Эффективность управления издержками в строительном производстве на основе применения инновационной логистики
Аннотация
Рассматривается основное содержание логистических издержек строительного производства, использование инновационной логистики на строительных предприятиях. Применение инновационной логистики формирует логистический потенциал.
Ключевые слова: логистические издержки, капитальное строительство, логистизация
08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)
Современный этап развития строительного производства рассматривает логистические издержки как объективную реальность хозяйственной практики.
Сегодня возникла необходимость создания целостной, эффективной системы управления издержками в логистических цепях строительного производства с использованием современных достижений инновационной логистики.Логистические издержки в строительном производстве должны быть ориентированы на повышение эффективности процессов движения МТР и на развитие материально-технической базы строительства на всех стадиях производственного цикла.
Использование инновационной логистики на строительных предприятиях требует серьезных преобразований во всех структурных подразделениях строительного комплекса. Логистические издержки в базовом понятии –это затраты, связанные с производством материальных ценностей и оказанием логистических услуг по производству и организации поставок по основным логистическим функциям: материально-техническое снабжение, производство, сбыт, распределение, складирование. Применение инновационной логистики определяет логистические издержки как «издержки, связанные с логистизацией, т.е. создание работоспособных логистических систем для рационального (оптимального) тактического и стратегического управления потоковыми процессами».[3]
Предприятия строительного комплекса выбирают эффективные пути и варианты своего развития. Применение инновационной логистики формирует логистический потенциал, который рассматривает методологические подходы и принципы, выбор форм, методов и объектов логистизации и управления, оценивая последствия их применения с помощью различных критериев и показателей эффективности.
Логистизация осуществляться на основе использования тактической и стратегической логистики. Применение инновационной логистики улучшит качество материально-технического обеспечения строительных предприятий, запросы потребителей и пользователей строительной продукции и услуг, и позволит снизить совокупные логистические издержки.
«Инновационная тактическая (оперативная) логистика предусматривает управление потоковыми процессами в рамках действующей нормативной системы управления моделью и относится практически ко всем стадиям движения и преобразования потока, на которые накладываются эти ограничения» [3]. С помощью инновационной тактической логистики появляется возможность экономически целесообразно улучшить существующие потоковые процессы и эффективно управлять логистическими издержками.
«Существенным отличительным свойством логистики в строительстве является динамичный, мобильный характер средств производства и трудовых ресурсов. Это определяет необходимость несения совокупности затрат по их перемещению в пространстве между строительными объектами»[2].
По своему составу и структуре издержки строительного производства неоднородны в конкретных звеньях логистических цепей. Однако общая их величина представляет собой значительную часть затрат строительного производства и может существенно влиять на эффективность функционирования строительной организации в целом, что косвенным образом характеризует долю логистических издержек в составе общей себестоимости СМР (строительно-монтажных работ). Именно в строительстве находят реальное воплощение потоки трудовых ресурсов и движение строительных машин и механизмов как объекты воздействия логистики. Логистические издержки, вызванные мобильностью производительных сил строительного производства, отражены в цене строительной продукции и связаны с передислокацией строительных машин и механизмов, описывают состав логистических издержек, возникающих в результате внутрифирменной миграции рабочих между строительными объектами.
В отношении логистических издержек, возникающих при проектировании и реструктуризации логистических цепей, изменении состава организационно-технологических звеньев, предусматривается их выделение в отдельные составляющие цены строительной продукции, в той их части, которая касается сооружения транспортных и инженерных коммуникаций, приобъектного складского хозяйства строительной фирмы. Что же касается управленческих расходов в составе логистических издержек строительства, то их величина зависит от масштабов строительного производства, способов ведения строительства, общесистемных условий экономики региона и специализации регионального строительного комплекса, разнообразия логистической деятельности и других факторов.
В инвестиционной сфере происходят структурные изменения, отражающие смещение кризисных симптомов из сферы производства в сферу обращения. С одной стороны, это предполагает конъюнктурную динамику состава капиталообразующих инвестиций, а с другой - порождает неизбежные нарушения платежной дисциплины. В составе капиталообразующих инвестиций формируется новый элемент: пополнение запасов материальных оборотных средств. Источником их формирования выступает отток денежных средств из инвестиций в основной капитал, т.е. происходит перераспределение капитала из стратегических сфер бизнеса в тактические и оперативные. Иными словами, целевой установкой на сегодняшний день в большинстве отраслей материального производства является выживание, сохранение производственного потенциала, а не его развитие и расширение.
Если структурная динамика капиталообразующих инвестиций является конституирующим условием в логистике строительства, то необходимо рассмотреть содержание и характер рыночных трансакций в сфере капитального строительства, по существу, отражающих интенсивность и особенности экономических потоков строительного производства, а также уровень и состав издержек в логистических цепях строительного производства. Экономический поток в строительстве может быть представлен совокупностью трансакций на всех стадиях жизненного цикла строительной продукции.
В условиях рынка основным регулятором трансакций является механизм ценообразования. На региональном рынке капитальных инвестиций соотношение между ценами на базовые элементы готовой строительной продукции (строительные материалы и инженерное оборудование) и ценами на основные производственные услуги по их доведению до стройки определяет состав логистических звеньев в логистических цепях строительного производства и уровень логистических издержек. Кроме того, ценовая динамика предопределяет распределение результатов логистической деятельности между организационно-экономическими звеньями логистических цепей во времени.
Логистические издержки включают расходы на погрузку строительных материалов, транспортировку, разгрузку на стройке, и отражает элементарный транспортный процесс: погрузка - транспортировка - выгрузка. Естественно, что доминирующую роль в структуре логистических издержек играют транспортные расходы. Включение новых логистических звеньев в логистическую цепь неизбежно ведет к расширению состава логистических издержек и изменению их структуры. Изменения в структуре производства строительных материалов сопровождаются и изменениями в составе строительных организаций.
Другой методической трудностью учета и оценки логистических издержек является неадекватное информационное обеспечение строительства. Дефицит полной и достоверной информации в сочетании с игнорированием данных о логистических процессах в качестве объекта управления в официальной статистике не позволяет вскрыть до конца особенности состава и структуры логистических издержек строительного производства, тем более, что строительные предприятия несут большие расходы именно в сфере обращения, при совершении коммерческих трансакций.
Логистические издержки кроме затрат на погрузо-разгрузочные и транспортно-складские работы (ПРТСР), комплектацию, поставку включают в себя для предприятия стройиндустрии потери от иммобилизации средств в расчетах; для строительной организации - пени, штрафы, неустойки; для вместе взятых участников данной логистической цепи возможны судебные издержки по арбитражным спорам и т.п., не говоря уже о затратах, вызванных обслуживанием этой задолженности (дополнительные командировки, расходы связи и т.д.). Поэтому при исследовании логистических издержек необходимо проанализировать сложившуюся структуру финансовых потоков, вызванных реально возникающими товарно-денежными коммуникациями строительных предприятий. Применение инновационной логистики способно обеспечить эффективность анализа и возможности предприятий строительного комплекса, а так же определить рыночно ориентированный логистический потенциал как возможность приспосабливать потоки своих ресурсов к постоянно изменяющейся конъюнктуре строительного рынка с минимальными логистическими издержками.
Логистические издержки в строительстве преимущественно формируются в результате текущей производственно-коммерческой деятельности строительных организаций. Они возникают прежде всего как результат временной разобщенности событий в ходе товарно-денежного обмена между участниками логистических цепей. Сложившиеся производственно-коммерческие коммуникации закрепляются в структуре оборотных активов строительных организаций, и в своей совокупности влияют на ту часть логистических издержек, которая связана с отложенными обязательствами, формированием резервов на различных стадиях строительного производства
Практически все логистические издержки строительства включаются в себестоимость строительных работ и цену готовой строительной продукции. Необходимо учитывать, что себестоимость строительных работ подвержена влиянию многих факторов, что непосредственно отражается в структурных сдвигах внутри элементов затрат.
Концентрируя внимание на основных производственных факторах и элементах готовой строительной продукции, бюджетирование в качестве базы ценообразования в строительстве уже не в состоянии выступать методическим инструментом управления логистическими издержками на регулярной, систематической основе. Поэтому необходимы иные подходы к созданию целостной, эффективной системы управления издержками в логистических цепях строительного производства.
Рыночно-ориентированный потенциал инновационной логистики представляет собой емкую категорию с точки зрения понятийного состава хозяйственной деятельности. Чем больше ориентируется инновационная логистика строительного предприятия на потребности рыночного спроса, тем больше технологический и организационный потенциал нуждаются в эффективном управлении. Логистическая цепь строительного производства чаще всего замыкается рамками строительного предприятия, где выполняются основные логистические операции, эффективность которых возможно обеспечить используя потенциал инновационной логистики в управлении логистическими издержками строительного предприятия.
Список использованных источников.
-
Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов. Москва, ИНФА, 2008.
-
Литвина Д.Б., Тамбовцев С.Н. Логистические издержки .Ростов н/Д, Рост. госуд. строит. ун-т, 2000.
-
И.В. Теренина. Инновационная логистика в строительном комплекса России. Ростов н/Д, изд. СКНЦ ВШ, 2006.