×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Разброс оценок когнитивной составляющей группового восприятия политического порядка

Аннотация

М.И. Иванова, И.Н. Мощенко

В работе представлен анализ разброса оценок когнитивного компонента отношения студентов РГСУ к политическому порядку в конце 2011 года. Исследование выполнено по материалам пилотажного анкетирования, в котором приняли участие 169 человек. Показано, что присутствует низкий уровень возможной ошибки и погрешности при проведении исследования. Относительный разброс оценок от 1,84 до 10,28%. Исходя из возможной связи разброса оценок, плюралистичности, выявлена ранжировка проблем студентов по значимости (в рамках данной анкеты): 1) экономическое благосостояние; 2) перспективы на будущее; 3) социальная защищенность; 4) обсуждаемость политики в семье; 5) вовлеченность в политические процессы; 6) причастность к политическим процессам.
Ключевые слова: политический порядок, когнитивный компонент, групповое восприятие, анкетирование, анкета, дисперсия, стандартное отклонение, плюралистичность.

Ключевые слова:

05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ

Работа выполнена по гранту РФФИ № 11-06-00299а.

В конце 2011 г.г. в Ростовском Государственном Строительном Университете (РГСУ) было проведено исследование группового восприятия политического порядка. Настоящая работа основана на разработанной ранее методике [5, 9] и является её продолжением в данном направлении. Это позволяет нам определять политическую напряженность, групповое отношение к политическому порядку среди молодых людей в г. Ростове-на-Дону, а также отмечать динамику изменения этих показателей, и в дальнейшем делать прогнозирование [5, 6]. Разработанная анкета содержит две методики – метод семантического дифференциала [1-3] (исследование основного, аффективного компонента), а также метод статистического анализа когнитивной составляющей.
Экспериментальные данные, полученные по последнему исследованию в конце 2011 года, открыли путь для изучения отличий ответов на одинаковые вопросы по когнитивной составляющей. Этому послужило проведение анкетирования студентов определенным образом. Молодым людям раздавались две анкеты с некоторым интервалом времени. Две анкеты содержали разные вопросы по оценке аффективного компонента, но вопросы когнитивного блока – были одинаковыми.  Анкеты, хотя и были анонимными, но, по нашей просьбе, идентифицировались респондентами. Это позволило нам в процессе обработки данных,  проследить «парные» анкеты. Если же ранее, две анкеты могли быть заполнены разными людьми, количество «первых» и «вторых» анкет не совпадало, то теперь, определив парные анкеты одного и того же респондента, у нас появилась возможность проследить процессы, которые не были изучены нами в предыдущих исследованиях.   
Таким образом, целью данной работы стало изучение дифференциации ответов респондентов на идентичные вопросы с временным интервалом. Это покажет насколько может отличаться картина когнитивной составляющей (что знает респондент о собственной оценке своего отношения), выявить тенденцию таких изменений, а также получить значения средних показателей для составления общих, усредненных ответов молодых людей.  На рисунке 1 показаны вопросы когнитивного блока, с помощью которых происходит оценка отношения и вовлеченности в политические процессы.

 

Рис. 1. Часть анкеты, содержащая вопросы по оценке когнитивной составляющей установки по отношению к политическому порядку и общие  вопросы, характеризующие респондента.

Итак, вопросы, на которые отвечали респонденты в двух анкетах, по когнитивной составляющей были идентичными. Ответы на вопросы, которые имели в основном номинальную шкалу, описывающие социальный портрет респонтенда такие как «Пол», «Возраст», «Национальность», «Образование родителей», а также «Отношение к религии и конфессии» - при сравнении оказались полностью идентичными. То есть, респондент отвечает на данные вопросы одинаково в не зависимости от времени, которое прошло с момента последнего опроса. Это «прописные» и незыблемые истины, в которых респондент не колеблется.
Анализ полученных данных осуществлялся в рамках описательной статистки по частотным таблицам программой SPSS [4] – пакет программ для статистической обработки социологической исходной информации. 



Рис. 2. Диаграммы распределения ответов в процентах по возрасту респондентов.

Так, в данном исследовании конца 2011 было опрошено 169 студентов, из них 53 % - мужчин и 47 % - женщин. Возраст студентов, в основном, 18 лет – 51,2 %, остальной процент ответов распределился следующим образом: 19 лет – 24,4 %, 17 лет – 19 %, и 20 лет – 4,2 % (Рис.2).
По национальному составу опрашиваемая группа респондентов 86,9 % - русские, 3,6 % - армяне, 4,8 % - отказались от ответа на данный вопрос. Образование родителей студентов: высшее – 42 %, среднее – 30,4%, высшее у одного из родителей – 25,3%, графу «другое» отметили – 2,4% (Рис. 3).



Рис. 3. Диаграммы распределения ответов по образованию родителей респондентов. 1 – высшее образование, 2 – высшее образование у одного из родителей, 3 – среднее образование, 4 – другое.

Вопросы об отношении к религии, также имеют аналогичные ответы, как в первом, так и во втором этапе анкетирования. Оценка отношения к религии проходила по семибальной шкале от «убежденный атеист» до «истинно верующий». Так, средний уровень «0» показал 25,6 %, «1» - 19,3 %, высокий «2» - 34,8 %, и очень высокий «3» - 9,5%.  То есть, своем большинстве молодые люди относятся к религии вежливо и «не негативно», в то время как уровень личной причастности к той или иной конфессии был оценен как отрицательный – 50,3 %, относят себя к Христианству/Православию – 45,5 %, к исламу – 2,4 %. Это отображено на рисунке 4.



Рис. 4. Диаграммы распределения ответов респондентов по отношению к религии.

Расчет дельты (разности ответа респондента на вопрос между первым и вторым этапом), дает нам подтверждение этому в следующих показателях по описательным статистикам (Табл.1):

Табл. 1. Описательные статистики

 

Среднее

Стд. отклонение

Дисперсия

пол

,02

,153

,023

возраст

,00

,000

,000

национальность

,00

,000

,000

образование

,00

,077

,006

отношение к религии

,00

,077

,006

Конфессия

,00

,077

,006

Однако, в оценке «политической причастности», «эмоциональной вовлеченности в политическую жизнь», «обсуждаемости политических процессов в семье», «экономической обеспеченности», «социальной защищенности» и «перспектив на будущее» были даны разные ответы в двух подходах исследований. Анализ отличий этих данных проходил также при помощи статистического пакета программ для социальных наук SPSS [4], используя описательную статистку по таблицам сопряженности, на основе которых были простроены кластеризованные столбиковые диаграммы, а также итоговые значения средних. В таблице описательных статистик это отразилось таким образом (Табл.2):


Табл. 2. Описательные статистики

 

Среднее

Стд. отклонение

Дисперсия

причастность

,13

,966

,934

вовлеченность

,12

1,108

1,228

обсуждаемость

,04

,760

,577

экономическое благосостояние

,14

,933

,871

социальная защищенность

,23

1,054

1,110

перспективы

,27

1,084

1,176

Полученные данные, при разбросе уровня стандартного отклонения от 0,933 до 1,108, показали низкий уровень ошибки при проведении исследования. Но, присутствующая разница в ответах, затронула проблему плюралистичности мнений.
Отличие в ответах респондентов связано с эффектом «забывания» ответов, описанным социальными психологами, так называемая плюралистичность мнений, проблема неустойчивости ответов [7].  Ответы на вопросы респондент дает в пространстве «здесь и сейчас», основываясь на своем эмоциональном состоянии в данную секунду. Вот почему нет полностью одинаковых полученных данных в двух этапах исследований. Как показывает анализ столбиковых диаграмм, ответы в 1 и 2 этапе коррелируют между собой,  не меняя общей картины, но имеется различие по процентным величинам самих ответов. Как мы знаем, не бывает неправильных ответов, на оценку респондентов могут влиять многие факторы: внутренняя уверенность или смятение, неустойчивость мыслей и позиций по данному вопросу, возможно даже «незначимость» вопроса для жизни респондента.



Рис. 5. Диаграммы распределения ответов по уровню причастности к протекающим политическим процессам. По вертикальной оси приведено число ответов. 1 – первый этап, 2 – второй этап.

Рисунки [5 – 10] графически изображают отличие показателей первого и второго этапа исследования. Визуально проанализировав которые, мы видим отличия в ответах респондентов, распределенных по уровням оценки того или иного показателя. Сравнивать же сами полученные значения мы будем по показателям средних величин.


Рис. 6. Диаграммы распределения ответов по уровню вовлеченности в политические процессы. По вертикальной оси приведено число ответов- 1 – первый этап, 2 – второй этап.

«Неустойчивость выражаемых людьми установок — одно из наиболее беспокоящих, даже если на этом не делается акцент, эмпирических открытий в современных исследованиях общественного мнения. Широко распространенная в соответствии с аксиомой реакции плюралистичность может легко объяснить такое положение. Если у людей по большинству вопросов формируются противоположные суждения, если они отвечают на вопросы интервью на основании любого из этих суждений, а именно того из них, которое оказалось "на поверхности сознания" в момент ответа, — то следует ожидать, что ответы будут сильно колебаться» [7].



Рис. 7. Диаграммы распределения ответов по уровню обсуждаемости политики в семье. По вертикальной оси приведено число ответов. 1 – первый этап, 2 – второй этап.

Чем более информирован респондент о политических процессах, чем сильнее его позиция, чем больше он погружен в проблемы своей социальной и экономической обеспеченности, тем более респондент будет уделять внимание ответам на вопросы. Это выразится в меньшей неустойчивости их аттитьюдных высказываний, будут менее заметны отклонения ответов собственной оценки в первом и втором этапах исследований.  



Рис. 8. Диаграммы распределения ответов по уровню оценки экономического благосостояния. По вертикальной оси приведено число ответов. 1 – первый этап, 2 – второй этап.



Рис. 9. Диаграммы распределения ответов по уровню оценки социальной защищенности. По вертикальной оси приведено число ответов. 1 – первый этап, 2 – второй этап.

 

Визуальный анализ полученных диаграмм (Рис. 5 - 10) дает нам следующие результаты. Менее подвержен отклонению в ответах вопрос об оценке уровня своего экономического благосостояния – от 1,2 до 2,4 %. Что может свидетельствовать о самой «наболевшей» и актуальной проблеме молодых людей. На втором месте выступает проблема оценки перспектив на будущее в целом – отклонение составляет от 1,2 до 4,2 %. Проблема социальной защищенности – от 1 до 5,3%. Оценка обсуждаемости политики в семье – 1,8 до 5,4 %. Вовлеченность в политические процессы – от 1,8 до 5,9 %. И, имеющая больше всего отклонений, а потому и менее значимая для студенчества, проблема оценки причастности к политическим процессам – от 1,2 до 6,5%.



Рис. 10. Диаграммы распределения ответов по уровню оценки перспектив на будущее. По вертикальной оси приведено число ответов. 1 – первый этап, 2 – второй этап.

Сравнение значений средних показателей (Табл.3) представляет тенденцию к понижению всех исследуемых переменных во втором этапе. На наш взгляд это может быть связано с тем, что респондент стал более осознано, внимательно и критично подходить к данным вопросам во втором этапе. Так, больше всего значение среднего снизилось в оценке перспектив на будущее на 0,27. Оценка социальной защищенности уменьшилась на 0,23. Оценка уровня экономического благосостояния и причастности к политическим процессам опустилась на 0,13. Вовлеченность в политические события упало на 0,11. И самое меньшее снижение значений средних в оценке обсуждаемости политических событий в семье – 0,04.

Табл.3. Среднее

Этап

причастность

вовлеченность

обсуждаемость

экономич

соц.защищ

перспективы

1

1,46

2,21

2,19

2,51

2,36

3,16

2

1,33

2,10

2,15

2,38

2,13

2,89

Итого

1,40

2,15

2,17

2,44

2,24

3,03

Второй критерий, который нам дает анализ средних результатов – это итоговое значение средних. Следует отметить, что в предыдущих работах был использован как раз итоговый показатель, так как мы не разделяли исследование на два этапа. Итоговое значение средних выявляет крайне низкий уровень оценки причастности к политическим процессам – 1,4. Оценка своей вовлеченности и обсуждаемости политических событий в семье находится на уровне «ниже среднего» - 2,15 и 2,17 соответственно. Немного выше значения средних имеют оценки уровня экономического и социального обеспечения – 2,44 и 2, 24. Оценка жизненных перспектив в целом является лидирующей у молодых людей – 3,03.
Основываясь на значении средних и найденной нами дельты (Табл.2 и Табл.3), мы смогли посчитать относительный разброс оценок в процентах (Табл.4):


Табл.4. Абсолютный и относительный разброс оценок в %

Этап

причастность

вовлеченность

обсуждаемость

экономич

соц.защищ

перспективы

Абсолютный разброс (дельта средних)

0,13

0,11

0,04

0,13

0,23

0,27

Относительный разброс в %

9,285714

5,116279

1,843318

5,327869

10,26786

8,910891

Так, выявленный относительный разброс показывает колебание оценок от 1,84 % до 10,28 %. Что подтверждает вывод о низкой погрешности в проведенном исследовании.

Таким образом, в результате исследования выявлено:
- низкий уровень возможной ошибки и погрешности при проведении исследования,
- ответы на вопросы, которые имеют отношение к социальному портрету опрашиваемых,  такие как «пол», «возраст», «национальность», «образование родителей», а также «отношение к религии и конфессии» - оказались полностью идентичными при сравнении двух этапов исследования,
- чем более информирован респондент, чем сильнее его позиция, чем более значим обсуждаемый процесс, тем менее неустойчивее будут его ответы на разных этапах исследования,
- выявлена линейка проблем молодых людей по значимости в соответствии с устойчивостью или неустойчивостью ответов (в рамках данной анкеты). А именно она выглядит таким образом: 1. Экономическое благосостояние. 2. Перспективы на будущее. 3 Социальная защищенность 4. Обсуждаемость политики в семье. 5. Вовлеченность в политические процессы. 6.  Причастности к политическим процессам.
- анализ значений средних показателей выявил понижение всех исследуемых переменных во втором этапе исследования. Более критично и «трезво» во втором этапе стали особенно оцениваться перспективы на будущее и социальная защищенность,
- итоговое значение средних показывает в основном, что все рассматриваемые параметры когнитивной составляющей отношения студенчества к политическому порядку  находятся на низком и среднем уровне, со среднем уровнем относительной групповой депривации.

 

 

Литература

1. Мощенко, И.Н. Психосемантическая феноменологическая модель групповой политической напряженности //Инженерный вестник Дона, 2010, №1. http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n1e2010/ (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.
2. Мощенко И.Н. Имитационное моделирование этнополитической ситуации ЮГА РОССИИ на основе теории динамических систем. //Инженерный вестник Дона, 2010. № 3. http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n3y2010/ (доступ свободный) — Загл. с экрана. — Яз. рус.
3. Розин М.Д., Мощенко И.Н., Джикаев Д.А. Моделирование политической напряженности методами семантического дифференциала и теории катастроф //Математический форум. Т. 4. «Исследования по математическому анализу, дифференциальным уравнениям и их приложениям. —Владикавказ: ЮМИ ВНЦ РАН и РСО-А, 2010, (Итоги науки. Юг России), с. 341-353.
4. Наследов А. Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. — СПб.: Питер, 2005. —416 с.
5. Мощенко И.Н., Иванова М.И. Исследование когнитивной составляющей групповой установки студенчества по отношению к политическому порядку // Инженерный вестник Дона, 2011. №1. http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n1y2011/403/ (доступ свободный).
6. Мощенко И.Н., Иванова М.И. Эмоциональная составляющая отношения студенчества РГСУ к политическому порядку (по данным 2009 г.) // Научная мысль Кавказа. Междисциплинарный журнал, 2011, №2. С.11.
7.  Дж. Цаллер. Проблема неустойчивости ответов //
8. Мягков А.Ю. МЕХАНИЗМЫ РЕДАКТИРОВАНИЯ ОТВЕТОВ РЕСПОНДЕНТАМИ (анализ зарубежных социологических теорий) // «Вестник ИГЭУ»     Вып. 1    2008 г. http://www.ispu.ru/files/str._28-32.pdf (доступ свободный).
9. Мощенко И.Н., Иванова М.И. Динамика когнитивной составляющей групповой установки студенчества г. Ростова по отношению к политическому порядку (по данным 2009 - 2011 г.г) // Инженерный вестник Дона, 2011. №3. http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n3y2011/570/ (доступ свободный).