×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Аспекты функционирования и тенденции развития жилищно-коммунального хозяйства и его составных элементов

Аннотация

А.А. Саркисян

В обзорной статье автор проводит детальное исследование различных аспектов функционирования жилищно-коммунального хозяйства, рыночных факторов и условий, оказывающих влияние на процессы его развития. Формулируется вывод о необходимости сочетания активной федеральной позиции в вопросах реформирования исследуемой сферы с многообразием форм и методов преобразований в регионах и муниципалитетах, что, в свою очередь, позволит минимизировать административное воздействие и сохранить общую направляющую роль государства в проведении реформ жилищно-коммунального хозяйства с учетом местной специфики при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.
Ключевые слова: развитие, жилищно-коммунальное хозяйство, жилищно-коммунальные услуги, рынок коммунальных услуг, экономическая среда, процессы реформирования.

Ключевые слова:

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

Устойчивое и сбалансированное развитие территорий неразрывно связано с улучшением условий жизнедеятельности населения. Поэтому создание качественных жилищных условий является одной из приоритетных задач социально-экономической политики государства. Жилище имеет высокую социальную значимость. Если вдруг оказывается, что хотя бы малая часть населения не имеет жилья, либо не в состоянии оплачивать расходы, связанные с предоставлением основных услуг, то вопрос мгновенно превращается в проблему для всего сообщества.
На сегодняшний день одной из наиболее остро стоящих проблем, вызывающих возмущение и недовольство населения, является ситуация сложившаяся в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), после введения ряда социально-экономических новшеств, вызванных к жизни процессами рыночного реформирования отрасли, которые фокусируют в себе наиболее острые и болезненные проблемы экономики регионов. Среди них возрастающий износ жилищного фонда, ухудшение качества предоставляемых услуг, увеличение доли расходов населения на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Несмотря на растущий интерес ученых и практиков к различным аспектам функционирования ЖКХ, комплексное исследование его проблем, особенно теоретико-методологических вопросов, осуществляется недостаточно. Большинству публикаций свойственна противоречивость в понимании сущности ЖКХ, его структуры, характера взаимосвязей, складывающихся между его элементами, роли в системе более широких социально-экономических отношений, что свидетельствует о расплывчатости и неопределенности методологических основ исследования, недостаточной обоснованности предлагаемых теоретических конструкций и идей.
Жилищно-коммунальное хозяйство является важнейшей составляющей в системе жизнеобеспечения граждан, охватывает всё население страны и в связи с этим занимает исключительное положение в ряду прочих отраслей экономики и сферы услуг.
ЖКХ – это совокупность предприятий, служб и хозяйств, призванных обеспечить населению комфортное проживание путем предоставления жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), отвечающих современным стандартам качества [1].
ЖКУ представляют собой конкретный результат экономически полезной деятельности, выражающей отношения между производителями и потребителями по производству, восстановлению и поддержанию надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния объектов жилищно-коммунального назначения, проявляющейся либо в виде товара, либо в виде действий или деятельности [2].
ЖКХ традиционно рассматривают как единую отрасль. Между тем она состоит из двух самостоятельных подотраслей, имеющих свои экономические и технические особенности: жилищное хозяйство - сфера экономики и часть хозяйства страны, которая обеспечивает содержание в надлежащем состоянии и функционирование жилищного фонда (совокупности жилых и вспомогательных помещений); и коммунальное хозяйство - многоотраслевая комплексная сфера хозяйствования, в которую входят предприятия, специализирующиеся на предоставлении услуг тепло -, электро -, газо-, водоснабжения и водоотведения.
Такое разделение принято в силу кардинальной разницы в принципах формирования и функционирования данных рынков услуг.
Рынку жилищных услуг присуща конкуренция в силу большого числа продавцов и покупателей. Именно в этой части ЖКХ конкурентные «правила игры» наиболее прижились и продолжают оздоравливать данный сектор. Субъектами этого рынка услуг являются: управляющие компании, строительно-монтажные организации, выступающие в роли их подрядчиков и потребители их услуг - население.
Рынок коммунальных услуг в силу ограниченного количества продавцов тяготеет к естественным локальным монополиям. Перечислим особенности этого рынка услуг [3]. Особенности предложения:

  • Наличие входных барьеров;
  • Наличие территориально специфических активов (инфраструктурных сетей), требующих высокого уровня невозвратных издержек;
  • Неразрывность производства и потребления услуг;
  • Диктат производителя (продавца) в силу отсутствия экономического воздействия потребителя на производителя услуг.

Особенности спроса на коммунальные услуги:

  1. Пространственная и технологическая привязка потребителя к производителю услуг;
  2. Непрерывность потребления услуг;
  3. Невозможность отказа от потребления или высокие издержки исключения из потребления;
  4. Общественная значимость коммунальных услуг.

Основные технико-экономические показатели жилищно-коммунальных услуг это их качество и стоимость, именно их неэквивалентное соотношение вызывает наибольшее недовольство потребителей.
Стоимостная характеристика производства ЖКУ сложившаяся на март 2011г. представлена в таблице 1.
Таблица 1
Затраты на производство жилищно-коммунальных услуг


Субъекты ЮФО

Величина затрат на производство ЖКУ,
руб. на 1 кв.м. общей площади жилья

Изменения, %

Федеральный стандарт 2011 г.

Март 2011 г.

Республика Адыгея

62,5

90,9

45,4

Республика Калмыкия

54,1

64,15

18,6

Краснодарский край

60,0

85,11

41,9

Астраханская область

65,8

108,94

65,6

Волгоградская область

73,4

85,56

16,6

Ростовская область

71,1

91,18

28,2

[4].
Цены на ЖКУ постоянно увеличиваются, что подтверждено статистикой. Так в декабре 2011 года увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги составило 0,1 %, а за период с начала года – 11,7 %. Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги в 2011 г. в 1,92 раза опередил инфляцию (в 2010 г. –1,48 раз). Индекс потребительских цен на услуги коммунального хозяйства представлен в таблице 2.
Таблица 2
Индексы потребительских цен и тарифов на коммунальные услуги


Период

2010

2011

III квартал

IV квартал

I квартал

II квартал

III квартал

в процентах к декабрю предыдущего года 

Коммунальные услуги

112,2

113,0

110,3

110,9

111,2

Холодное водоснабжение и водоотведение

117,5

117,6

115,0

115,0

115,1

Отопление 

111,9

114,4

111,7

110,7

110,7

Газоснабжение 

117,4

117,4

107,2

113,4

113,4

Электроснабжение

112,1

112,0

109,8

109,7

109,7

[5].
Подорожание жилищных услуг в декабре 2011г. составило 0,1%, за период с начала года – 12,5 %.
Средняя величина удельного веса расходов на оплату ЖКУ в потребительских расходах домохозяйств достигла критического уровня, который составляет около 9 % в среднем и 10-14 % - для низкодоходных групп населения.
Таблица 3
Структура потребительских расходов населения,  в процентах


Наименование товарных групп

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Все товары и  услуги

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

Жилищно-коммунальные услуги

8,79

8,73

8,45

7,75

8,66

8,86

Жилищные услуги

2,78

2,75

2,74

2,57

2,61

2,71

Коммунальные услуги

6,01

5,98

5,71

5,18

6,05

6,15

  [5].
Качество предоставляемых ЖКУ оставляет желать лучшего. Основные недостатки предоставляемых жилищных услуг это: несвоевременное выполнение, а иногда и полное отсутствие плано-предупредительного ремонта; некачественное выполнение работ по текущему ремонту; несвоевременный вывоз мусора; отсутствие капитального ремонта; ненадлежащее санитарное содержание и техническое обслуживание общедомового имущества.
Коммунальные услуги обладают следующим набором недостатков: перебои в поставке ресурсов (воды, теплой энергии, электроэнергии, газа); предоставление некачественных ресурсов (перепады в напряжении, низкая температура теплоносителя и давления в сети);  ненадлежащий химический состав воды.
Перечислим основные проблемы подотраслей ЖКХ, оказывающих прямое влияние на качество и стоимость, а также свидетельствующих о кризисном состоянии отрасли [6]:

  • Невыполнение бюджетом своих обязательств. В первую очередь это касается компенсации государством различных льгот и субсидий и просто щадящих цен на услуги ЖКХ, при разработке и установлении муниципальных тарифов. Отсутствие механизма выполнения комплексных согласованных действий федеральных, региональных и муниципальных органов власти в ценообразовании, законодательной и налоговой деятельности;
  • Неплатежи населения;
  • Разбалансированность тарифов, когда предприятие водоснабжения становится банкротом из-за роста цен на электроэнергию, а повысить цены на свои услуги не имеет права;
  • Недостатки нормативно-правового законодательства в  сфере предоставления жилищных  услуг и контроля деятельности ресурсоснабжающих организаций;
  • Отсутствие информационной базы об инвестиционных проектах в сфере ЖКХ;
  • Отсутствие действенных механизмов и инструментов управления инвестиционной базой ЖКХ;
  • Дефицит квалифицированного персонала;
  • Угроза экономической безопасности, которую несет в себе расширяющаяся инфильтрация организованной преступности в систему ЖКХ вследствие высокой привлекательности для спекулятивного и криминального капитала.
Главной проблемой, оказывающей непосредственное влияние на все обозначенные выше, является необходимость обновления ценовых отношений в коммунальной деятельности, позволяющих устранить затратный характер существующих цен на услуги ЖКХ, их зависимость от внешнего влияния.Вышеперечисленные проблемы пытались неоднократно решить, подвергая отрасль реформированию. Эти реформы начались с начала 90-х годов и продолжаются по сей день. В общей сложности преобразование сферы ЖКХ продолжается около 20 лет.
Многолетняя политика по занижению тарифов на услуги ЖКХ, введение льгот и перекрёстного субсидирования (вместо адресной помощи конкретному потребителю ЖКУ), неплатежи населения и недостаточное финансирование со стороны государства привели эту отрасль в плачевное состояние.
Пути выхода отрасли из кризисного состояния государство видит в либерализации и развития конкурентной среды в жилищно-коммунальной сфере, и создании условий для роста некоммерческих организаций по управлению многоквартирными домами – товариществ собственников жилья (ТСЖ) – для активного привлечения населения к управлению своей собственностью.
Однако несмотря на создание благоприятных условий для формирования и функционирования ТСЖ путем предоставления льгот по налогообложению и проведения разъяснительной работы сотрудниками администраций муниципальных образований, многие собственники не испытывают большого желания нести ответственность за текущее состояние и последующую эксплуатацию своих домов. Главным аргументом в данной ситуации со стороны собственников является неудовлетворительное техническое состояние жилищного фонда, которое осталось после управления муниципальными службами и предприятиями, такими как ДЭЗ, Горжилуправление и ряда других организаций. Но вследствие того, что большая часть этих предприятий упразднено, а другие претерпели процедуру приватизации, перейдя в форму ОАО, начав свою деятельность с чистого листа, предъявить свои претензии некому. Таким образом, основным способом выражения своего протеста собственники находят в уклонении от уплаты за ЖКУ, что создаёт ещё более напряженную ситуацию (таблица 4).
Таблица 4
Установленный уровень оплаты жилищных и коммунальных услуг по субъектам ЮФО в I квартале 2011 года

Субъекты РФ

Содержание и ремонт жилья (Жилищные услуги)

 

Установленный уровень платежей населения, %

Фактический уровень возмещения населением затрат, %

Отклонения, %

 

Республика Адыгея

100

79,9

-22,3

 

Республика Калмыкия

100

83,3

-57,1

 

Краснодарский край

100

85,3

-29,2

 

Астраханская область

99,9

80,5

-16,7

 

Волгоградская область

98,1

86,7

-12,9

 

Ростовская область

100

89

-42,0

 

Субъекты РФ

Коммунальные услуги

Установленный уровень платежей населения, %

Фактический уровень возмещения населением затрат, %

Отклонения, %

Республика Адыгея

70,2

100

-57,7

Республика Калмыкия

84,4

100

-46,8

Краснодарский край

87

100

-34,0

Астраханская область

80,2

99,9

-14,9

Волгоградская область

68,1

98,1

-27,8

Ростовская область

82,8

100

-39,1

[7].

На практике уже известны случаи, когда многоквартирные дома, требующие срочного капитального ремонта, исключались из программы по финансированию Государственной корпорацией «Фонд содействия реформированию ЖКХ» в связи с недофинансированием со стороны собственников жилья (5 % от стоимости ремонта).
Результат либерализации и демонополизации отрасли - привлечение частного бизнеса, а значит дополнительного капитала и инвестиций. Данный механизм, как было отмечено выше, работает в жилищном хозяйстве. Однако к управлению коммунальной инфраструктурой малый и средний бизнес привлекается тяжело. С этим связан ряд обстоятельств [8]:

  • отсутствие культуры договорных отношений, вследствие чего создается опасность, что потребители не будут оплачивать услуги в том размере, который требуется для развития бизнеса;
  • отсутствие удовлетворяющей бизнес системы тарифных отношений и тарифного регулирования в сфере коммунальной деятельности, которое исключает возможность бизнесу решить проблемы своих отношений с муниципальным сообществом непосредственно, а местные администрации – защитить интересы потребителей от «алчности» поставщиков услуг.

Отмеченные проблемы приводят к тому, что происходит снижение воздействия цены как эффективного рыночного механизма на процессы становления и развития конкуренции в коммунальной подотрасли. Одним из способов включения бизнеса и его сотрудничество с государством является государственно-частное партнерство. Наиболее часто применяемым в практике видом такого партнерства является концессионное соглашение. Такие соглашения распространены как в Европе, так и на Западе. По концессионному соглашению частный сектор получает во владение и пользование, государственные или муниципальные инфраструктурные объекты с целью предоставления публичных услуг оговоренного в договоре качества и как результат хозяйственной деятельности получения прибыли. Важным аспектом договора концессии является принятие концессионером на себя определенных финансовых обязательств по инвестированию в инфраструктурные системы, но при этом они остаются в собственности концедента [9]. Для развития концессионных схем и привлечения инвестиций необходимо создание нормативно-правовой базы для урегулирования вопросов концессии применительно к жилищно-коммунальному хозяйству.
Перед законодательной властью стоит трудная задача – с одной стороны отстоять интересы производителей жилищно-коммунальных услуг, поставщиков энергоносителей в условиях рынка, усилив правовую ответственность квартиросъемщиков и собственников жилых помещений за неуплату услуг. И вместе с тем, обеспечить правовую защиту населения от действий предприятий-монополистов топливно-энергетического комплекса по ограничению и прекращению подачи газа, тепла, электроэнергии, воды в жилищный фонд и объекты социальной инфраструктуры – больницы, родильные и детские дома, являющиеся нарушением элементарных прав граждан [10].
Усовершенствование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства – важнейшая составляющая всего спектра проводимых государством реформ. ЖКХ одна из немногих отраслей экономики, где так тесно переплелись технические, экономические, социальные и политические аспекты, непосредственно затрагивающие интересы каждого жителя страны. Это необходимо учитывать при разработке комплекса мероприятий по совершенствованию системы управления ЖКХ, а именно:

  • Повышение роли контрольных функций органов местного самоуправления. Деятельность контрольно-инспекционных подразделений должна быть направлена не только на обеспечение эффективности регулирования сферы жилищно-коммунальных услуг. Она должна быть органично интегрирована в общую систему государственного регулирования; обеспечивать координацию и взаимодействие муниципальных образований с другими органами государственного регулирования в сфере ЖКХ и экономики в целом;
  • Формирование субъектов жилищно-коммунального рынка и строгого разделения между ними функций и задач;
  • Создание эффективной системы оказания жилищно-коммунальных услуг населению;
  • Формирование рынка профессиональных управляющих компаний;
  • Конкурсный отбор подрядчиков и активное привлечение частного бизнеса в жилищно-коммунальную сферу;
  • Полный охват договорными отношениями всех субъектов жилищно-коммунального рынка;
  • Вовлечение граждан - собственников жилья в самостоятельное управление имуществом;
  • Оптимизация взаимоотношений между поставщиком и потребителем жилищно-коммунальных услуг;
  • Формирование единой информационной базы об инвестиционных проектах в ЖКХ для потенциальных инвесторов;
  • Разработка и внедрение действенных механизмов и инструментов управления инвестиционной базой ЖКХ;
  • Прозрачность процедур формирования и изменения тарифов;
  • Создания системы адресной социальной помощи малоимущему населению вместо ведения перекрёстного субсидирования;
  • Модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры.

На основании институционального анализа специфики реформы сферы ЖКХ напрашивается вывод о необходимости сочетания активной федеральной позиции в вопросах реформирования сферы с многообразием форм и методов преобразований в регионах и муниципалитетах, что, в свою очередь, позволит минимизировать административное воздействие и сохранить общую направляющую роль государства в проведении реформ с учетом местной специфики, при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.


Литература:

1.Суходолов, А.П. Жилищно-коммунальное хозяйство Иркутской области: состояние и проблемы/ А.П.Суходолов [Текст]// Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2010. - № 5. - С. 46-56.
2.Безруких Ю.А. Малый бизнес и ЖКХ: проблемы и перспективы/ Ю.А.Безруких, В.В.Левшина [Текст] // Экономика и эффективность организации производства: Материалы VIII Международной научно-технической конференции. Выпуск 8. – Брянск: БГИТА, 2007. – С. 146-149.
3.Баскакова, И.В. Институциональные соглашения как инструмент регулирования рынка услуг жилищно-коммунального хозяйства/ И.В.Баскакова, И.Н. Батина [Текст]  // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2007. - № 10-2. - С. 18-27.
4.Официальный сайт Центра муниципальной экономики и права. Режим доступа к сайту: http://www.cnis.ru/?id=8&stpg=0&stct=0
5.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/
6.Аракелян, А.О. Институциональные проблемы развития сферы жилищно-коммунальных услуг/ А.О.Аракелян [Текст] //Управление экономическими системами: электронный научный журнал.-2010.-(21) УЭкС 1/2010. Режим доступа http://www.uecs.ru
7.Официальный сайт Центра муниципальной экономики и права. Режим доступа к сайту: http://www.cnis.ru/?id=8&stpg=1&stct=0
8.Свистунов, А.В. Механизмы регулирования экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве/ А.В.Свистунов [Текст] //Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. 2008. № 1. С. 119-124.
9.ФЗ РФ от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ (ред. От 19.07.2011г.) «О концессионных соглашениях».
10.Вяткин, И.Ю. Исследование проблемы реформирования жилищно-коммунальной сферы и её влияния на сокращение бюджетных расходов/ И.Ю.Вяткин [Текст] : Монография / Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. − Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2004. − 148 с.