×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Государство, его место и роль в развитии современной сферы услуг

Аннотация

А.А. Улигов

Существующие теоретические положения воздействия государственных (региональных, муниципальных) органов управления на развитие сферы услуг предполагают сохранение соответствующего соотношения между рынком и государственным вмешательством в экономическую и хозяйственную жизнь предприятий и организаций данной сферы народного хозяйства региона. Оно может быть достигнуто при соблюдении общего принципа, сущность которого сводится к наличию конкуренции везде, где возможно, регулирования там, где необходимо.
Ключевые слова: сфера услуг, формы, методы, государство, государственное регулирование, федеральные программы, организационно-экономические преобразования.

Ключевые слова:

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

Организационно-экономические преобразования, сопровождающие все стадии реформирования общественных отношений, являются основой для формирования потребителей соответствующих услуг, которые могут самостоятельно действовать на уровне муниципального образования. В этих условиях резко возрастает значимость управленческих инноваций, укрепления территориального принципа управления в сочетании с программно-целевыми и сценарными методами. Тем самым возникает возможность создания эффективного стратегического управления развитием сферы услуг. Оно способно полнее учитывать весь комплекс факторов, влияющих на процесс формирования, распределения и использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов.
С указанных позиций государство должно вырабатывать концепцию воздействия экономическими и административными методами управления на развитие сферы услуг региона. При этом возможно прямое его участие в регулировании процессов развития сферы услуг, ее отраслей и предприятий на отдельных территориях. Формами такого участия являются следующие:
- реализация государственных региональных целевых программ развития отдельных отраслей сферы услуг, финансируемых за счет госбюджета;
- размещение заказов на поставки продукции и услуг для общегосударственных нужд на основе контрактной системы [1]
Однако число федеральных программ ограничено, и их разработка и реализация направлены на стабилизацию экономики регионов с низким уровнем ее развития. Основное внимание региональных органов управления должно быть направлено на рационализацию хозяйственной и управленческой структур, эффективное использование местных ресурсов, В этой связи решение социально-экономических проблем населения территорий региона зависит во многом от эффективности управления на уровне муниципальных образований, так как каждый регион имеет свою сферу самостоятельного регулирования экономических отношений, взаимодействуя с федеральными органами власти в целях упорядочения отношения собственности, бюджетно-налоговых отношений, государственной поддержки отдельных целевых программ, касающихся вопросов развития сферы услуг, имеющей жизнеобеспечивающее значения для населения региона. Однако на сегодняшний день в государственном аппарате медленно укрепляется понимание необходимости перехода от прямого планового управления регионами к регулированию на основе формулирования целей развития, достижение которых в достаточной степени материально мотивируется. Задача государственного регулирования экономики региона заключается в достижении компромисса между многочисленными и разнообразными интересами в целях достижения максимального благосостояния региона, что и лежит в основе концепции государственной экономической политики.
Государственное воздействие на процессы развития сферы услуг должно базироваться на сочетании рыночного саморегулирования с государственными методами регулирования и стабилизации, социальными компенсациями. С этой точки зрения модель функционирования и развития сферы услуг должна быть адекватной потребностям населения в производимых услугах. Для ее разработки необходимо соединение взаимодействия противоположных начал: плана и рынка как самонастраивающейся и саморегулирующейся системы.
Отправным моментом обоснования возможности и необходимости такой модели служит наличие платных и бесплатных услуг как реального факта современной рыночной экономики [2].
Научное обоснование необходимых преобразований в управлении развитием любых экономических систем должно учитывать формы собственности, которые во многом определяют тип организации, методы и порядок управления. Наличие соответствующей концепции и методического обеспечения государственного регулирования особенно важно для развития сферы услуг, так как она представляет особый интерес в связи с особой ролью государства в решении задач по повышению уровня жизни, благополучия населения и устойчивому социальному развитию территории.
С данной позиции необходимо рассматривать совершенствование государственного регулирования экономики региона в отраслевом разрезе, в котором основное внимание уделяется его формам и методам. Особенно важным становится обеспечение их совокупного воздействия на сферу услуг, исходя из содержания и назначения форм и методов государственного регулирования, приведенных в таблице 1.
Таблица 1.
Формы и методы государственного регулирования развития сферы услуг региона


Наименование

Назначение и содержание

Методы

Прямые

Планирование, решение организационных и административных задач, контроль, как комплекс обязательных для исполнения требований к хозяйствующему субъекту со стороны государства

Косвенные

Воздействие государства на экономические интересы производителей товаров и услуг путем создания благоприятных неблагоприятных условий функционирования

Формы

Фниансово-кредитная политика

Финансирование предприятий (организаций государственной и муниципальной собственности). Дотации, субсидии, помощь спецфондов. Льготные кредиты, гарантии по кредитам. Финансирование РЦП отраслей сферы обслуживания. Финансовый лизинг.

Налоговая политика

Определение приоритетов налогообложения отраслей сферы услуг. Налоговые льготы (дифференцированные) и кредиты. Совершенствование системы учета и отчетности.

Материально-техническая помощь

Сдача в аренду госпредприятий, недвижимости и продажа но льготным ценам в рассрочку. Государственный (муниципальный) заказ. Траст на льготных условиях.

Информационная
поддержка

Предоставление информации предприятиям и организациям сферы услуг на бесплатной основе. Формирование банка данных и моделей рынка платных и бесплатных услуг. Подключение предприятий и организаций к системе «Интернет».

Консультативная
помощь

Консультирование предприятий и организаций сферы услуг по различным вопросам. Оказание помощи в разработке и реализации проектов использования новой техники и прогрессивной технологии. Обеспечение обучения и повышения квалификации работников сферы услуг.

*Таблица составлена по данным исследования Гиндиева А.М. «Методологические основы управления развитием сферы услуг»

Между формами и методами можно отметить органичную связь, которая позволяет модифицировать формы с позиции оптимизации сочетания основных методов государственного регулирования (прямых и косвенных), что позволяет наиболее успешно применять государственное регулирование в управлении развитием сферы услуг региона.
К основным направлениям, по которым, прежде всего, следует проводить регулирующую деятельность органов власти в сфере услуг региона, следует отнести:
- развитие государственного предпринимательства в наиболее социально значимых отраслях (образование, бытовое обслуживание, жилищно-коммунальные услуги и т.п.);
- отраслевое макропрограммирование;
- разработка бюджетной политики с учетом государственной поддержки социально значимых отраслей сферы услуг;
- кредитно-финансовое регулирование деятельности предприятий сферы услуг;
- проведение щадящего и стимулирующего налогообложения;
- целенаправленное проведение регионального маркетинга.
Рассмотренные в работе направления развития сферы услуг выступают составляющими организационно-экономического механизма управления отраслями и системой в целом.
При таком подходе к его формированию становится возможным обеспечить реализацию социальных гарантий прав граждан региона в получении бесплатных услуг, которые оказываются за счет общества (образовательные, часть транспортных и др.). С другой стороны, наличие платных услуг одновременно предполагает действие механизма внутреннего рынка услуг. Сочетание обоих видов хозяйственного механизма позволяет успешно управлять рыночным и нерыночным секторами сферы услуг региона на принципах экономической эффективности и социальной справедливости, что в полной мере отвечает назначению современной рыночной экономики.
Осуществляемая корректировка экономических процессов со стороны государства, к функциональным действиям которой можно отнести определение объектов регулирования, формирование целей и задач развития сферы услуг с учетом сложившегося распределения труда и специализации отраслей, организацию системы управления, выделение субъектов регулирования, разграничение функций и выбор методов регулирования, оценку результатов государственного воздействия на развитие сферы услуг, позволяет охватить регулирующим воздействием как сферу услуг в целом, так и входящие в нее отрасли, предприятия и организации различных организационно-правовых форм и форм собственности. В совокупности действие регулирующих органов должно быть направлено на создание условий поиска внутренних и внешних резервов, факторов экономического роста сферы услуг и ее составляющих с учетом отраслевых особенностей и специфики их развития.

Литература

  1. Кликич Л.М. Эволюция сферы услуг: проблемы методологии и анаВ­лиз. - Уфа: БГАУ, 2008. - 172 с.
  2. Котилко В.В. Менеджмент и маркетинг в сфере услуг / В.В. КоВ­тилко, А.В. Антонов. - М.: МГЭИ, 2007. - 150 с.