×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7 961 270-60-01
ivdon@ivdon.ru

Социальные и профессиональные потребности нового качества профессиональной подготовки и проблемы его модернизации

Аннотация

Е.С. Богачева

На основании социологического опроса удовлетворенности студентов и преподавателей различными сторонами процесса образования системы среднего профессионального образования определяется, какие именно существуют социальные и профессиональные потребности нового качества подготовки специалистов среднего звена. Выявлена необходимость модернизации системы среднего профессионального образования, выраженная в Правительственной Программе, что дало основания оценить направления и пути реформирования, нацеленные на новое качество среднего профессионального образования.
Ключевые слова: модернизация, качество образования, рынок труда, компетенции, компетентностный подход, профессиональная подготовка.

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

Общая  востребованность специалистов среднего профессионального звена на рынке труда во всех его сегментах  имеет  явно выраженный дисбаланс представле­ний работодателей  о  будущем работнике данного уровня (о его профессиональных компетенциях), ценностных профессиональных ориентаций  (тех компетенций, которые мотивируют их на получение данной профессии), направлений и содержаний их профессиональной подготовки (компетенций учебных программ, государственных стандартов) и ценностей государства и общества.
Указанные обстоятельства требуют коренной модернизации системы среднего профессионального образования. Происходящие в экономической жизни современ­ного российского общества глобальные изменения требуют качественного преобразова­ния при подготовке специалистов.
Целью данной статьи являются вопросы  модернизации среднего профессиональ­ного образования, ее принципы и их реализация.
Качество подготовки специалистов, номенклатура специальностей, набор профессиональных и социальных компетенций не соответствуют не только миро­вым стандартам, но и потребностям современного российского государства, обще­ства, бизнеса и не удовлетворяют образовательные потребности потребителей образовательных услуг.
Так, в 2010-2011 учебном году отделом контроля качества ФГОУ СПО Дон­ского государственного колледжа строительства экономики и предприниматель­ства ( ФГОУ СПО ДГМКСЭП) в городе Новочеркасске, было проведено анкетирование  студентов и сотрудников колледжа.
Целью опроса студентов явилось определение степени удовлетворенности  различными сторонами процесса образования, их социального настроения, а также активности в различных сферах социальной реальности.
В опросе приняли участие 235 человек. Все респонденты являются студен­тами очного отделения. По результатам опроса было выявлено, что одной из основных проблем, в наибольшей степени волнующая студентов - проблема трудоустройства по специальности после обучения. Целью опроса преподавате­лей и сотрудников явилось определение степени удовлетворенности коллектива различными сторонами организации трудовой деятельности, их социального на­строения, а также активности в различных сферах социальной реальности. В оп­росе принял участие 61 человек. Анализ ответов показал, что:
1.  Более половины респондентов удовлетворены условиями организации труда в колледже.
2.   Прослеживается неудовлетворенность сотрудников оплатой труда, отноше­нием со стороны руководства, состоянию учебно-материальной базы, медицинского обслуживания. 
3.   Имеется низкий интерес  к повышению квалификационного уровня (67% опрошенных указали на то, что им не требуется повышение квалифи­кации).
Из вышесказанного следует, что структурные и системные деформации сис­темы современного российского СПО выразились в диспропорциях подготовки специалистов, в ориентации не на экономический и социальный, а на ажиотажный спрос, в размывании границ между профессиями в силу роста децентрализации экономической ответственности и деформации систем управлением качеством подготовки, в недоброкачественной конкуренции систем государственного и негосудар­ственного СПО, что в целом  существенно снижает  уровень подготовки будущих специалистов.
В настоящее время выделяют следующие проблемы среднего профессионального образования. Во-первых, это несоответствие структуры среднего профессиональ­ного образования, ее содержание, объемов, сроков обучения, состояния учебно-материальной базы учебных заведений, методов подготовки специалистов жестким требованиям, которые сегодня выдвигает российская экономика[ 3].
Подготовка современных высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена во многом будет определять темпы экономического роста страны и качество жизни, а дефицит кадров и уровень их компетенций грозит стать в ближай­шие годы основной проблемой экономики.
Реформа СПО предполагает социально-экономическую поддержку обучающихся и работников средних специальных учебных  заведений, а именно:

  • совершенствование системы оплаты труда работников средних специальных учебных  заведений;
  • формирование системы стимулирования работников, обеспечивающей повышение уровня профессионального мастерства; 
  •   совершенствование социальных гарантий и льгот для обучающихся и работников;
  • обеспечение отдыха, медицинского обслуживания, развитие других форм социальной поддержки обучающихся и работников;
  • создание системы содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников.

       Дальнейшее развитие получит интеграция средних специальных учебных заведений с высшей школой, их включение в состав университетских комплексов (в различных формах, в том числе с сохранением статуса юридического лица). Уже сейчас находит свое продолжение практика создания филиалов  на базе средних специальных учебных заведений, что позволит сделать высшее образование более доступным в территориальном аспекте.
Важно отметить, что складывающаяся в настоящее время в России образовательная  ситуация определяет необходимость переосмысления ключевых методологических  подходов к практике принятия и реализации решений, связанных с обучением и профессиональной подготовкой молодежи к динамично изменяющимся рыночным условиям. Необходимо отметить, что в процессе подготовки специалистов главенствующую роль приобретает ориентация на личность, потребителя образовательных услуг и на ее профессиональную и социальную компетентность, что позволяет  оптимизировать процесс социальной адаптации молодежи к профессиональной среде и процесс ее социализации. Этому процессу способствуют ежегодные проведения конкурсов художественной самодеятельности, научные конференции, спортивные мероприятия. Именно в процессе участия  такого вида деятельности лучше проходит адаптация к новым реалиям жизни. В процессе внеучебной деятельности происходит " подключение" активности по обеспечению развития себя и своего отношения к обществу[2]. На сегодняшний день, не все ССУЗы уделяют нужное значение развитию личностных характеристик молодых людей.
В настоящее время на рынке труда все более востребованными становятся компетентные специалисты, способные  эффективно функционировать в новых динамичных социально-экономических условиях. Поэтому цель профессионального образования состоит не только в том, чтобы научить человека что-то делать в процессе производства, приобрести технические навыки и должную профессиональную  квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными личными жизненными, социальными  и профессиональными ситуациями.
В соответствии с этим, компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним, а компетентность понимается как владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Практика образовательной деятельности средних специальных учебных заведений показывает, что  особую актуальность сегодня приобретает  проблема концептуально нового методологического и учебно-методического обеспечения подготовки специалистов на основе инновационных методов, к числу которых относится  компетентностный метод. Такой подход связан не только с педагогической переориентацией. Это, прежде всего, социологическое осмысление того, что сегодня нужно рынку труда и что может дать рынок образовательных услуг.
В связи с этим, происходит заметная переориентация оценки образовательного результата с понятий «знания, умения, навыки» на понятия «компетенция/компетентность» обучающихся, тем самым фиксируется компетентностный подход в профессиональном образовании. Следует отметить, что многие идеи, методы и технологии  компетентостного подхода в среднем профессиональном образовании появились в результате социологического изучения ситуации на современном рынке труда.
Зимняя И.А. в своей работе выделяет следующие виды ключевых компетентностей:

  • Компетентности, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения;
  • Компетентности, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы;
  • Компетентности, относящиеся к деятельности человека[1].

Востребованность  профессиональных компетенций на рынке труда может трактоваться,  как стремление привести среднее профессиональное образование в необходимое  соответствие с потребностями рынка труда, государства, общества и образовательными запросами личности.
Итак, модернизация системы среднего профессионального образования выраженных в Правительственной Программе развития среднего профессионального образования, дало основание выявить направления и пути реформирования, направленные на новое качество среднего профессионального   образования. Одним из ключевых моментов  является определение современного работника, которого должны отличать: компетентность; самостоятельность; ответственность и мобильность; системное и аналитическое мышление; информационная, правовая и экологическая культура; предпринимательская и творческая активность; готовность к постоянному обновлению знаний.

Литература:

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / Высшее образование сегодня. -2003. с.34-4
2. Климов Е.Психология профессионального самоопределения [ Текст] / Рос   тов-на-Дону.1996г. с.44.
3. Костюк Н.В. Развитие позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования [Текст] / Кемерово. - 2004. 193с.
4. Сценарии воздействия экономического кризиса на систему образования в России: Доклад ГУ ВШЭ.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2009,с.41.
5. Ярошенко Н.Г. Проблемы проектирования содержания среднего профессио­нального образования в условиях введения нового поколения ГОС СПО [Текст] / Н.Г.Ярошенко //Среднее профессиональное образова­ние. - 2004. - № 2. - с.2-6.