×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Проблемы обеспечения общеобразовательных школ качественными условиями обучения

Аннотация

Е.Н. Белая

Школьное здание – сложная система, которая должна в себя включать и уметь отвечать комплексу требований современного общества: территориально-демографического, социально-педагогического, инженерно-технического, санитарно-гигиенического и экономического характера. С течение времени нормы и требования общества менялись к организации и процессу проведения образовательной деятельности в школах. На сегодняшнее время основная часть школьных зданий устарели как в техническом, так и в моральном плане и не могут полноценно и всесторонне обеспечивать всесторонне развитие учащихся.
В статье рассмотрены современные требования общества к условиям обучения в  школах. Выявлены недостатки существующих условий и предложены мероприятия по  модернизации общеобразовательных учреждений.
Ключевые слова: школа, образование, общество, прогресс, модернизация.

Ключевые слова:

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

Школы построенные в первой половине XX века не способны обеспечить развитие детей по современным требованиям общества.  На сегодняшней день в школьное образование внедрились и крепко закрепились современные машины и оборудование, без которых немыслимо современное существование, жизнь, быт, труд и отдых человека. Это связано с глобальными скачками в развитии науки и технике, в изменениях произошедших в политической системе страны за время существования школьного фонда, в сложившихся экономических условиях, в существующем культурно-историческим наследии страны.
Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов становления личности. И эта личность должна развиваться всесторонне в ногу со временем. Школьное образование обеспечивает переход от детства, к осознанному выбору последующей профессиональной деятельности. От того, как будет устроена система отношений школы и общества, зависит во многом и успешность в получении профессионального образования, и вся система гражданских отношений [2].
Государственная политика в области образования является одной из приоритетных.  Федеральные целевые программы и проекты нацелены на модернизацию и развитие образования. В рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» выделяют пять основных направлений развития общего образования: обновление образовательных стандартов, система поддержки талантливых детей, развитие учительского потенциала, современная школьная инфраструктура и здоровье школьников.
Одна из наиболее важных задач на пути модернизации образования это обеспечение отличного технического состояния зданий образовательных учреждений: «Новая школа – это современная инфраструктура. Школы станут современными зданиями - школами нашей мечты, с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой – столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством.»[2]
Школьное здание – сложная система, которая должна в себя включать и уметь отвечать комплексу требований современного общества территориально-демографического, социально-педагогического, инженерно-технического, санитарно-гигиенического и экономического характера.
С течение времени нормы и требования общества менялись к организации и процессу проведения образовательной деятельности в школах. На сегодняшнее время основная часть школьных зданий устарели как в техническом, так и в моральном плане и не могут полноценно и всесторонне обеспечивать всесторонне развитие учащихся.
В процессе проектирования и строительства, каждое здание наделяется комплексом свойств, учитывающие их функциональное назначение. Эти свойства должны обеспечиваться в течение всего их срока службы при постоянном воздействии различных эксплуатационных нагрузок, техногенных и природно-климатических факторов. Параметры обусловлены эксплуатационно-техническими характеристики конкретного материала, элемента, конструкции, инженерного оборудования, технических систем, среды обитания и т.п., а также их совокупность и взаимодействием.
В общем, к параметрам эксплуатационных качеств зданий можно отнести [1]:

  • Надежность зданий. Определяется безотказностью в работе, долговечностью, прочностью, устойчивостью, взрывобезопасностью, пожаробезопасностъю, огнестойкостью, ремонтопригодностью и другими показателями;
  • гигиеничность среды, замкнутой ограждающими конструкциями. Определяется температурно-влажностным режимом помещений, чистотой воздушной среды, световым и звуковым комфортом;
  • функциональная комфортность. Определяется удобством деятельности и пребывания людей в зданиях и сооружениях, с объемно-планировочной гармоничностью структуры и планировки помещений с учетом эргономических требований;

Под влияние научно-технического прогресса и повышающимися требованиями общества, изменениями в экономике и социальной структуре  с 50х годов XX века Строительные нормы и правила к общественным здания претерпевали изменения 7 раз, гигиенические требования к условиям обучения школьников – 5 раз, также произошли изменения и в других нормативных документах обеспечивающих безопасность пребывания детей  в образовательных учреждениях. На сегодняшнее время основная часть школьных зданий устарели как в техническом, так и в моральном плане и не могут полноценно обеспечивать всестороннее развитие учащихся.
Первичным требованием является функциональна целесообразность т.е осуществление образовательной деятельности, поэтому школьное здание в основном состоит из учебных помещений. Наряду с этим в здании осуществляются и вторичные функции: питание, медицинское наблюдение, общественные мероприятия, руководство и т. п. Для них предусматриваются специальные помещения: столовые и буфеты, мед. кабинет, актовые залы и др. При этом перечисленные функции для этих помещений будут первичными. Им же соответствуют свои вторичные функции. В свою очередь все помещения различных функций, связываются между собой коммуникационными помещениями, основное назначение которых обеспечивать движения людей (лестницы, коридоры и др.).
Неизменными требованиями к зданиям остаются: функциональная целесообразность, обеспечения надежности, архитектурно-художественная выразительность, экономическая обоснованность. Проанализировав требования нормативных документов, экономические и эстетические, социальные требования современного общества, укрупнено можно выделить 11 групп современных предъявляемых требований к школьному зданию[2–5]:

  1. функциональная целесообразность, т. е. здание должно полностью отвечать тому процессу, для которого оно предназначено ­— для образовательной деятельности;
  2. техническая целесообразность, т.е. здание должно надежно защищать людей от внешних воздействий (низких или высоких температур, осадков, ветра), быть прочным и устойчивым, т.е. выдерживать различные нагрузки, и долговечным, сохраняя нормальные эксплуатационные качества во времени;
  3. градостроительные условия (доступность, месторасположение);
  4. территориально-демографические условия (вместимость здания в зависимости от численности детей на сегодняшний день и на перспективу развития района, населенного пункта);
  5. объемно-планировочные решения. Здания должны обеспечивать нормативную потребность в разнообразных целевых помещениях для учебы, занятий спортом, творчеством, питания, отдыха, гигиены учеников;  административно-хозяйственных для сотрудников;
  6. архитектурно-художественная выразительность, т. е. здание должно быть привлекательным по своему внешнему (экстерьеру) и внутреннему (интерьеру) виду, благоприятно воздействовать на психологическое состояние и сознание людей;
  7. экономическая целесообразность, предусматривающей наиболее оптимальные для данного вида здания затраты труда, средств и времени на его возведение и при дальнейшей эксплуатации.
  8. необходимый санитарно-эпидемиологический уровень т.е  в здании школы необходимо соблюдать определенный воздушно-тепловой режим, уровень естественного и искусственного освещения, шума. Здание должно быть оборудовано централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения и канализацией;
  9. экологическая чиста. Все отделочные и строительные материалы должны быть безвредны для здоровья детей.  Исключать вредное воздействие факторов среды обитания в общеобразовательном учреждении на жизнь и здоровье обучающихся;
  10. безопасность и охраняемость. Устройство противопожарных систем, систем видеонаблюдения, охрана здания от проникновения посторонних лиц;
  11. техническое оснащение. В помещениях пищеблока, в спортивном зале, в библиотеке, в мед.кабинете, а также в учебных классах должно применяться практичное современное и энергоэффективное оборудование.

Безусловно, комплекс этих требований нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. Для качественного уровня образовательного процесса необходимо обеспечить благоприятные условия среды. Выявленные современные требования дают возможность  по-новому взглянуть на существующие образовательные учреждения.
Исходя из вышесказанного можно констатировать тот факт, что школы нуждаются в модернизации. Модернизация должна коснуться не только технической стороны при реконструкции существующих зданий школ, но и обновлены документы, регламентирующие образовательную деятельность. При модернизации и реконструкции стоит обратить особое внимание на использование экологически чистых строительных материалов, а так же необходимость применять энергоэффективные технологии и оборудование, что будит способствовать существенному сокращению эксплуатационных расходов. При этом школьное пространство должно быть функционально и эстетически грамотно спроектировано. Создать такие условия, чтобы обеспечить полную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья. Создать или модернизировать инфраструктуру с учетом внедрения современных компьютерных технологий. А для поддержания современной инфраструктуры школы необходимо повысить качество обслуживания самого здания.

Список литературы

  • 1.Калинин, В.М. Оценка технического состояния зданий [Текст]: учебник/ В.М. Калинин, С.Д. Сокова. – М.: ИНФРА-М, 2010.
    2.Наша новая школа [Текст]: Национальная образовательная инициатива от 04 февраля 2010 г. Пр-271.
    3.Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях [Текст]: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва.
    4.Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ [Текст]: Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ.
    5.СНиП 31-06-2009  Общественные здания и сооружения.