×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Основные направления исследования проблем устойчивого развития региона

Аннотация

Ю.Г. Неудахина

Современный этап социально-экономического развития России, наряду с другими сложностями, характеризуется значительным обострением проблемы устойчивого развития.
Острота современной социально-экономической ситуации в России и значительные деформации всего экономического пространства определяются происходящими процессами: переходом к рыночным отношениям многочисленных хозяйствующих субъектов, включая и региональные структуры; либерализацией внешнеэкономических связей; затяжным системным кризисом, охватывающим практически все сферы народного хозяйства; изменением государственного устройства, в том числе и характера отношений центра и регионов.
В этой связи в статье рассматривается устойчивость региональной экономики как способность противостоять воздействиям внешней и внутренней среды, сохранять равновесие и поступательно развиваться. 
Ключевые слова: устойчивое развитие, устойчивость региональной экономики, модель регионального управления, принцип устойчивого развития.

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

В настоящее время ни одна страна не может решить общечеловеческие проблемы в одиночку. В связи с этим, основной задачей становится не собственный путь их преодоления, а поиск совместных решений, эффективная скоординированная деятельность стран с целью уменьшения факторов нестабильного развития и снижения остроты общечеловеческих проблем на основе их научного анализа.
Среди множества препятствий, возникающих на пути продвижения стран и мирового сообщества к устойчивому развитию (в числе которых: различный характер и скорость протекания процессов, объективная сложность и масштабность проблемы, наличие у стран различных интересов, которые не всегда соответствуют целям достижения устойчивого развития, неподготовленность общественного сознания, недостаток финансовых средств, технологическое несовершенство и т. д.), особую тревогу вызывает серьезный разрыв между уровнем проработки фундаментальных научных оснований стратегии устойчивого развития и механизмами ее практической реализации. Устойчивое развитие с научной точки зрения остается дискуссионным полемическим понятием. Несмотря на практически общую уверенность в безальтернативности модели устойчивого развития, «разные ученые видят «наше общее будущее» по-разному» [1].
Принцип устойчивого развития предложен планете и населяющему ее человечеству Международной комиссией по окружающей среде и развитию (МКОСР) во главе с премьер-министром Норвегии Гру Харлем Брундтланд, созданной по инициативе Генерального Секретаря ООН в декабре 1983 г. 22 члена Комиссии представляли 21 страну из всех регионов мира. В целом же к работе Комиссии привлекались сотни людей - ученые, политические деятели, представители деловых кругов, общественности (по данным, приведенным в русском переводе доклада, в работе Комиссии приняло участие 823 специалиста и 84 организации) [2]. Среди отечественных ученых к работе Комиссии причастны В.Е. Соколов (член МКОСР), Н.Н. Моисеев, В.А. Легасов, Р.З. Сагдеев, Ю.А. Израэль, И.Т. Фролов и др. Комиссия работала в качестве независимого органа и имела возможность рассматривать любые вопросы, обращаться за содействием к любым лицами и организациям, формулировать и вносить любые предложения и рекомендации, которые она считала целесообразными.
Как отмечал секретарь Комиссии Д. Макнейл, Комиссия «предприняла то, что прежде не делалось ни одной из международных комиссий: организовала открытые слушания в каждом регионе мира - от Джакарты до Москвы, от Сан-Паулу до Осло, от Хараре до Оттавы. Нам представили свидетельства примерно тысяча специалистов, политических лидеров и заинтересованных граждан на пяти континентах» [5]. Таким образом, работа Комиссии показала возможность объединения усилий, определения общих целей и достижения соглашений по программе совместных действий.
В апреле 1987 г. после трех лет совместной работы, коллективных поездок, слушаний и обсуждений Комиссия Брундтланд представила 42-й сессии Генеральной ассамблеи ООН обширный доклад о долгосрочном развитии человечества, названный «Наше общее будущее» («Our Common Future (The Brundtland Report)» - итог научного и политического анализа причин глобального кризиса, поиска и выбора путей их устранения (и то лишь в самом общем, принципиальном виде).
Доклад Комиссии объемом более чем 300 страниц впечатляет своей фактической и эмоциональной силой. Он начинается с обзора ситуации, анализа успехов развития, таких как достижения в области здравоохранения, ликвидации неграмотности, сокращения детской смертности, увеличения темпов роста продовольствия. Но при этом обсуждается та цена, которой пришлось расплатиться за успехи, а именно: возникли тенденции, влияние которых ни планета, ни ее население выдержать не смогут: возросло абсолютное число голодающих, возросло число людей, использующих небезопасную воду, увеличивается разрыв между бедными и богатыми, увеличивается площадь непродуктивных земель, кислотные осадки уничтожают леса и озера, наносят невосполнимый вред художественному и культурному наследию, наблюдается общее потепление климата, разрушается озоновый слой Земли.
При анализе этих проблем появилось понимание того, что нельзя отделять вопросы экономического развития от вопросов окружающей среды. Многие формы развития наносят ущерб именно тем природным ресурсам, которые служат для них базой, а ухудшение состояния природной среды подрывает рост экономики. Поскольку «такое развитие не отвечает интересам поколений грядущего столетия», «необходимо найти новый путь развития, который обеспечивал бы прогресс человечества на всей планете и в длительной перспективе» [3]. В качестве выхода из глобального социально-экологического кризиса Комиссия Брундтланд предложила концепцию устойчивого развития.
Определение понятия «устойчивое развитие» в трактовке МКОСР «Устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
Устойчивое развитие включает две группы понятий:
-понятия потребности и возможности, необходимые для существования, то есть для сохранения и развития;
-понятия ограничения, обусловленные состоянием технологий и организацией общества, накладываемых на возможности удовлетворять потребности» [2].
Устойчивое развитие - это процесс изменений, в котором: эксплуатация ресурсов, ориентация технологического развития, направления инвестиций, учрежденские изменения находятся в соответствии как с текущими потребностями, так и с возможностями их удовлетворять в будущем.
В этом определении обращается внимание на то, что должно сохраняться и что должно изменяться, сохранению подлежит:

-рост возможности удовлетворять потребности как сегодня, так и всегда;

 изменению подлежат:
-эксплуатация ресурсной базы;
-технологическое совершенствование;
-направления инвестиций;
-учрежденские решения.
Именно так Международная комиссия по окружающей среде и развитию понимает цели устойчивого развития. Для их достижения МКОСР предлагает решить следующие задачи.
Задачи перехода к устойчивому развитию (на 1987г.):
-оживление процесса роста;
-изменение качества роста;
-удовлетворение основных потребностей;
-обеспечение устойчивого уровня численности населения;
-сохранение и укрепление ресурсной базы;
-переориентация технологий;
- интеграция экологических и экономических аспектов в процессе принятия решений [1].
Центральной задачей устойчивого развития является необходимость взаимоувязки экологии и экономики. В реальном мире они интегрированы, однако в практической деятельности экономические решения принимаются без учета воспроизводства природных ресурсов и других ограничений природной среды, вытекающих из законов ее сохранения и изменения. В силу этого имеет место искусственный разрыв связей между экономикой и экологией [5].
Вопросы устойчивого развития постоянно находятся в центре внимания общепризнанного глобального международного института - ООН, в рамках которой основным межправительственным форумом высокого уровня, содействующим продвижению комплексных предложений в целях достижения устойчивого развития, активизации диалога по программным вопросам и наблюдению за прогрессом в этой области, является Комиссия по устойчивому развитию (КУР).
Однако, при всем уважении к этой международной организации, нельзя не отметить, что проблема устойчивого развития в том виде, в каком она поставлена и решается ООН, имеет лишь «статус политической рекомендации для всех стран и народов мира» [3]. То есть ее решение, по сути, взвалили на государственные и политические структуры, которые должны инициировать разработку национальных стратегий УР.
Путь к практическим решениям по реализации стратегии УР лежит через исследование неизвестного, т. е. через науку. Именно наука не только добывает новые знания о мире, но и способна сформулировать так необходимую человечеству новую стратегию развития и методы ее реализации, чего ООН и правительства в отрыве от адекватного проблеме научного обеспечения достичь не могут.
Чтобы перейти к устойчивому развитию в системе «природа-общество-человек», нужно досконально изучить, понять и описать все связи между различными областями человеческой деятельности, социальными институтами и природными структурами. «Иначе нельзя осмыслить даже такое, казалось бы, сугубо обыденное понятие, как «возможность удовлетворить потребности», входящее в «центральный руководящий принцип ООН»» [2].
По нашему мнению, устойчивое развитие предполагает, что достижение этого статуса может быть осуществлено путем выработки научного метода решения проблемы устойчивого развития на законной основе, т.е. основе общих законов в системе «природа-общество-человек»,  которые устанавливают неизменность величины полной мощности, за счет чего связываются воедино природные, общественные и духовные процессы. Идеология такой модели устойчивого развития принципиально отличается от других подходов в этой области и требует коренного изменения значительной части наших представлений об устойчивом развитии.
Таким образом, приходится признать, что озвученный с высокой трибуны ООН принцип устойчивого развития дан «на уровне бытового понижения проблемы» [5], а заявления о необходимости новых подходов в развитии человеческой цивилизации не подкреплены теоретической научной обоснованностью, не дополнены научными методами, технологиями и системами. Поскольку устойчивое развитие - это не только политическая, но и естественнонаучная проблема, значительную долю ответственности за создавшееся в мире критическое положение и негативное состояние реализации стратегии устойчивого развития должно взять на себя и научное сообщество, наиболее видные представители которого напрямую причастны как к рождению, так и к становлению концепции устойчивого развития.

Литература

1.Кретинин В.А. Региональная экономика и управление: переход к устойчивому развитию. Владимир. Собор. 2009. С. 251.
2.Научная основа стратегии устойчивого развития Российская Федерация / Федеральное Собрание. Общ. ред. Залиханов М.Ч., Матросов М.В. 2002. С. 207.
3.Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза [текст] / Рук. авт. колл. и отв. ред. А.Г. Гранберг. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2000. С. 435.
4.http://www.nonlin.ru/node/190 Wyckoff A., Colecchia, A. The Economic and Social Impact of Electronic Commerce (Organisation for Economic Co-Operation and Development (OECD) 2011г.

    Literature
    1. Kretinin VA Regional Economics and Management: The transition to sustainable development. Vladimir. Cathedral. 2009. S. 251.
    2. Scientific Basis for a strategy for sustainable development of the Russian Federation / Federal Assembly. Gen. Ed. Zalikhanov mp Matrosov, M. 2002. S. 207.
    3. Regional development: the experience of Russia and the European Union [text] / Ms. auth. call. and holes. Ed. AG Granberg. - Moscow: ZAO Publishing House «Economics», 2000. S. 435.
    4. http://www.nonlin.ru/node/190
    5. Wyckoff A., Colecchia, A. The Economic and Social Impact of Electronic Commerce (Organisation for Economic Co-Operation and Development (OECD) 2011.