Разработка алгоритма нахождения максимального потока минимальной стоимости в нечеткой динамической транспортной сети
Аннотация
Дата поступления статьи: 30.03.2013Данная статья рассматривает задачу нахождения максимального потока минимальной стоимости в нечеткой динамической транспортной сети. Актуальность рассматриваемой задачи в ее широком практическом применении на сетях железных, воздушных, морских дорог при нахождении маршрутов перевозки минимальной стоимости. Особенность постановки задачи в том, что учитывается нечеткий характер таких параметров транспортной сети, как пропускные способности и стоимости перевозок, что позволяет принимать более чувствительные к изменениям окружающей среды решения. Также принимается во внимание зависимость параметров транспортной сети от времени отправления потока, что позволяет ввести понятие «динамическая» сеть в отличие от «стационарно-динамических», рассматриваемых в литературе по потокам. Предлагается алгоритм решения поставленной задачи в нечетких условиях. Для иллюстрации работы алгоритма представлен численный пример.
Ключевые слова: динамическая транспорная сеть, максимальный поток минимальной стоимости, нечеткие числа, пропускная стособность, время прохождения потока
05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
Введение
Задачи, рассматриваемые на транспортных сетях, в частности, потоковые задачи являются актуальными, поскольку позволяют решать широкий круг практических задач, а именно, задач нахождения максимального количества потока, которое можно передать по дугам сети, нахождения минимального по стоимости маршрута перевозки заданного количества единиц товара и пр. Потоковые задачи нахождения максимального потока и потока минимальной стоимости в транспортных сетях широко освещались в литературе авторами [1, 2, 3]. Но в условиях реальной жизни в данных задачах необходимо учитывать, что такие параметры транспортных сетей, как пропускные способности и стоимости перевозок не могут быть точно известны. На данные параметры влияют различные экзогенные и эндогенные виды неопределенности [4], в частности, пробки на дорогах, ремонтные работы, колебания в ценах на бензин, следовательно, мы приходим к потоковым задачам в транспортных сетях в нечетких условиях [5]. Данная область является менее исследованной, подобные задачи были рассмотрены в [6].
Потовые задачи, описанные ранее, можно отнести к статическим, так как при их рассмотрении не учитывается параметр времени прохождения потока по дугам сети. В действительности, поток затрачивает определенное время, чтобы добраться от начальной вершины дуги к конечной. Следовательно, мы приходим к «стационарно-динамическим» задачам. Данные модели предполагают не мгновенное прохождение потока по дугам сети. Данные задачи рассматривались в литературе авторами [1, 7].
Рассматриваемые в литературе задачи на динамических сетях, которые мы будем называть «стационарно-динамическими» задачами учитывают не мгновенное прохождение потока по дугам сети и не принимают во внимание возможность параметров транспортных сетей меняться во времени. Действительно, пропускные способности, стоимости перевозок и параметры времени прохождения потока по дугам сети могут изменяться в зависимости от времени отправления потока. Будем называть такие задачи «динамическими». Данная область исследования является малоизученной. Учитывая это, а также нечеткий характер параметров, присущий транспортным сетям, приходим к рассмотрению потоковых задач в динамических транспортных сетях в нечетких условиях [8]. В частности, рассмотрим в данной статье задачу определения потока минимальной стоимости в нечеткой динамической транспортной сети.
Задача нахождения максимального потока минимальной стоимости в нечеткой динамической транспортной сети
Рассмотрим постановку задачу нахождения максимального потока минимальной стоимости в нечеткой динамической транспортной сети:
![]()
(1)
(2)
(3)
(4)
(5)
Выражение (1) означает, что необходимо найти минимальный маршрут перевозки максимального количества потока в транспортной сети за заданное количество моментов времени. Выражение (2) показывает, что максимальное количество потока 
 за p периодов времени, равно потоку, выходящему из источника за p периодов времени 
 Выражение (4) показывает, что максимальное количество потока 
 за p периодов времени равно потоку, входящему в сток за p периодов времени 
 Количество потока 
, входящее в источник за p периодов времени, равно количеству потока, покидающему сток 
 за p периодов времени и равно 
. В (3) утверждается, что для каждого узла 
, кроме источника и стока, и каждого момента времени 
 количество потока 
, вошедшее в 
в момент времени
равно числу единиц потока 
, выходящему из 
 в момент 
. Неравенство (5)показывает, что потоки 
 для всех моментов времени должны быть меньше пропускных способностей 
по соответствующим дугам.
Иными словами, необходимо перевезти 
 единиц потока с минимальными затратами в динамической транспортной сети, так, чтобы последняя единица потока вошла в сток в момент времени не позднее p.
Формальный алгоритм решения данной задачи:
Этап 1. Перейти от заданного нечеткого динамического графа 
 к «растянутому во времени» на p интервалов нечеткому статическому графу 
 путем «растягивания во времени» исходного динамического графа за заданное количество временных интервалов путем создания отдельной копии каждой вершины 
 в каждый рассматриваемый момент времени 
. Пусть 
 представляет собой «растянутый во времени» граф исходного динамического графа. Множество вершин 
 графа 
 задается как 
 Множество дуг 
 состоит из дуг, идущих из каждой пары «вершина-время» 
 в каждую пару «вершина время» вида 
где 
 и 
. Пропускные способности 
, соединяющие пары «вершина-время» 
 с 
 равны 
, стоимость перевозки 
 единицы потока по дуге, соединяющей пару «вершина-время» 
 с 
, равна 
 Вводим искусственный источник 
 и сток 
 и соединяем 
 дугами с каждым истинным источником, а 
 с каждым истинным стоком. Фиктивные дуги, идущие от искусственных вершин, имеют бесконечную пропускную способность и нулевую стоимость. Ищем максимальный поток от 
 к 
.
Этап 2. Строим нечеткую остаточную сеть 
 для «растянутого во времени графа» 
 в зависимости от величин, идущих по дугам графа потоков. Нечеткая остаточная сеть 
 строится по «растянутой во времени» сети 
 в зависимости от величин потоков 
, (далее 
), идущих по дугам последней следующим образом: каждая дуга в остаточной нечеткой сети 
, соединяющая пару «вершина-время» 
 с парой «вершина-время» 
, по которой поток 
 отправляется в момент времени 
 имеет нечеткую остаточную пропускную способность 
, стоимость 
 с временем прохождения 
 и обратную дугу, соединяющую 
 с 
 с остаточной пропускной способностью 
, стоимостью 
 и временем прохождения потока по данной дуге 
 
Этап 3. Ищем путь 
 минимальной стоимости по алгоритму Форда из искусственного источника 
 в искусственный сток 
 в построенной нечеткой остаточной сети, начиная с нулевых значений потоков.
(I) Если путь 
 найден, переходим к этапу 4. 
(II) Если пути не удалось найти, то получен максимальный поток 
 минимальной стоимости 
 в растянутом во времени статическом нечетком графе из 
 в 
, и переходим к шагу 5.
Этап 4. Пускаем по найденному пути максимальное количество единиц потока в зависимости от ребра в остаточной сети с минимальной остаточной пропускной способностью 
.
Этап 5. Обновляем значения потоков в графе 
: для дуг, соединяющих пару «вершина-время» 
 с 
 в 
 с неположительной модифицированной стоимостью 
 изменяем поток 
 по соответствующим дугам, идущим из 
 в 
 из 
 с 
 на 
. Для дуг, соединяющих пару «вершина-время» 
 с 
 в 
 с неотрицательной модифицированной стоимостью 
 изменяем поток 
 по дугам, идущим из 
 в 
 из 
 с 
 на 
 и переходим к этапу 2, начиная с нового значения потока по дугам и заменяя значение потока в графе 
: 
.
Этап 6. Если найден максимальный поток 
 минимальной стоимости 
 в графе 
 из фиктивного источника 
 в фиктивный сток 
, определяемый множеством путей 
, переходим к первоначальному динамическому графу 
 следующим образом: отбрасываем искусственные вершины 
, 
 и дуги, соединяющие их с другими вершинами. Таким образом, в исходном динамическом графе 
 получен максимальный поток 
 минимальной стоимости, эквивалентный потоку из источников (начальная вершина исходного графа, растянутая на p интервалов) в стоки (конечная вершина, растянутая на p интервалов) в графе 
 после удаления фиктивных вершин, а каждый путь, соединяющий вершины 
 и 
, по которому идет поток 
 стоимости 
 соответствует потоку 
. стоимости 
.
Численный пример, реализующий работу алгоритма
Рассмотрим пример, иллюстрирующий реализацию описанного алгоритма. Пусть транспортная сеть, являющаяся частью железнодорожной карты, представлена в форме нечеткой транспортной сети, полученной из ГИС «Object Land» [9] , как показано на рис.1. Понятие «ГИС» представлено в [10].

Рис.  1. – Исходный динамический граф ![]()
Вершина 
 представляет собой источник, вершина 
 – сток. Нечеткие пропускные способности и стоимости, а также параметры времени прохождения потока по дугам, зависящие от момента отправления потока представлены в виде таблиц № 1, 2 и 3. Необходимо найти минимальную стоимость перевозки максимального количества единиц потока 
. Правила оперирования с нечеткими треугольными числами представлены в [6].
Строим остаточную сеть, как показано на рис.2. Так как остаточная сеть на первом шаге совпадает с исходным «растянутым во времени» графом, находим в ней путь минимальной стоимости от 
 к 
 по алгоритму Форда в 
. Получаем путь 
 стоимости 
 условных единиц и передаем по нему 
 общей стоимости 
 единиц потока, что показано на рис.3. 
Таблица № 1
Нечеткие пропускные способности, зависящие от момента отправления потока
Момент времени  | 
			
			 Нечеткие пропускные способности по дугам графа   | 
		|||||
| 
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
		|
| 
			 0  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
		
| 
			 1  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
		
| 
			 2  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
		
| 
			 3  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
		
Таблица № 2
Нечеткие стоимости, зависящие от момента отправления потока
Момент времени  | 
			
			 Нечеткие стоимости по дугам граф   | 
		|||||
| 
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
		|
| 
			 0  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
		
| 
			 1  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
		
| 
			 2  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
		
| 
			 3  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
		
Переходим к построению «растянутого во времени графа» 
, как на рис.2. Строим остаточную сеть исходя из нового значения потока по дугам графа, как показано на рис.4. Находим путь минимальной стоимости в построенной остаточной сети от 
 к 
 по алгоритму Форда. Получаем путь 
 стоимости 
 условных единиц и передаем по нему 
 единиц потока общей стоимости 
, тогда поток переходит в (рис.5).
Таблица № 3
Параметры времени прохождения потока по дугам
Момент времени  | 
			
			 Время прохождения потока по дугам графа   | 
		|||||
| 
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
		|
| 
			 0  | 
			
			 1  | 
			
			 4  | 
			
			 4  | 
			
			 2  | 
			
			 5  | 
			
			 1  | 
		
| 
			 1  | 
			
			 1  | 
			
			 3  | 
			
			 1  | 
			
			 4  | 
			
			 4  | 
			
			 4  | 
		
| 
			 2  | 
			
			 3  | 
			
			 1  | 
			
			 3  | 
			
			 1  | 
			
			 3  | 
			
			 1  | 
		
| 
			 3  | 
			
			 2  | 
			
			 1  | 
			
			 3  | 
			
			 2  | 
			
			 3  | 
			
			 1  | 
		
 
Рис.  2. – 
 – «растянутый во времени» вариант графа ![]()

Рис.  3. – Граф 
 с потоком 
 единиц

Рис.  4. – Остаточная сеть 
 после нахождения потока

Рис.  5. – Граф 
 с новым значением потока
Строим остаточную сеть исходя из нового значения потока по дугам графа, как показано на рис.6. Так как в данной сети не существует увеличивающего пути, найден максимальный поток минимальной стоимости.

Рис.  6. – Остаточная сеть 
 после нахождения потока
Отбрасывая искусственные вершины и дуги с потоком, соединяющие их с другими вершинами, получаем максимальный поток 
 единиц минимальной стоимости 
 условных единиц. Переходя к динамическому графу 
 от «растянутого во времени» статического графа 
, можно сделать вывод, что максимальный поток 
 за 3 интервала времени равен потоку, выходящему из пар «вершина-время» 
 и 
 и входящему в пару «вершина-время» 
, т.е. 
 единиц, которые определяются путем 
, который отправляется в момент времени 
 и прибывает в сток в момент времени 
 и путем 
, который отправляется в момент времени 
 и прибывает в сток в момент времени 
.
Заключение
Данная статья рассматривает алгоритм нахождения максимального потока минимальной стоимости в нечеткой динамической транспортной сети. Практическая ценность рассматриваемого метода в том, что он позволяет решать задачи нахождения оптимального маршрута перевозки максимального количества потока от начального пункта к конечному. Актуальность рассматриваемого алгоритма в том, что он принимает во внимание нечеткий характер параметров транспортной сети, а также зависимость параметров транспортной сети от времени отправления потока.
Литература:
- Форд, Л.Р. Потоки в сетях [Текст] / Л.Р. Форд, Д.Р. Фалкерсон. – М: Мир, 1966. – 276 с.
 - Крисофидес, Н. Теория графов. Алгоритмический подход [Текст] / Н. Кристофидес. – М: Мир, 1978. – 432 с.
 - Майника, Э. Алгоритмы оптимизации на сетях и графах [Текст] / Э. Майника – М: Мир, 1981. – 326 с.
 - Целигоров, Н.А., Целигорова, Е.Н., Мафура, Г.В. Математические модели неопределенностей систем управления и методы, используемые для их исследования [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2012, №4. – Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/ n4p2y2012/1340 (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.
 - Bozhenyuk, A., Gerasimenko, E., Rozenberg, I. The task of minimum cost flow finding in transportation networks in fuzzy conditions [Text] // Proceedings of the 10th International FLINS Conference on Uncertainty Modeling in Knowledge Engineering and Decision Making Word Scientific, Istanbul, Turkey, 26-29 August 2012. – pp. 354-359
 - Bozhenyuk, A., Gerasimenko, E., Rozenberg, I. The methods of maximum Flow and minimum cost flow finding in fuzzy network [Text] // Proceedings of the Concept Discovery in Unstructured Data Workshop (CDUD 2012) co-located with the 10th International Conference on Formal Concept Analysis (ICFCA 2012) May 2012, Katholieke Universiteit Leuven, Leuven, Belgium 2012. – pp. 1-12.
 - Боженюк, А.В. Анализ и исследование потоков и живучести в транспортных сетях при нечетких данных [Текст] // А.В. Боженюк, И.Н. Розенберг, Т.А. Старостина – М: Научный мир, 2006. – 136 с.
 - Bozhenyuk, A., Gerasimenko, E., Rozenberg, I. Algorithm of maximum dynamic flow finding in a fuzzy transportation network [Text] // Proceedings of East West Fuzzy Colloquium 2012 19th Zittau Fuzzy Colloquium, September 5 – 7, pp. 125-132.
 - Rozenberg, I., Gittis, C., Svyatov, D. Geoinformation system Object Land [Text] // Proceedings of IPI RAN Systems and Means of Informatics. – Science, Moscow, 2000.
 - Клаус, Н.Г., Клаус, А.И. Практика интеграции геоинформационных систем и многоагентных моделей в исследовании социальных конфликтов [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2011, №1. – Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/ n1y2011/400 (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.