×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Российские подходы управления по отношению к государственному и либерально-рыночному менеджменту организации сферы медицинских услуг

Аннотация

Алу Ризан Ахмад

Уровень свободы регулирования сферы медицинских услуг определяет степень доступности и качества, данных вид услуг и масштаб её деятельность, решая ряд организационных и финансовых задач по возмущению затрат медицинских субъектов на боле широкую публику услугополучателей в России и за рубежом.
Ключевые слова: Медицинские услуги, здоровье, государственно-ориентированный, либерально-рыночный, менеджмент, страхование.

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

Введение
Подходы к управлению сферой медицинских с позиций при ведущем участии государства в системной организации доступной и качественной медицинской помощи. Международный опыт развития данной отраслевой сферы [см. 1] показывает следование двум основным типам направлений  в зависимости от большей или меньшей свободы  регулирования либо со стороны государства, либо со стороны привлечения предпринимательской активности в сферу медицинских услуг, обеспечивая оптимальный баланс  взаимоотношений между услугодателями (медицинские учреждения, страхователи) и услугополучателями (пациенты).
Постановка задач
Обеспечение охраны здоровья российских граждан, реализация их права на бесплатную, качественную медицинскую помощь гарантированными Конституцией Российской Федерации, путем активирования равноправных конкурентных условий для всех отраслей сферы медицинских услуг, как для  поставщиков и её потребителей.
Основная часть 
Выделяются доминирующие типы, как государственно-ориентированной сферы медицинских услуг (включая подтип государственно-страховой медицины при осуществляемом государственном контроле) и системы частной коммерческой медицины.
Выраженный тип государственно-ориентированной сферы медицинских услуг характеризуется обеспечением бюджетных расходов на осуществление деятельности медицинских учреждений, возмещение затрат на предоставление услуг по оказанию первичной медицинской помощи (ПМСП) для населения, прежде всего по системе обязательного медицинского страхования (ОМС). Его основные компоненты представлены национальными системами Великобритании, Новой Зеландии, Швеции и др.  
Подтип смешанной государственно-страховой медицины представляют страны, где соответствующие расходы  обеспечиваются главным образом за счет средств национальных фондов медицинского страхования, координирующих финансирование региональных и территориальных фондов страховых организаций, осуществляющих оплату медицинских услуг для их потребителей (Австрия, Германия, Франция, Япония и др.). Государство здесь выступает скорее контролирующей инстанцией взаимоотношений медучреждений, страховщиков и потребителей медицинских услуг.
К преимуществам государственно-ориентированной сфере медицинских услуг относятся: 1) интеграция координируемых государством сфер отраслевого управления, обеспечивающая условия для благоприятного функционирования системной диагностики, профилактики и предупреждения нарушений здоровья населения; 2) определение национальных стандартов защиты общественного здоровья; 3) обеспечение властно-государственного контроля порядка оказания медицинских услуг; 4) централизация государственного воздействия на стимулирование массовых социальных установок здорового образа жизни и противодействие факторам деструктивного влияния на здоровье населения. В их числе  могут использоваться меры властно-правового запрета социально опасных явлений, информационно-пропагандистской деятельности, ориентированной на широкую общественную аудиторию и отдельные социальные группы, специализированные программы помощи и предоставления услуг для групп социального риска и др.  
К недостаткам государственно-ориентированной сферы медицинских услуготносятся: 1) чрезмерная централизация и бюрократическая избыточность  управленческого регулирования данной сферы на уровнях вертикальной соподчиненности (регламентации административно-отраслевой подотчетности) и горизонтально-партнерского взаимодействия (выборочность бюджетной поддержки предложений  медучреждений и страховых организаций); 2) сложность согласования и корректировки управленческих решений, направленных на удовлетворение потребительских запросов  и привлечение бюджетных ресурсов для инновационного развития хозяйствующих субъектов на рынке медицинских услуг, стремящихся к обновлению профессиональных знаний, повышению технологичной обеспеченности, эффективности и комфортности оказания медицинской помощи; 3) диспропорции регулирования проблемных зон здравоохранения, выражающиеся в неравномерном распределении ресурсов как на уровне региональной сбалансированности услуг по программе ОМС, так и в отраслевом разрезе противодействия одним группам патологий и  деструктивных социальных явлений (наркомании, пьянству и др.), создавая преференции для противодействия патологиям с общественным резонансом и др.     
В типологических подходах либерально-рыночного менеджмента сферы медицинских услуг, выделяются различные аспекты снижения бремени бюджетной поддержки сферы медицинских услуг в условиях роста выполнения социальных обязательств государств как международных приоритетов реализации прав личности, охраны здоровья нации и сохранения человеческого капитала, связываемых, в том числе, с переходом к менее затратным моделям государственно-отраслевого управления сферой медицинских услуг. Данный процесс, прежде всего, обусловлен необходимостью рассмотрения опыта участия бизнеса в развитии коммерческо-страховой медицины. Либерально рыночной тип саморегулирования хозяйственной деятельности медицинских учреждений в наиболее законченном виде представлен опытом его реализации в США. С ним связывается отказ от централизованного регулирования медицинских услуг на принципах частной страховой медицины, дополненной в 1960-е гг. страхованием государственным (для групп высокого риска: пенсионеров по старости, инвалидов, бедных). Актуальность рассмотрения американской модели сферы медицинских услуг  обусловлена ориентацией на ее подходы стран, поощряющих использование относительно свободных рыночных механизмов сбалансирования спроса и предложения медицинских услуг, рассматриваемых как товарный продукт предпринимательской деятельности. Получившая широкое распространение за пределами США система управления качеством медицинских услуг, ориентированная на диагностику родственных групп (DRG) пациентов отличается четкими критериями стандартизации ресурсных затрат и обеспечения качества услуг, отражающих интенсивность групп патологий, смертности, стоимости лечения, набора индикаторов потребительской удовлетворенности, достоверности данных исследования, оценок рисков  развития заболевания и др. Все  более широкий интерес и за пределами США, в том числе и России, получает опыт использования системы управляемой медицинской помощи, с координирующей функциями страховых организаций, осуществляющих финансирование различных программ защиты и поддержки здоровья граждан. В них четко прослеживается уклон на амбулаторные, дистанционно-консультационные услуги предоставления медицинской помощи, добиваясь конкурентных преимуществ перед другими  услугодателями за счет понижения своих издержек. В этом отношении конкуренция выступает стимулом для понижения издержек расходов поставщиков медицинских услуг (офисных затрат, экономии оплаты труда, перераспределения рабочей силы и др.), стратегий выработки сервисных предложений, тарифной политики, рекламного сопровождения и др. аспектов делового партнерства и самостоятельной деятельности медучреждений, страховых организаций и потребительских ассоциаций.
Как показано в работе, к преимуществам коммерческого менеджмента экономики сферымедицинских услуг относятся: 1) осуществление хозяйственной деятельности учреждений, предоставляющих медицинские услуги для населения на принципах самоокупаемости затрат и конкуренции за расширение выбора их предложений в соответствии с запросами их контрагентов и потребителей (государственно-муниципальных заказов подрядных услуг, страховых организаций, пациентов); 2) замещение деятельности бюджетных учреждений с ограниченными возможностями ресурсного обеспечения на осуществление предпринимательской деятельности коммерческих учреждений, преследующих возмещение издержек и получение прибыли в связи с предоставлением разнообразного или специализированного ассортимента  медицинских услуг за счет привлекаемых платежных средств страховых организаций и населения  и др.
К недостаткам коммерческого менеджмента экономики сферы медицинских услуг следует отнести: 1) чрезмерную коммерциализацию поставщиков медицинских услуг, вытесняющих государственные учреждения из системы оказания первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) и применения унифицированных стандартов национальной системы здравоохранения, ориентированной на массового потребителя; 2) развитие рынка узкопрофильных, высокотехнологичных, сервисно-профилактических и др. услуг, получение которых ограничено возможностями их оплаты со стороны потребителя, различие возможностей платежей которых не компенсируются в полной мере бюджетной поддержкой страховой медицины; 3) фрагментацию контроля за деятельностью поставщиков медицинских услуг, выборочность, субъективность, несогласованность критериев комплексной оценки деятельности коммерческих медучреждений. 
В механизме регулирования сферы медицинских услуг в Российской Федерации, показаны структурные характеристики данной отраслевой сферы управления, поставщиков и потребителей медицинских услуг.
Обеспечение охраны здоровья российских граждан, реализация их права на бесплатную, качественную медицинскую помощь гарантировано Конституцией Российской Федерации. Основами  законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и др. актами.
Механизмы координации взаимодействия субъектов медицинских услуг по возмещению расходов в связи с их предоставлением, а также по защите и согласованию взаимных интересов регулируются Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.1991 г. № 1499-1 и др. актами [см. 2]. Им предусмотрено, что субъектами медицинского страхования признаются граждане,  страхователи, страховые медицинские организации и медицинское учреждение. Приоритетность интересов граждан, нуждающихся в получении медицинских услуг, выражается в признании медицинского страхования  формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья», а его целью выступают гарантии получения гражданами медицинской помощи при возникновении страхового случая за счет накопленных средств и финансирования лечебно-профилактических мероприятий. Как представляется, разграничение видов медицинского страхования –  обязательного и добровольного (далее соответственно ОМС и ДМС) – исходит из степени защищенности участвующих в нем сторон, которым предоставляются основные и дополнительные гарантии медицинских услуг. Конкурирующие основания деятельности обусловлены потребительским выбором медучреждений для оказания медицинских услуг по договорам медицинского страхования; установлением размера страховых взносов по ДМС, участия в формировании тарифов на медицинские услуги; компенсаций за причинение ущерба застрахованным лицам и т.д. Вместе с тем, предпринимательская деятельность СМО ограничена участием в системе ДМС, поскольку гарантии удовлетворения запросов населения на необходимые медицинскую помощь не должны зависеть от материальных возможностей людей. Этим обусловлена обязанность СМО осуществления своей деятельности по ОМС на некоммерческой основе. То есть, коммерческая деятельность СМО осуществляется в рамках  участия в системе ДМО.
Характерные тенденции развития конкуренции в сферы медицинских услуг в настоящей работе рассматриваются подробно в диссертационном исследовании автора на примере анализа экономико-правового регулирования данных процессов на уровне субъекта РФ (Ростовская область).
Выводы.
Из выше изложенного анализа отмечаю, что для конкурентных отношений в Российской Федерации характерны диспропорции охвата населения системами государственных гарантий обслуживания по ОМС и на коммерческих условиях гарантий ДМС в сторону доминирования государственно-страховой медицины. Кроме того, отсутствует выраженная коммерческая заинтересованность частных медицинских учреждений в участии в территориальной программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Отмечается высокий уровень инвестиционных затрат в развитие производственно-технологической базы, оплаты труда медперсонала, арендных платежей для  входа на рынок медицинских услуг частных медицинских учреждений. По-прежнему сохраняются низкий уровень платежеспособности населения и мотивация патерналистских установок в общественном сознании, связываемой с переложением ответственности на государственную систему обеспечения расходов по защите общественного здоровья.

Библиографический список.

    1.См.: Медицинское страхование в развитых странах: фрагменты зарубежного опыта/Под ред. Уколова В.Ф. и др. – М. 1997. – 176 с.; Тимчинский Д.Л. Возникновение и эволюция бюджетной и страховой медицины в развитых странах//Здравоохранение за рубежом. 2007. №1. С. 37-48; Игнатьева Р.К., Черная Н.Л., Антипова Н.П. Система медико-социальной помощи населению в Великобритании и России: плюсы и минусы//Международный неврологический журнал. 2005. № 2(2)./ Организация здравоохранения/Public health organization// www.neurology.mif-ua.com/archive/issue-2742/article-2768/ и др.
    2.Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.1991 г. № 1499-1 (в редакции действующего законодательства)//www.base.consultant.ru