×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Проблемы проектирования школьного комплекса на 1400 учащихся в жилом районе «Левенцовский» города Ростова-на-Дону

Аннотация

Н.Г. Стрельцова

Дата поступления статьи: 05.12.2013

В статье рассматриваются проблемы проектирования крупно-комплектных школ, проблемы эксплуатации зданий школьных комплексов, противоречия актуальных требований нормативной документации. Анализируется объемно-планировочные решения, цветофактурные с применением современных экологически чистых и долговечных материалов и  технологий в отделке, включая антивандальные покрытия. Проектировщиками  были тщательно изучен выделенный участок земли под будущее строительство школьного комплекса с целью наиболее рациональной «посадки» здания школы, для обеспечения необходимых санитарно-гигиенических требований, инсоляции и аэрации территории, грамотное решение которых обеспечивают снижение затрат на эксплуатацию здания.

Ключевые слова: проектирование, строитеотство, объемно-планировочные решения, отделка, интерьер

05.23.01 - Строительные конструкции, здания и сооружения

В новом жилом микрорайоне города Ростова-на-Дону «Левенцовский»,  расположенном со стороны западного въезда в город, планируется новый объект строительства - школьный комплекс  на 1400 учащихся. Он представляет собой два здания - школу и бассейн, соединенные между собой переходной галереей. В связи большой наполняемостью школы  перед проектировщиками стояли непростые задачи:
- принятие наиболее рациональной комбинации объемно-планировочных решений и оборудования с целью исключения возможности получения травм учащимися, персоналом и посетителями при передвижении внутри и около здания, при входе в здание;
- расчетные условия эксплуатации несущих конструкций здания обязаны исключить всякую возможность их разрушения, недопустимого ухудшения  эксплуатационных свойств всего здания в целом;
- возможность эвакуации людей наружу на прилегающую территорию;
- возможность спасения людей;
- нераспространение пожара.
Для обеспечения комфортного пребывания школьников в здании школы, в целях повышения уровня теплозащиты и увеличения теплоэффективности наружных конструкций проектировщиками применены наиболее эффективные современные негорючие утеплители и технологии производства работ по утеплению конструкций [1].
Архитекторы ставили своей задачей применение отделочных материалов и технологий, для внутренних работ в учебном заведении, с повышенными требованиями экологических,  эстетических и антивандальных норм, применение которых уменьшают сроки проведение работ, продлевают качественный эксплуатационный период здания и в конечном результате приводят к экономической выгоде. Все строительные и отделочные материалы имеют санитарно-эпидемиологическое заключение об их соответствии требованиям, предъявляемым к детским учреждениям [2].
Планировка и оборудование здания  школы, бассейна и прилегающей территории обеспечивают ученикам, сотрудникам и посетителям с ограниченными возможностями передвижения полную доступность и равные условия жизнедеятельности для комфортного обучения и пребывания в любом месте школьного комплекса.
Архитектором и генпланистом изучен выделенный участок земли под будущее строительство школьного комплекса с целью наиболее рациональной «посадки» здания школы, для обеспечения необходимых санитарно-гигиенических требований, инсоляции и аэрации территории, грамотное решение которых обеспечивают снижение затрат на эксплуатацию здания [3].
Наружную отделку фасадов - кирпичную кладку было предложено выполнить силикатным лицевым кирпичом изумрудно-зеленого цвета с белой расшивкой швов. По четвертому этажу преимущественно и в местах декоративных штукатурных вставок по фасаду,  предусмотрена колерованная тонкослойная штукатурка белого цвета (без оттенка).Выделение фасадов на 3-х этажную часть и 4-й штукатурный этаж зрительно понижает высоту здания школы, что в свою очередь делает ее сомасштабной для  учащегося, создает более комфортное восприятие всего здания. Для удобства эксплуатации рядом стоящего здания бассейна школы в холодный период года предусмотрена переходная галерея к одноэтажной части здания [4]. Фасад бассейна целиком выполнен с применением системы «навесной вентилируемый фасад» с сочетанием двух цветов - белого и изумрудного.  Для гармоничной визуальной связи двухэтажного отдельно стоящего здания бассейна с фасадом школы было предложено внести третий элемент отделки фасада. Проектировщиками предложен оригинальный рисунок фасада бассейна и переходной галереи, ведущей в бассейн – имитация морской волны, опоясывающей весь объем здания. Данный вариант фасада вносит игровой момент  в школьный комплекс. Для улучшения визуальной связи с внешней средой предложены светопрозрачные ограждающие конструкции - витражи в местах общего пользования, рекреаций, вестибюля, поэтажных холлов, лестничных клеток. Таким образом, на фоне жилых высотных зданий, фасады которых окрашены в нежной акварельной гамме,  здания школьного комплекса, по замыслу архитекторов, должны привнести  яркий организующий акцент в квартале жилой застройки.
В процессе организации внутреннего пространства и принятия объемно-планировочных решений, здание школы обеспечено соответствием всех площадей и высот помещений действительной потребности и выполнением санитарно-гигиенических требований [1]. К ним относятся: правильная ориентация помещений по странам света, инсоляция, освещенность естественным светом, нормальный температурно-влажностной режим воздушной среды помещений и  ограждающих конструкций, надлежащая звукоизоляция [2]. Пространственная колоннада главного фасада школы задает тон в декоративной отделке центрального вестибюля школы на 1-м этаже и объединяет внутреннюю часть школы с наружным дворовым пространством. Для  визуального единения внутреннего и внешнего пространств, в интерьере главного вестибюля первого этажа применена та же отделка, что и по фасаду здания – «антивандальная» декоративная штукатурка. Глубина вестибюля сглажена светлыми, небесного оттенка, тонами в мягкий рельеф поверхности декоративной штукатурки. Внесена дополнительная отделка – чередование штукатурки  и вертикальных полос из одного, двух рядов керамогранитной плитки с растительным рисунком, ряд колонн вестибюля облицован той же плиткой, что в свою очередь разбивает монотонные стены, растворяя их в неком присутствии искусственного эффекта естественного озеленения. В основу архитектурной композиции плана положены, в первую очередь, практические требования, вытекающие из назначения здания – это требования удобства, экономичности, структурной рациональности планировки здания школы и четкой композиционной организации его внутреннего пространства. По периметру стен ниже подвесного потолка выполнен карниз по типу наружного в колоннаде. Цветовое решение декоративной штукатурки и фона керамогранитной плитки едины. Пол вестибюля по цвету перекликается с витражом главного входа и орнаментом керамогранитной плитки - нежно желтого тона с матовым и глянцевым покрытием для эффекта отражения рисунка керамогранитной плитки в покрытии пола. Этот прием имеет повторение на 2-м этаже при актовом зале, на 3-м, 4-м этажах, в холлах поэтажно над главным входом – для их визуального выделения, тем более что они имеют единые вертикальные коммуникации – лестничную клетку  ЛК2, лифтовый холл, и планировочно являются центральными объединяющими и распределительными холлами школы. Все стены коридоров-рекреаций школы окрашены в спокойные монохромные тона, полотна дверей акцентированы, благодаря применению ярких цветов. Цветовое решение дверей поддержано в отделке полов.
Для психологического поддержания благоприятной атмосферы в местах общего пользования проектом предложены витражи с цветными стойками-импостами. Отделка учебных помещения выдержана в спокойных прозрачных тонах и лишь небольшие декоративные элементы в покрытии полов позволяют интерьеру перекликаться с ярким цветом полотен дверей и смежными коридорами-рекреациями школы. В интерьер актового зала школы добавлены декоративные карнизы, которые работают на понижение высоты помещения, за счет членения стены по горизонтали и позволяет разделить части стен одним цветом разных оттенков.   Интерьер обеденного зала из-за большого количества столов и стульев, занимающих все пространство, решен за счет цветовых пятен стен и  подвесного потолка.   Спортивные залы [3-4] выделены в части современного решения покрытия полов. Стены разделены на две части, нижняя - панельная, высотой до уровня двери, материалы отделки предусматривают регулярную влажную обработку. Верхняя часть стены и потолок выкрашены в светлые тона.
Проект прошел государственную экспертизу и в ближайшее время будет реализован [5 - 10].


Литература:

  1. Набокова Я.С. Эффективные строительные материалы и способы возведения зданий [Электронный ресурс]// «Инженерный вестник Дона» 2008/4
  2. Моргун В.Н. Размышления об эффективности стеновых материалов [Электронный ресурс]// «Инженерный вестник Дона» 2008/4.
  3. Bansal T.K., Sigh Mohinder, Bed: R.B.L /Effest of concrete//lrans. SAEST-1988.23.-N2-3.-p.279-280.
  4. Perrot C., Deviterne D., Perrin P. Influence of training on postural and motor control in acombative sport.//J. Hum. Mov. Studies.-1998.-V.35.-P.119-135.
  5. СНиП, СП 118.13330.2012, «Общественные здания и сооружения».
  6. СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка  городских и сельских поселений.».
  7. СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
  8. СанПин 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования».
  9. СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  10.  СНиП РК 3.02-20-2004 «Культурно-зрелищные учреждения».