населением. При этом ландшафт понимается как природная территория с географическим положением, определенными границами, природно-климатическими условиями и ресурсным потенциалом. Население понимается как этнос, заселяющий ландшафт и характеризующийся общей численностью, структурой, трудовыми навыками, плотностью и характером расселения. Хозяйство, в свою очередь рассматривается как территориальный комплекс, характеризующийся географическим положением, объемами производства, размещением производства, внутренними и внешними связями[2].
Алаев Э.Б. трактует понятие «территория» следующим образом: «…это (ограниченная) часть твердой поверхности Земли с присущими ей природными и антропогенными свойствами и ресурсами, характеризующаяся протяженностью (площадью) как особым видом «пространственного» ресурса, географическим положением и другими качествами»[3].
Несомненно, что между понятиями «территория» и «регион» существует определенная связь. Достаточно удачно это отражено у Костинского Г.: «Территория есть определенная совокупность мест, получаемая путем их объединения, агрегирования по какому-то единому основанию. Район (регион) же – это то, что обязательно выделяется, вычленяется из целостного объекта… Территория – понятие изначально синтетическое, район – аналитическое».[4]
Вместе с тем наиболее емким представляется определение Лексина В. и Швецова А.: «Территорией мы называем определенную часть социального (в первую очередь населения), природного (в том числе природно-ресурсного и экологического), экономического, инфраструктурного, культурно-исторического и, наконец, собственно пространственного потенциала государства, которая находится в юрисдикции субфедеральных или местных (муниципальных) органов власти». [5]
Переход к рыночным условиям хозяйствования значительно сместил акценты в сфере управления социально-эколого-экономическим развитием территорий. Во-первых, реформы предоставили большую самостоятельность муниципальным образованиям в области разработки перспектив развития. Во-вторых, основным принципом в управлении на всех уровнях стала не директивность, а системность, предполагающая системный подход к разработке различных программ и механизмов их реализации. В-третьих, реализация программ нацелена не на рост отдельных показателей, а на развитие. Последнее предполагает использование системы индикаторов, характеризующих, в частности, уровень социально-эколого-экономического развития муниципального образования.
Поскольку системный подход в муниципальном управлении находится в центре наших исследований, необходимо изучить само понятие «система», её свойства, элементы, цели и критерии эффективности развития применительно к муниципальному образованию.
Р.Акофф дает следующее понимание термину система: «система – это любая сущность, состоящая из взаимосвязанных частей»[6].
По мнению Л.Берталанфи «система – это комплекс взаимодействующих элементов»[7].
В своей работе «Исследование систем управления» автор В.В.Мыльник дает следующую трактовку: «система – это целенаправленный комплекс взаимосвязанных элементов любой природы и отношений между ними».[8]
И.М. Верещагин [9], Н.Г.Белолольский, Р.Гибсон, Н.К. Анохин [10] трактуют  систему как совокупность взаимосвязанных элементов, направленная на достиже­ние общей цели. По мнению В.И. Данилов-Данильяна, В.И. Нечипоренко - Система понимается как целостная сущ­ность.
Детальный анализ подходов к понятию «система» позволяет сделать вывод, что различия в определениях основаны на различиях субъективного понимания авторами основных системных свойств. Между тем, если обобщить все системные свойства, выделенные авторами, то станет очевидным, что все они присущи системе: целостность, внутренняя организация, иерархичность, целенаправленность, управляемость. Использование авторами при определении системы отдельных системных свойств видимо, связано со спецификой научных исследований, с проблемно-ориентированным анализом понятия. В целях нашего исследования особое внимание следует обратить на такие системные свойства как: целостность, целенаправленность: иерархичность и интегративность. Учитывая данный подход, следует на наш взгляд, дать следующее определение системе: система - это целостная, целенаправленная, иерархически организованная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, обладающая, свойствами, не присущими составляющим ее элементам, взятым в отдельности.
Более подробно, в целях исследования, следует остановиться на следующем общесистемном свойстве - иерархичности. С позиции этого свойства муниципальное образование может быть рассмотрено как элемент системы более высокого порядка - региональной, которая, в свою очередь является элементом национальной системы. С целью её изучения необходимо помимо общесистемных, выделить ряд особенных, характерных свойств муниципального образования.
Во-первых, муниципальному образованию как системе присуща способность обмениваться с внешней средой всеми видами ресурсов, что говорит о ее открытости.
Во-вторых, муниципальное образование является целенаправленной и многоцелевой системой, имеющей неоднородные внутренние и внешние цели, самостоятельные подцели отдельных подсистем, систему показателей, изменения целей, многообразные стратегии их достижения и т.д. При выборе того или иного варианта развития необходимо формировать согласованное решение, позволяющее находить компромисс между муниципальными, региональными, а также общегосударственными целями, с одной стороны, и целями отдельных предприятий и хозяйствующих субъектов, с другой. Таким образом, муниципальное образова­ние нуждается в эффективном управлении, в частности в разработке перспектив развития, с обоснованием приоритетных направлений, при условии рационального использования имеющихся ресурсов.
В-третьих, элементы системы не статичны, находятся в постоянном изменении, следовательно, муниципальное образование - динамическая система.
На наш взгляд муниципальное образование как социально-эколого-экономическая система понимается взаимосвязанная целостная система, состоящая из следующих подсистем:
экологическая подсистема;
социальная подсистема;
экономическая подсистема.



Рис. 1 - Муниципальное образование как социально-эколого-экономическая система

 

При этом современное состояние эколого-социо-экономического развития муниципальных территорий как системы взаимосвязанных факторов имеет прямое воздействие на смежные сферы жизнедеятельности общества. Экологические проблемы затрагивают социальную стабильность, здоровье нации, а как следствие и демографию, трудовую деятельность и миграцию населения. Экономические проблемы затрагивают внутреннюю политику, уровень жизни населения, трудовую деятельность, и как результат этого миграцию населения. Поэтому регион необходимо рассматривать с точки зрения  непрерывного взаимодействие трех структурных компонентов: экологический, т.е. природная окружающая среда, экономический, т.е. промышленно-хозяйственная деятельность региона и социальный, т.е. общество.

Статья подготовлена по проекту «Эколого-социо-экономический мониторинг, оценка и прогнозирование состояния окружающей среды территории», выполняемому ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС» в рамках государственного задания на оказание услуг в 2012 году, и финансируемому Министерством образования и науки Российской Федерации

Литература:

  1. Мониторинг и оценка эколого-социо-экономического развития тер­ритории: монография / М.В. Российская [и др.] ; под ред. д.э.н., проф. М.В. Российской ; - Шахты : ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2012. - 189 с. ISBN 978-5-93834-739-7
  2. Голубчик М. М., Евдокимов  С. П. География: Учебник для экологов и природопользователей. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 304 с.
  3. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологический словарь. –  М.: Мысль, 1983.
  4. Костинский Г.Д. Идея пространственности в географии // Изв. РАН. Сер. геогр. – 1992. –  № 6.
  5. Лексин В. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития / В. Лексин, А. Швецов. – М.: УРСС, 1997
  6. Акофф Р. Планирование в больших экономических системах. – М.:Советское радио, 1972
  7. Bertaianfy L. vol.Ceneral  System. Foundations, Development Applicationc. – N.Y.: Braziller, 1969
  8. Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. исследование систем управления: учебное пособие для вузов. 3-е изд.-М.:Академический проект; Трикста – 2004
  9. Воспроизводственные проблемы планового управления регионом. / Под ред. И.М Верещагина. - Новосибирск, 1989. - 223 с.
  10. Белолольский Н.Г., Гибсон Р.В., Анохин Н.К. Экономические теории и цели общества. М., 2003. -387 с.