×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Исследование текущих и перспективных трендов развития сферы образовательных услуг в региональном разрезе

Аннотация

А.И. Дергиева, Н.Н. Новоселова

В статье  проведено исследование проблем, тенденций и закономерностей развития сферы образовательных услуг в разрезе регионов Северо-Кавказского федерального округа. Построены уравнения множественной регрессии, выражающие зависимость количества студентов в субъектах СКФО от ряда факторов. Выделены функции государственных органов и аппарата управления сферой образовательных услуг в современных экономических условиях.
Ключевые слова: Сфера образовательных услуг, регион, развитие, факторы, перспективы, тенденции, закономерности.

Ключевые слова:

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

Требования всё более глобализирующейся отечественной, как и любой иной национальной экономики диктуют необходимость подготовки кадров высокопрофессионального уровня, вооруженных самыми последними методическими и практическими приемами и знаниями, которые, в свою очередь, базируются на наиболее актуальных теоретических и методологических концепциях и воззрениях.
Сверхактуальной задачей научного обеспечения модернизационного пути развития Российской Федерации становится вектор перманентного образования на протяжении всей трудовой жизни  индивида. Успех подобной работы, какую бы форму она не принимала на различных этапах деятельности человека (традиционное образование, самообразование, повышение квалификации, переобучение и др.), напрямую зависит от эффективной деятельности учреждений сферы образовательных услуг. Последнее только заостряет требование актуальности используемых методик, приемов, теоретических и практических приёмов образования в  реальной прикладной деятельности  обучающихся. Только подобное преломление образовательных технологий способно обеспечить растущие потребности современной экономики, обеспечивая ее конкурентные преимущества и нивелируя многочисленные реальные и потенциальные риски различной природы.
Инновационная парадигма процесса экономического развития нашей страны объективно выдвигает потребность поисков новых современных подходов к постоянному совершенствованию услуг образовательных учреждений различного уровня, в том числе высших учебных заведений в рамках модернизации, а по существу кардинального реформирования системы отечественного образования.  Последнее по существу может быть представлено как системная интеграция сферы образования, науки, бизнеса и производства.
Специфика каждого отдельно взятого образовательного учреждения определяет образовательный ландшафт региональной и национальной экономики. Именно поэтому локальные особенности  сферы образовательных услуг подлежат глубокому аналитическому научному исследованию. Образовательный ландшафт,  в данном случае, является, с одной стороны, отражением спектра региональных социально-экономических особенностей, с другой стороны, - сам во многом выступает в качестве инициатора новых магистральных векторов развития региональной экономики.
Общефедеральные тренды, интересные сами по себе в эпоху смены образовательных парадигм, крайне значимы и не всегда однозначно преломляются в уникальном по своим особенностям  (демографическим, этническим, интеллектуальным, социально-экономическим и др.) Северо-Кавказском федеральном округе.
Все вышеуказанное и определило необходимость исследований в области текущих и перспективных трендов развития сферы образовательных услуг в региональном разрезе.
В настоящее время развитие сферы образовательных услуг носит сложный и противоречивый характер, что обусловлено как значимостью образования для человеческой деятельности, проявляющейся в социально-экономических и научно-технологических преобразованиях, так и проблемами,  связанными с изменением правового статуса исследуемой отрасли. Сущность и содержание сферы образовательных услуг отражает систему знаний, умений и навыков людей и возможность их применения в своей профессиональной деятельности.
Особую актуальность и значимость сфера образовательных услуг приобретала со второй половине ХХ века, когда были сформулированы концепции социально-экономического развития: постиндустриального, деятельностного общества, человеческого капитала, информационного общества и др. Трансформация общественной жизни обуславливается изменением роли и содержания знаний в ее развитии. Состояние сферы образовательных услуг, ее специфические характеристики и способности, направленные на удовлетворение потребностей личности в качественных образовательных услугах, формируют направления и перспективы общественного развития.
В настоящее время сферу образовательных услуг целесообразно охарактеризовать с позиции следующих особенностей:
- усиления и расширения роли и значения сферы образовательных услуг в современной экономической системе;
- активного применения информационных, медиа - и интерактивных технологий и систем получения, преобразования и передачи информационных данных;
- стимулирования процессов развития личности путем передачи инновационных знаний, накопленного опыта и т.д.;
- реализации отдельными организациями, институтами, органами управления социальных функций, свойственных учреждениям сферы образовательных услуг;
- интеграции и глобализации системы образования;
- формирования системы непрерывного образования  на протяжении всего жизненного цикла работника;
- активизации применения рыночных инструментов с целью обеспечения устойчивого развития учреждений сферы образовательных услуг и др.
Динамика общественной жизни определяет необходимость изменения профессии, и как следствие, обуславливает возникновение потребности в новых знаниях. Деятельность в сфере образовательных услуг является важным условием экономического развития страны, региона, при этом значительно трансформируется структура взаимосвязей и взаимоотношений с другими отраслями, территориями. В различных сферах общественного развития, в т.ч. политической, духовно-нравственной, культурной и др. наблюдается стремительное обновление информации, приобретение новых умений и навыков из разнообразных источников ее получения. Дальнейшее развитие общества находится в тесной зависимости от повышения роли и значения сферы образовательных услуг в структуре общественной жизни, активизации личностного и интеллектуального потенциала населения страны, региона, тем самым выдвигая проблемы развития сферы образовательных услуг на передний план.
Основным видом деятельности учреждений сферы образования является оказание образовательных услуг, при этом отсутствует конкретное видение, в какой именно форме  она должна быть осуществлена и что конкретно понимать под товаром, предоставляемым учебным заведением. Образовательные услуги являются интеллектуальным продуктом профессорско-преподавательского состава учреждения сферы образования. Следовательно, образовательная услуга представляет собой благо, предоставляющее возможность развития, самореализации и самоактуализации индивида, обеспечения  карьерного и профессионального роста, а также повышения уровня его благосостояния и качества жизни в целом.
Исследование существующих подходов к определению сущности образовательной услуги позволяет отметить наличие не только общеизвестных  характеристик, но и специфических, присущих только ей:
- невозможность получения предварительных данных об итогах процесса обучения;
-  неотделимость образовательной услуги от источника ее предоставления;
- подверженность образовательных услуг влиянию факторов различной природы (изменение конъюнктуры рынка труда, требований к уровню подготовки персонала, износ материально-технической базы, появление новых специальностей и т.д.);
- невозможность длительного и достоверного сохранения  первоначальных свойств образовательной услуги  в силу недолговечности памяти человека и постепенная утрата ее актуальности;
- ненакапливаемость образовательных услуг;
- продолжительность процесса обучения;
- наличие рейтинговой оценки квалиметрических характеристик образовательной услуги  в процессе приобретения знаний;
- наличие выбора образовательной услуги не только у самого непосредственного потребителя образовательных услуг;
- обязательное участие потребителя образовательных услуг в процессе ее приобретения;
- сопровождение образовательных услуг дополнительными услугами социальной направленности;
- образовательные учреждения являются как источников предоставления соответствующих услуг, так и участником рынка труда;
- получение отдачи  от приобретенных образовательных услуг (карьерный рост, увеличение заработной платы, социальное и общественное признание и др.);
- воспитание и укрепление нравственно-духовных ценностей и гражданских ориентиров у потребителей образовательных услуг;
- реализация функции контроля качества предоставления образовательных услуг со стороны государства и т.д.
До настоящего времени отсутствует единая трактовка понятия «услуга в сфере образования». Обобщенную позицию можно представить как: услуга в сфере образования представляет собой социально-экономическое благо в виде информационного продукта, направленного на удовлетворение потребностей личности в приобретении и(или) углублении знаний, умений и навыков по конкретной специальности.
Поскольку образовательные услуги являются товаром, их непосредственная реализация происходит на рынке потенциальных покупателей и продавцов. Спрос в сфере образовательных услуг формируется за счет отдельных хозяйствующих субъектов, в том числе отдельных индивидов, домохозяйств, организаций, государственного аппарата управления и др., а предложение создается различными учреждениями сферы образования. В качестве составных элементов инфраструктуры процесса предоставления образовательных услуг выступают службы занятости, контролирующие органы по регистрации, лицензированию, аккредитации учреждений сферы образования, научные фонды, различные ассоциации, общественные организации и т.д. 
Проведенный анализ процессов формирования и развития сферы образовательных услуг позволил выделить сопутствующие отраслевые проблемы:
1. Отсутствие политической и экономической стабильности, оказывающее негативное воздействие на настроения в обществе в целом и сфере образовательных услуг, в частности.
2. Ухудшение кадровой составляющей учреждений сферы образовательных услуг, проявляющееся в  старении работников, отток молодых специалистов в другие отрасли вследствие недостаточного уровня оплаты труда и низкого социального признания результатов  работы.
3. Сокращение капитальных вложений, высокая степень износа материально-технической базы большинства образовательных учреждений.
4. Несовершенство нормативно-правовой базы, недостаточный контроль за исполнением норм законодательства в сфере образования, низкий уровень гарантий по обеспечению защиты прав индивида и субъектов образовательного процесса.
5. Снижение общего уровня образования среди населения и др.
Анализируя все вышесказанное можно выявить основные закономерности развития сферы образовательных услуг:
- сфера образовательных услуг является одной из главнейших отраслей, ориентированных на повышение качества жизни населения;
- трансформация прав собственности в ходе реализации процессов приватизации на управление учреждениями сферы образования;
- формирование нового сегмента образовательных услуг, включающего ускоренное, дистанционное, деловое образование и др.;
- стимулирование развития конкурентных преимуществ, ориентированных на предоставление возможности выбора у потребителей образовательных услуг.
В настоящее время наблюдается доминирование предложения образовательных услуг, зачастую превышающее спрос, что оказывает непосредственное воздействие на отношение к основному потребителю услуг (студенту). Вместе с тем, наблюдается ситуация, когда потребители осуществляют выбор в пользу образовательных учреждений своего региона, ориентируясь не столько на стоимость обучения, сколько на его качество.
Последние годы удельный вес, приходящийся на услуги сферы образования в Российской Федерации и Северо-Кавказском федеральном округе  (в 2009г. 4504,5 и  167,8 млрд. руб. соответственно), характеризируется относительной устойчивостью и равняется 7,0% с незначительным варьированием по годам. В абсолютном измерении эти показатели составили в целом по стране 310,2 млрд. руб., а по анализируемому округу – 8,8 млрд. руб. 
            Динамичный рост числа образовательных учреждений высшего профессионального образования лишь в последний год сменился незначительным снижением числа вузов, а также абсолютным и относительным снижением числа студентов. Отмеченная тенденция характерна для всех  федеральных округов, незначительно отличаясь лишь в  степени наблюдающегося снижения.                     
Уже в 2009-2010гг. давно предсказываемое демографами снижение числа студентов, вызванное депопуляцией российского общества, стало статистической реальностью. Больше всего отмеченная тенденция  проявилась в Центральном федеральном округе ввиду наибольшего сосредоточения в нем вузов, однако и региональные тренды характеризуются началом незначительного  снижения данного показателя.
Сфера образования Российской Федерации характеризуется одним из самых высоких среди ведущих мировых держав удельным весом студентов в общей  структуре населения. В 2009-2010 учебном году указанный показатель составлял 523 чел. в расчете на каждые 10000 населения.
Начиная с 2003г., отмечается незначительное снижение данного показателя. Рост числа студентов (в абсолютном и относительном измерении) является позитивным моментом при условии сохранения высоких стандартов образования. В противном случае мы будем иметь дело с профанацией системы высшего профессионального образования, что неизбежно отразится на ее престиже.
Таким образом, высокий образовательный потенциал населения Северо-Кавказского федерального округа является мощной стабилизирующей предпосылкой устойчивого социально-экономического развития этого уникального региона.
С целью выявления  влияния  социально-экономических факторов  мезоуровня на показатели выпуска специалистов с высшим образованием был использован метод множественной (полигональной) регрессии.
В качестве факторов, оказывающих влияние на результирующую функции  Y (число студентов в высших учебных заведениях региона), были определены следующие:
Х1-   численность населения, тыс. чел.;
Х2-  среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел.;
Х3- удельный вес населения моложе трудоспособного возраста,%;
Х4-  среднедушевые денежные доходы, руб. в месяц;
Х5- потребительские расходы на душу населения, руб. в месяц;
Х6- валовой региональный продукт на душу населения, тыс. руб.;
Х7-  основные фонды в экономике (по полной учетной стоимости;
на конец года), млн. руб.;
Х8- инвестиции в основной капитал на душу населения, тыс. руб.
В результате использования данного статистического метода на базе данных 2000-2010гг. были  построены уравнения множественной регрессии, выражающие зависимость количества студентов в субъектах СКФО от проанализированных факторов. Результаты данного анализа сведены в таблицу.
Таблица
Результаты регрессионного анализа по РФ и субъектам СКФО


РФ, субъекты РФ

Уравнение полигональной регрессии

D=R2

Российская Федерация

Y=1361,1+0,45x1-0,47x2-1651,0x3+0,06x4-0,91x5-0,05x6-0,001x8

0,999

Северо-Кавказский
федеральный округ

Y=-852807+84,14x1-73,47x2+11360,96x3+ 70,46x4-41,82x5-1,53x6+0,09x7-0,30x8

0,994

Республика Дагестан*

Y= 33,59+0,01x1-0,13x2-4,26x3+0,01x4 -0,01x5+ +0,01x6

0,995

Республика Ингушетия

Y= -26,31+0,09x1+0,14x2+0,02x3

0,994

Кабардино-Балкарская Республика

Y= 150,94-0,19x1+0,21x2-1,94x3-0,01x4+0,01x5

0,999

Карачаево-Черкесская Республика

Y= 282,20-0,61x1+0,04x2-0,59x3

0,999

Республика Северная Осетия - Алания

Y= 167,16-0,16x1+0,12x2-2,60x3

0,999

Ставропольский край

Y= 150,64+0,36x1-0,45x2-29,16x3+ 0,03x4-0,05x5

0,978

*- часть факторных признаков с низкими коэффициентами опущена

 

Коэффициент детерминации R2 для всех проанализированных территориальных общностей подтверждает адекватность полученных моделей.  Приведенные в уравнениях  факторные коэффициенты отражают  степень влияния каждого фактора на  конечную результирующую.
В качестве примера экономической интерпретации полученных результатов несколько подробнее разберем уравнение, полученное для Северо-Кавказского федерального округа в целом:
Y=-852807+84,14x1-73,47x2+11360,96x3+ 70,46x4-41,82x5-1,53x6+0,09x7-0,30x8
Увеличению числа студентов высших учебных заведений в СКФО способствует рост следующих показателей социально-экономического развития региона: х1- численность населения, х3- численность молодого поколения как потенциала абитуриентов, х4-среднедушевые денежные доходы и крайне слабо- х7- объем основных фондов в региональной экономике. Отрицательно на росте числа студентов отражается уровень потребительских расходов на душу населения  и на грани достоверности инвестиционная активность региона (х8). При этом наблюдается следующая общая особенность: с ростом доходов населения округа число студентов возрастает, а с увеличением душевых потребительских расходов - падает.
Анализ уравнений регрессии позволил выделить ряд  субъектов со схожими динамическими трендами, что в свою очередь, необходимо учитывать при планировании и управлении сферой образовательных услуг в регионах.
Схожую между собой динамику проявляют следующие субъекты: Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика и Республика Северная Осетия-Алания. Уравнение показывает существенное влияние на количество студентов в регионе лишь демографических показателей. Крайне слабую зависимость мезоэкономических показателей  вышеперечисленных регионов на число студентов следует объяснить традиционно высоким  и даже приоритетным стремлением местного населения  получить высшее образование на фоне крайне неоднозначного экономического положения в целом в названных регионах. Ставропольский  край в целом повторяет общефедеральные тренды, подтверждая лидирующее положение в округе по  экономическим показателям. Так, количество студентов в крае напрямую определяется общей численностью населения региона и в определенной степени среднедушевыми денежными доходами граждан.
Таким образом, в подавляющем большинстве население  национальных республик Северо-Кавказского федерального округа традиционно тяготеет к получению высшего профессионального образования, что является важным стабилизирующим фактором  будущего социально-экономического развития регионов. Отчасти этому способствует больший удельный вес в структуре населения граждан до 25 лет, что также служит  позитивным фактором  с позиции занятости населения и противодействия вовлечения молодежи в противоправную (террористическую) деятельность.
В современных условиях значительно возросла роль государственных органов и аппарата управления сферой образовательных услуг, которые в процессе своей деятельности реализуют следующие функции:
– обеспечение различного рода поддержки (материальной, финансовой, кадровой и др.) учреждениям сферы образования;
– разработка, поддержание и продвижение благоприятного имиджа учреждений сферы образовательных услуг региона;
– обеспечение единства образовательного пространства на всей территории СКФО;
– предоставление гарантий в рамках реализации целевых программ и проектов, стимулирование интеграционных процессов в сфере образования;
– проведение мониторинга рынка труда и стимулирование развития приоритетных и востребованных специальностей, форм подготовки специалистов;
– осуществление процессов лицензирования и аттестации учреждений сферы образования с целью определения качества и ассортимента предоставляемых услуг;
– разработка и реализация целевых программ по развитию учреждений сферы образования;
– обеспечение соответствия между возможностями развития рынка образовательных услуг региона и актуальными направлениями развития региональной экономики;
– внедрение инновационно-информационных методов и технологий в деятельность учреждений сферы образования и др.
На основе использования рыночных инструментов, предложена система управления учреждениями сферы образовательных услуг в регионе, базирующаяся на ряде принципов, которые являются основными векторами развития исследуемой отрасли:
- интеграция в общеевропейскую систему образования;
- усиление конкуренции на рынке образовательных услуг;
- переход на международные нормы предоставления образовательных услуг, что предполагает наличие нескольких уровней (ступеней) получения образования  и способствует удовлетворению потребностей отраслей экономики в квалифицированных специалистах;
- перманентность образования на протяжении всей трудовой жизни  индивида, выстраиваемого с учётом его потребностей и карьерного роста;
- актуальность используемых методик, приемов, теоретических и практических приёмов образования в  реальной прикладной деятельности  обучающихся;
- инновационность образования, проявляющаяся в стимулировании развития науки с целью обеспечения высоких конкурентных преимуществ учреждений сферы образовательных услуг;
- географическая доступность учреждений сферы образования, которая  достигается стремлением и приближенностью к местам проживания потенциальных и существующих потребителей посредством создания сети филиалов, представительств и т.д.;
- системная интеграция сферы образования, науки, бизнеса и производства;
- разработка новых направлений и спектра образовательных услуг в соответствии с социально-экономической спецификой округа и  др.
Таким образом, процесс перехода учреждений сферы образовательных услуг в Северо-Кавказской федеральном округе на качественно новый уровень развития возможен на основе применения комплекса мероприятий, включающего:
- применение инновационных технологий в процессе предоставления образовательных услуг;
- повышение качественного содержания образовательных услуг;
- обеспечение перспективного развития конкурентных преимуществ ВУЗов;
-  разработка и реализация конкурентных стратегий в учреждениях сферы образования;
- формирование единой инновационной информационной среды на уровне учебных заведений СКФО;
- активизация фундаментальных и прикладных научных исследований и организационного управления;
- повышение эффективности мотивационной политики в ВУЗах;
- совершенствование методологического и ресурсного обеспечения;
- внедрение методов маркетинга в деятельность учреждений сферы образования и др.