×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Методика оценки конкурентоспособности предприятий сферы строительного дизайна

Аннотация

Н. А. Савельева

В статье представлена методика оценки конкурентоспособности, отражающая специфику деятельности предприятий сферы строительного дизайна. Методика построена с использованием интегрального метода оценки конкурентоспособности. Показатели оценки объединены в три группы: эффективность производства и реализации дизайн-проектов, показатели финансового состояния и маркетинговой деятельности предприятия. Единичные показатели агрегируются по каждой группе в комплексные. На основе комплексных показателей рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности предприятия.
Ключевые слова: сфера строительного дизайна, методика оценки конкурентоспособности, база сравнения, нормирование показателей.

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

Строительный дизайн принадлежит к числу наиболее динамично развивающихся секторов в Строительном комплексе РФ. В последние годы наблюдается стремительный рост спроса на дизайн-проекты в сфере строительства. Обусловлено это во многом формированием более требовательного спроса отечественного потребителя к строительной продукции, качественные показатели которой во многом определяются уровнем ее дизайна. Только на рынке строительного дизайна г. Ростова-на-Дону по данным на начало 2011 г. функционирует более 100 хозяйствующих субъектов, выполняющих дизайн-проекты, большинство из которых относятся к субъектам малого бизнеса. Усиливается конкуренция между хозяйствующими субъектами, выполняющими дизайн-проекты в сфере строительства. Все это актуализирует проблему формирования конкурентоспособности предприятий строительного дизайна. Процесс формирования конкурентоспособности во многом опирается на результаты глубокого анализа конкурентоспособности предприятия, одним из наиболее ответственных этапов которого выступает объективная оценка уровня конкурентоспособности предприятия, требующая соответствующего методического обеспечения, учитывающего специфику данной сферы экономической деятельности.
Поскольку сфера строительного дизайна как относительно самостоятельный вид экономической деятельности выделилась недавно, следует остановиться более подробно на ее определении и составе.
«Строительный дизайн это – сфера архитектурно-строительной деятельности, связанная с  художественно-техническим проектированием предметно-пространственной среды на  основе целесообразности, эстетичности и профессионализма дизайнера» [1, с. 57]. В составе сферы строительного дизайна можно обособить четыре ключевых компонента: дизайн интерьера, архитектурный дизайн, городской дизайн и ландшафтный дизайн.
Сфера строительного дизайна с позиций основных характеристик дизайна выглядит следующим образом:
- объектом проектирования выступает - среда;
- предметом проектирования – функция, структура и форма; 
- используемый проектный подход – отраслевой;
- по характеру организации службы дизайна могут относиться как к независимому (отдельные дизайнерские предприятия), так и к штатному (в составе строительных, архитектурных, торговых предприятий);
- по характеру потребления   - типовые и индивидуальные решения;
- по целям производства - может относиться как к коммерческому виду дизайна, так и к социальному;
- по критерию обобщения объекта относится к дизайну среды;
- по стилевым особенностям дизайн любой группы нельзя однозначно отнести к одному из стилей, все зависит от желания потребителя, но можно классифицировать дизайнерские предприятия данной отрасли  по признаку «наиболее успешно выполняющие дизайн-проекты в том или ином стилевом решении» [1].
Одним из наиболее сложных и ответственных этапов формирования методики оценки уровня конкурентоспособности предприятия является выбор показателей оценки. С этой целью нами была проведена экспертиза с привлечением ученых, руководителей и ведущих специалистов предприятий этой сферы. В ходе пилотного тестирования был сформирован перечень показателей оценки, объединенных в три группы:
1. Эффективность производства и реализации дизайн-проектов.
2. Показатели финансового состояния предприятия.
3. Показатели маркетинговой деятельности предприятия.
Далее экспертам предлагалось оценить значимость показателей в пределах каждой из выделенных групп. Покажем результаты экспертной оценки по каждой выделенной группе показателей.
В группе «Эффективность производства и реализации дизайн-проектов» рассматривались 10 наиболее значимых показателей оценки:
- комплексный показатель качества дизайн-проектов;
- средний срок исполнения дизайн-проектов;
- уровень цен дизайн-проектов;
- рентабельность продаж (отношение прибыли от продажи дизайн-проектов к выручке от продаж, выраженное в процентах);
- выработка на одного работника (отношение выручки от продажи дизайн-проектов к среднесписочной численности персонала предприятия);
- время работы предприятия;
- уровень креативности дизайнеров (балльная оценка);
- уровень квалификации дизайнеров (доля специалистов с высшим образованием);
- инновационность и прогрессивность используемых дизайн-технологий (балльная оценка);
- техническая вооруженность труда (отношение среднегодовой стоимости технических средств к среднесписочной численности персонала).
Относительные веса важности показателей эффективности производства и реализации дизайн-проектов представлены в таблице 1.


Таблица 1
Значимость показателей оценки конкурентоспособности предприятия по группе «Эффективность производства и реализации дизайн-проектов»


Наименование показателя

Единица измерения

Весомость, доли единицы

1 Комплексный показатель качества дизайн-проектов

доли единицы

0,1684

2 Средний срок исполнения дизайн-проектов

дни

0,1011

3 Уровень цен дизайн-проектов

руб./м2

0,1090

4 Рентабельность продаж

%

0,0942

5 Выработка на одного работника

руб./чел

0,0863

6 Время работы предприятия

лет

0,0955

7 Уровень креативности дизайнеров

баллы

0,1099

8 Уровень квалификации дизайнеров

%

0,0867

9 Инновационность и прогрессивность используемых дизайн-технологий

баллы

0,0581

10 Техническая вооруженность труда

руб./чел.

0,0908

Итого:

 

1,0000

В группе «Показатели финансового состояния предприятия» было выделено 4 показателя:
- запас финансовой прочности, определяемый как разность между выручкой от продажи дизайн-проектов и безубыточным объемом продаж;
- коэффициент абсолютной ликвидности (отношение денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к краткосрочным обязательствам);
- коэффициент покрытия (отношение оборотных активов за вычетом расходов будущих периодов к краткосрочным обязательствам);
- коэффициент оборачиваемости капитала (отношение выручки от продажи дизайн-проектов к среднегодовой величине капитала предприятия).
Относительные веса важности финансовых показателей оценки конкурентоспособности предприятий сферы строительного дизайна представлены в таблице 2.


Таблица 2
Значимость показателей оценки конкурентоспособности предприятия по группе «Показатели финансового состояния предприятия»


Наименование показателя

Весомость, доли единицы

1 Запас финансовой прочности, руб.

0,2911

2 Коэффициент абсолютной ликвидности

0,2036

3 Коэффициент покрытия

0,3605

4 Коэффициент оборачиваемости капитала

0,1448

Итого

1,0000

В группе «Показатели маркетинговой деятельности предприятия» выделено 9 показателей, принятых при формировании методики оценки конкурентоспособности предприятия:
- уровень известности услуг фирмы (балльная оценка);
- выручка от продажи дизайн-проектов;
- уровень разнообразия предоставляемых услуг (балльная оценка по основным свойствам номенклатуры услуг предприятия);
- эффективность рекламной деятельности (отношение прироста прибыли от продажи дизайн-проектов к затратам на рекламу, выраженное в процентах);
- динамика выручки (цепные темпы роста выручки от продажи дизайн-проектов при элиминировании уровня инфляции);
- масштабность заказов (стоимость в расчете на один дизайн-проект);
- уровень диверсификации деятельности;
- участие в специализированных выставках и конкурсах дизайн-проектов;
- участие в тендерах.
Относительные веса важности показателей маркетинговой деятельности предприятий сферы строительного дизайна представлены в таблице 3.


Таблица 3
Значимость показателей оценки конкурентоспособности предприятия по группе «Показатели маркетинговой деятельности предприятия»


Наименование показателя

Единица измерения

Весомость, доли единицы

1 Уровень известности услуг фирмы

баллы

0,1358

2 Выручка от продажи дизайн-проектов

руб.

0,1274

3 Уровень разнообразия предоставляемых услуг

баллы

0,1237

4 Эффективность рекламной деятельности

%

0,1074

5 Динамика выручки

%

0,1001

6 Масштабность заказов

руб./ед.

0,1399

7 Уровень диверсификации деятельности

число видов деятельности

0,0996

8 Участие в специализированных выставках и конкурсах дизайн-проектов

Число в год

0,0828

9 Участие в тендерах

Число в год

0,0833

Итого:

 

1,0000

Важным этапом в построении методики оценки конкурентоспособности предприятия является выбор базы сравнения, поскольку экономическая категория «конкурентоспособность» предприятия обладает таким свойством, как «относительный (или сопоставительный) характер». Традиционно в качестве базы сравнения при оценке уровня конкурентоспособности предприятия выступает наиболее сильный конкурент анализируемого предприятия. Именно такая база сравнения была предложена для оценки уровня конкурентоспособности предприятий сферы строительного дизайна.
Следующим этапом в построении методики оценки конкурентоспособности является приведение значений показателей к единой базе, т.е. процедура нормирования показателей оценки. Приведение показателей к нормированному виду предложено осуществлять по аналогии с методикой оценки конкурентоспособности предприятия, разработанной И. Максимовой применительно к промышленности [2]. Изложим сущность такого перевода значений показателей конкурентоспособности предприятия к нормированному виду.
Для перевода показателей в относительные величины производится их сравнение с показателями базового предприятия, т.е. наиболее сильного конкурента анализируемого предприятия. В целях перевода показателей в относительные величины используется 15 – ти балльная шкала. При этом 5 – ю баллами оценивается показатель, имеющий значение хуже, чем базовый, 10 – ю баллами – на уровне базового, 15 – ю баллами – лучше, чем базовый.
По каждой группе показателей рассчитывается комплексный показатель оценки с использованием следующих формул:
- Группа показателей «Эффективность производства и реализации дизайн-проектов»:

- Группа показателей «Показатели финансового состояния предприятия»:

- Группа показателей «Показатели маркетинговой деятельности предприятия»:

где ПЭф1, ПЭф2, …, ПЭф10– нормированные значения показателей оценки конкурентоспособности в группе «Эффективность производства и реализации дизайн-проектов»;
0,1684; 0,1011; 0,1090; 0,0942; 0,0863; 0,0955; 0,1099; 0,0867; 0,0581; 0,0908 – относительные веса важности показателей конкурентоспособности предприятия по группе «Эффективность производства и реализации дизайн-проектов», доли единицы;
ПФин1, ПФин2, …, ПФин4– нормированные значения показателей оценки конкурентоспособности в группе «Показатели финансового состояния предприятия»;
0,2911; 0,2036; 0,3605; 0,1448 – относительные веса важности показателей конкурентоспособности предприятия по группе «Показатели финансового состояния предприятия», доли единицы;
ПМарк1, ПМарк2, …, ПМарк10 – нормированные значения показателей оценки конкурентоспособности в группе «Показатели маркетинговой деятельности предприятия»;
0,1358; 0,1274; 0,1237; 0,1074; 0,1001; 0,1399; 0,0996; 0,0828; 0,0833 – относительные веса важности показателей конкурентоспособности предприятия по группе «Показатели маркетинговой деятельности предприятия».

Следующим этапом построения методики оценки уровня конкурентоспособности предприятия было установление относительных весов важности каждой оцениваемой группы показателей с помощью метода экспертных оценок. Относительные веса важности групп оценки конкурентоспособности предприятий сферы строительного дизайна оказались следующими:
- группа «Эффективность производства и реализации дизайн-проектов» - 0,5087;
- группа «Показатели финансового состояния предприятия» - 0,1777;
- группа «Показатели маркетинговой деятельности предприятия» - 0,3136.
Уровень конкурентоспособности предприятия сферы строительного дизайна предложено определять по формуле средневзвешенной арифметической:


где 0,5087; 0,1777; 0,3136 – относительные веса важности комплексных показателей конкурентоспособности предприятия строительного дизайна.

Показатель уровня конкурентоспособности предприятия строительного дизайна находится в пределах от нуля до пятнадцати, поскольку в качестве перевода значений показателей конкурентоспособности в нормированный вид использовалась 15-ти балльная шкала оценки.
По значению показателя конкурентоспособности предприятия можно дать качественную характеристику уровня конкурентоспособности воспользовавшись следующей шкалой:
 - неудовлетворительный уровень конкурентоспособности предприятия;
 - удовлетворительный уровень конкурентоспособности предприятия;
 - хороший уровень конкурентоспособности предприятия;
 - высокий уровень конкурентоспособности предприятия.

Таким образом, была построена методика оценки уровня конкурентоспособности предприятия, отражающая специфику деятельности предприятий, выполняющих дизайн-проекты в области строительного дизайна. В то же время данная методика может быть легко адаптирована к условиям деятельности предприятий других сфер дизайн-деятельности.
Использование методики оценки в практической деятельности предприятий строительного дизайна позволит повысить уровень качества и объективности оценки поскольку методика не только отражает специфические особенности развития предприятий строительного дизайна, но и хорошо адаптирована к современным условиям российского рынка строительного дизайна. Методика оценки уровня конкурентоспособности предприятий строительного дизайна может быть использована как малыми предприятиями и даже микропредприятиями строительного дизайна, так и крупными субъектами рынка дизайн-проектов в строительной сфере.

Литература

1. Савельева Н.А. Конкурентоспособность предприятий сферы услуг строительного дизайна: монография / Н.А. Савельева, Е.В. Терехова. – Ростов-на-Дону: Институт архитектуры и искусств ЮФУ, 2010. – 184 с.
2. Максимова И. Оценка конкурентоспособности предприятия /И. Максимова // Маркетинг. – 1996. - № 3. – С. 33-40.