Методологические подходы формирования инновационно-инвестиционного механизма средозащитных инноваций в строительном комплексе
Аннотация
Анализируется необходимость совершенствования модели охраны окружающей среды, оптимизирующей выбор наиболее эффективных мероприятий, по сокращению техногенного воздействия, улучшению природохозяйственной ситуации и качества среды обитания.
Ключевые слова: регулирование природохозяйственных отношений, принципы устойчивого социально-экономического развития, средозащитные инновации, инвестиции
08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)
Механизм рыночного природопользования представляет собой синтез социо-эколого-экономических императивов и рыночно-институциональных методов регулирования природохозяйственных отношений, на основе которых могут быть эффективно реализованы экологические интересы природопользователей, обусловленные повышением стоимости природных ресурсных благ, достижением оптимальных условий принятия решений, содействующих становлению национального рынка природно-ресурсных благ и переходу на принципы устойчивого экологически безопасного социально-экономического развития.
Загрязнение окружающей природной среды обусловливает необходимость совершенствования существующих моделей охраны окружающей среды, оптимизирующих выбор наиболее эффективных мероприятий, способствующих сокращению техногенного воздействия предприятий-природопользователей, смягчению деструктивных последствий их функционирования, улучшению природохозяйственной ситуации и качества среды обитания и как следствие – кардинальному оздоровлению социально-эколого-экономического микроклимата в стране и регионах.
В состав мер по управлению взаимодействием экономики и окружающей среды входит разработка природоохранной стратегии, обеспечивающей заинтересованность хозяйствующих субъектов в максимальном устранении или ограничении вредного влияния на окружающую среду, т. е. применения экономического механизма воздействия субъектов экономики – предприятий-природопользователей.
Однако обострение проблем в различных отраслях российской экономики не способствует модернизации существующей экологической инфраструктуры, тем более что намечающаяся модернизация технологического развития требует как обновления объектов экологической инфраструктуры, создания современных организационно-экономических ее форм, так и совершенствования экономического механизма природопользования, в том числе и строительном комплексе.
Игнорирование этих вопросов в практике управления деятельностью предприятиятий-природопользователей, неизбежно ведет к финансовым и другим потерям, что, в конечном счете, отражается на формировании необходимой системы управления с учетом реализации природоохранных мероприятий, как в процессе разработки инвестиционных проектов, так и в процессе их реализации и последующего функционирования.
Традиционно при управлении инвестициями в основной капитал выделяют их воспроизводственную, технологическую и видовую структуру. Воспроизводственной структурой капиталовложений являются затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и др. К новому относится строительство комплекса объектов основного, обслуживающего назначения вновь создаваемых предприятий, зданий и сооружений, осуществляемое на новых площадках в целях создания новой производственной мощности.
Важнейшими инструментами регулирования инвестиций призваны программно-целевые механизмы, различные режимы недропользования, в том числе соглашения о разделе продукции, договоры концессии, заключаемые государством с частными инвесторами [1]. Вопросы вложения в основной капитал для России имеют принципиальное значение в силу чрезвычайно неблагоприятной динамики инвестиционных издержек, обусловленной колебаниями цен на инвестиционные товары и услуги, показано в таблице 1 «Инвестиции в основной капитал по субъектам Российской Федерации» [2].
Таблица 1
Инвестиции в основной капитал по субъектам Российской Федерации
(млн. руб.)
Федеральные округа |
2000 |
2003 |
2005 |
2007 |
2010 |
Российская Федерация |
1165234 |
2186365 |
3611109 |
6716222 |
9151411 |
Центральный |
303918 |
563111 |
964158 |
1779599 |
1890966 |
Северо-Западный |
16663 |
285159 |
483265 |
832478 |
1049637 |
Южный федеральный округ: |
108941
22361 |
162521
39376 |
245104
60145 |
496911
135150 |
794412
152116 |
Северо-Кавказский |
25964 |
49662 |
93317 |
199888 |
287137 |
Приволжский |
206781 |
350622 |
609499 |
148397 |
1323384 |
Уральский |
250731 |
445954 |
593370 |
1113151 |
1431313 |
Сибирский |
98647 |
193614 |
346105 |
708951 |
889719 |
Дальневосточный |
53589 |
135723 |
276291 |
436849 |
725659 |
Вложение инвестиций в основной капитал по регионам отличается резкой неравномерностью, но по всем федеральным округам наблюдался значительный прирост инвестиций в основной капитал по сравнению с предшествующими годами. Так в Южном федеральном округе основной объем государственных и частных инвестиций в последнее время направляется на развитие инфраструктуры и рекреационного комплекса Краснодарского края Северо-Кавказского федерального округа, что по объективным причинам связано с объектами олимпийского строительства [3].
Инвестиционная политика России должна быть направлена на развитие деятельности в области промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, науки и техники, нанотехнологий, сотрудничество со странами ближнего и дальнего зарубежья в целях повышения эффективности экономики страны и выхода из кризисной ситуации в ближайшие годы.
Инвестиционный фон в основной капитал по регионам за анализируемый период с 2000 по 2010 гг. характеризуется резкой неравномерностью во всех федеральных округах РФ. По Южному федеральному округу прирост инвестиций наблюдался в 2010 г. Более 7 раз возросли инвестиционные вложения в основной капитал по сравнению с 2000 г. Вложение инвестиций по Ростовской области за 2010 г. составило 152 млн руб., т.е., более чем в 6 раз возросли по сравнению с 2000 г.
Учитывая, что задачи экономического и социального развития общества должны определяться на основе оценки экологического фактора, необходимо существенное изменение приоритетов и целей для всей экономики, ее отраслей и отдельных секторов. Необходим пересмотр направлений инвестиционной политики и научно-технического прогресса: все программы развития экономики должны быть ориентированы на ее рост с учетом экологического фактора. В контексте сказанного представляется необходимой аналитика последствий экологического прессинга хозяйствующих субъектов отраслей ростовского экономического комплекса. Подобное экологоориентированное научное исследование призвано содействовать переосмыслению формирующей в современных условиях сугубо индустриальной специализации региона, обоснованию целей, направлений и приоритетов устойчивого экологически сбалансированного социально-экономического развития ростовской территории.
В таблице 2 приведены основные показатели охраны окружающей среды по Ростовской области [4].
Таблица 2
Основные показатели охраны окружающей среды за период с 2006-2010 гг.
|
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Текущие затраты на охрану окружающей среды, |
2516122,9 |
2852122,8 |
3469417,1 |
3466842,4 |
3903321,8 |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов по охране окружающей среды, тыс. руб. |
6322971,6 |
7584588,6 |
7335505,3 |
8603192,9 |
1) |
Плата за допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ |
107137,6 |
175631,3 |
197838,0 |
170270,5 |
186670,5 |
Плата за сверхнормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ (размещение отходов), |
38279,9 |
59096,1 |
105989,9 |
93882,3 |
87476,1 |
Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выделения, |
173,8 |
163,3 |
185,3 |
175,2 |
175,8 |
Лесовосстановление, га |
1497 |
1704 |
1010 |
1500 |
1500 |
1) В 2010 году данный показательнее разрабатывался.
В целом отметим, что текущие затраты на охрану окружающей среды выросли в 2010 г. на 155,1 % по сравнению с 2006 г. Плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в 2010 г. выросла в 1,7 раз по сравнению с 2006 г.
При формировании системы эколого-экономических нормативов природопользования следует учитывать возможность использования природных ресурсов, сырья и материалов, что позволит снизить издержки производства предприятиям-природопользователям, в том числе и в системе стройиндустрии. Разработка социо-эколого-экономического механизма развития средозащитных инноваций в строительном комплексе будет способствовать выбору современных управленческих решений, что приведет к росту экономики и уменьшению негативного воздействия предприятиятий-природопользователей строительного комплекса на окружающую среду.
Литература
1. Инвестиционный менеджмент. /Под ред. В.В. Мищенко. 2-е изд. М.: КНОРУС. 2008. – С. 78.
2. Регионы России. Социально-экономические показатели. Стат. сб. /Росстат. – М., 2011. – С. 940.
3. Социально-экономическое положение в Ростовской области в январе-декабре 2001 года. Федеральная служба государственной статистики Ростовстат. Ростов-на-Дону.: 2012. – С, 10-13.
4. Статистический сборник «О состоянии окружающей среды Ростовской области за 2006 – 2010 годы». Ростов-на-Дону.: 2011. – С. 7.