×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Сущность и характерные особенности инновационных процессов в современной экономике

Аннотация

Э.А. Ставская

Анализ действующего законодательства Российской Федерации показывает, что в нем используется ряд терминов, связанных с инновационной деятельностью, но их понятия не раскрыты полностью либо не отражают реальное положение дел в данной сфере. При этом не определен круг субъектов отношений в инновационной сфере, а также существуют другие проблемы, касающиеся данной тематики.
Ключевые слова: Инновационные процессы, экономический эффект, экономическая эффективность

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

В настоящее время уровень и динамика развития инновационных технологий стали определяющими характеристиками производительных сил и возможностей национальной экономики. Инновационный потенциал и его достижения во многом определяют перспективную конкурентоспособность как отдельного предприятия, так и национальной экономики, тем самым создавая основу для устойчивого экономического роста в условиях рыночных флуктуаций.
В экономической литературе нет единства в толковании таких понятий как «инновация», «инновационная деятельность», «инновационный потенциал». Так, в соответствие с т. н. «Руководством Фраскати» инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, прогрессивное новшество, которое проявляется либо в виде продукта, либо в виде технологических процессов, новых методов организации и управления производством [1].
Э. Уткин отмечает, что под инновацией подразумевается «объект, внедренный в производство» [2]. Л. Водачек и О. Водачкова инновациями называют «целевое изменение в функционировании предприятия как системы» [3].  В приведенных определениях отражен микроэкономический характер осуществления инновации как монофакторного элемента изменения деятельности предприятия.
По мнению Б. Санто. инновация есть «технико-общественно-экономический процесс, благодаря которому, создаются путем практического использования идей и изобретений блага и технологии более высокого качества» [4]. Р. Смитс определяет инновацию как успешную комбинацию оборудования, технологий и организационного ресурса в контексте определенной социальной либо экономической модели [5].
А. С. Кулагин в данный термин вкладывает следующее содержание: «новая или улучшенная продукция (товар, работа, услуга), способ (технология) ее производства или применения, нововведение или усовершенствование в сфере организации и (или) экономики производства, и (или) реализации продукции, обеспечивающие экономическую выгоду, создающие условия для такой выгоды или улучшающие потребительские свойства продукции (товара, работы, услуги)» [6]. Д. М. Степаненко, в свою очередь, отмечает, что инновация представляет собой создаваемые новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуги, а также решения производственного, административного, финансового, юридического, коммерческого или иного характера, имеющие результатом их внедрения и последующего практического применения положительный эффект для задействовавших их хозяйствующих субъектов [7].
Таким образом, при характеристике инноваций внимание сосредоточено на качественно-технологическом, а не на рыночно-воспроизводственном изменении продукта. В то же время, в эволюционном смысле значительно целесообразнее рассматривать весь инновационный процесс как единое целое, так как экономический смысл отдельной инновации проявляется только в рамках инновационного процесса. Однако новая научно-организационная комбинация факторов производства,
Л. А. Баев и В. Э. Шугуров предприняли попытку выделения ряда основных подходов к существующим определениям термина «инновация».
Сущность объектного подхода заключается в том, что в качестве инновации выступает результат НТП: новая техника или технология. Объектно-утилитарный подход к определению термина «инновация» характеризуется тем, что, во-первых, в качестве инновации понимается новая потребительная стоимость, основанная на достижениях науки и техники, и, во-вторых, акцент делается на способности инновации удовлетворить общественные потребности с большим полезным эффектом.
Процессно-утилитарный подход заключается в том, что в данном случае инновация представляется как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства. Наконец, в рамках процессно-финансового подхода под инновацией понимается процесс инвестирования в новации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования.
Понятия «инновация», «инновационная деятельность», «государственная инновационная политика», «венчурный инновационный фонд», «инфраструктура инновационной деятельности» были внесены в проект Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике», который должен был регулировать правовые и экономические отношения между субъектами инновационной деятельности, определять основы формирования и реализации государственной инновационной политики с целью повышения инновационной активности, государственной поддержки инноваций. Однако в письме от 3 января 2000 года № Пр-14 исполняющего обязанности Президента Российской Федерации В. В. Путина было обращено внимание на то, что «в федеральном законе не указаны признаки, по которым продукцию или технологический процесс можно отнести к новым или усовершенствованным до такой степени, чтобы деятельность по созданию и освоению этой продукции или технологического процесса можно было отнести к инновационной», и в итоге проект данного законодательного акта был отклонен.
В «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», утвержденных Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. за №Пр-576, была поставлена важнейшая задача – формирование национальной инновационной системы. При этом понятие инновационной система содержится в Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, утвержденных 5 августа 2005 г. В соответствие с ними она трактуется как «совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики в области развития инновационной системы». В этом же документе было дано определение инновационной продукции как «результата инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенного для реализации».
Заметим, что в Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденной межведомственной комиссией по научно-инновационной политике 15 февраля 2006 года, не приводится используемый понятийный аппарат, а лишь дается ссылка на использование терминов из уже упомянутых Основных направлений политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года.
Таким образом, анализ действующего законодательства Российской Федерации показывает, что в нем используется ряд терминов, связанных с инновационной деятельностью, но их понятия не раскрыты полностью либо не отражают реальное положение дел в данной сфере. При этом не определен круг субъектов отношений в инновационной сфере, а также существуют другие проблемы, касающиеся данной тематики.
Причина различных подходов к трактовке сущности инновационной деятельности заключается в многогранности явления, выражаемого категорией «инновация». По нашему мнению, инновация представляет собой завершенный акт качественной модификации технологического базиса производства, характеризуемый, с одной стороны, неопределенностью и краткосрочностью для данного звена общественного производства, а с другой - долгосрочным эффектом, достигаемым суммой инновационных актов, объединенных в непрерывный инновационный процесс. Из этого следует, что инновация есть сочетание дискретности и непрерывности. Инновационный процесс как понятие, связанное с созданием, освоением и распространением инноваций, представляет собой совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе разработки и реализации инноваций. Главная его черта - обязательное завершение инноваций, т. е. получение результата, пригодного для практической реализации.
Для инновационного процесса характерны системный, цикличный и вероятностный характер.

Системный характер инновационного процесса является следствием его целенаправленности. Поэтому все организационные единицы инновационного процесса строятся на принципе баланса интересов, определяющего общий вектор развития. Цикличность инновационного процесса проявляется в многократной обратной связи. Инновация - это такой технико-экономический цикл, в котором использование результатов сферы исследований и разработок непосредственно вызывает технические, организационные и экономические изменения, что оказывает обратное воздействие на деятельность этой сферы. Наконец, вероятностный характер инновационного процесса проявляется в том, что не всякая начатая программа исследований и разработок имеет шансы на успех, не гарантирован и успех на рынке, не определены перспективы распространения. Для системного исследования механизма научно-технологического развития определение инновационной деятельности следует расширить и включить в него весь комплекс работ и мероприятий по разработке (созданию), приобретению, распространению и освоению в производстве новых или усовершенствованных продуктов (услуг) и технологий, а также методов организации производства и управления.
Такое понимание инновационной деятельности соответствует отечествен­ной и мировой практике управления инновационными проектами, осуществляемого на основе сквозного описания процесса создания и реализации новшеств по всем стадиям их жизненного цикла. В этом случае инновационная деятельность приводит к окончательному результату, решая задачу интеграции всех заинтересованных сфер научной и экономической деятельности, – исследовательских, конструкторских, производственных, финансовых, коммерческих, участвующих в последовательной трансформации идеи в конечный рыночный продукт, представляющий ценность для его потребителей.
При этом наиболее полно реальности инновационного процесса отражает характеристика инновационного цикла, где инновация представлена отдельным элементом общего инновационного процесса.
Отметим, что инновационный процесс в качестве особого, самостоятельного экономического феномена конституируется конкурентной природой рыночной системы. Именно это вынуждает каждого производителя постоянно укреплять свои конкурентные позиции посредством качественного улучшения факторов производства, организации труда и получаемых результатов.
Общим принципом оценки эффективности является сопоставление эффекта (результата) и затрат. Отношение результат/затраты может быть выражено как в натуральных, так и в денежных величинах и показатель эффективности при этих способах выражения может оказаться разным для одной и той же ситуации. Метод исчисления эффекта инноваций, основанный на сопоставлении результатов их освоения с затратами, позволяет принимать решение о целесообразности использования новых разработок.
Следует различать по содержанию два понятия: экономический эффект и экономическая эффективность. Первое означает достижение положительного результата (эффекта) от нововведения в целом. Второе понятие, как правило, включает удельные (на единицу продукции, услуг или вложенный рубль) показатели, которые характеризуют нововведение с качественной стороны. Под экономическим эффектом инновации на всех стадиях ее реализации понимается превышение стоимостной оценки результатов над стоимостной оценкой совокупных затрат всех видов ресурсов за весь срок осуществления инновационного проекта.
Величина экономического эффекта, определяемая по условиям использования продукции, должна рассчитываться до установления цен на научно-техническую и производственно-техническую продукцию. Она служит основой для установления цен на эту продукцию. Если при использовании продукции предусматривается повышение ее качества, то расчеты производятся по ценам, учитывающим изменение эффективности использования этой продукции у последующих потребителей.
Определение экономического эффекта инновационного проекта осуществляется в следующем порядке.
1. Рассчитывается суммарно по годам расчетного периода экономический эффект:
Эт = Рт - Зт,
где Эт - экономический эффект инновационного проекта за расчетный период, Рт - стоимостная оценка результатов осуществления инновационного проекта за расчетный период, Зт - стоимостная оценка затрат на осуществление инновационного проекта за расчетный период.
Расчет экономического эффекта осуществляется с приведением разновременных затрат и результатов к единому для всех вариантов инновационного проекта к моменту времени - расчетному году. За расчетный год обычно принимается наиболее ранний из всех вариантов календарный год, который предшествует началу выпуска продукции или использования в производстве новой технологии.
Приведение разновременных затрат всех лет периода жизненного цикла реализации инновационного проекта к расчетному году осуществляется путем умножения их величины за каждый год на коэффициент приведения.
2. Стоимостная оценка результатов за весь расчетный период проводится по формуле:
,
где Pt - стоимостная оценка результатов в t году расчетного периода, tn - начальный год расчетного периода, tk - конечный год расчетного периода.
При этом за начальный год расчетного периода принимается год начала финансирования работ, включая проведение исследований. За конечный год расчетного периода принимается момент завершения всего жизненного цикла инновационного проекта.
При использовании метода определения экономической эффективности инновационного проекта на основе определения приведенных затрат при выпуске сопоставимой продукции годовой эффект определяется по формуле:
Э = at × [(С1 + ЕнК1) - (С2 + ЕнК2)] × A2,
где Э - годовой экономический эффект, руб., at - коэффициент приведения по времени, С1 и С2 - себестоимость единицы продукции (работы), производимой с помощью базовой и новой техники соответственно, руб.; К1 и К2 - удельные капитальные вложения по базовому и новому вариантам новой техники, в руб.; А2 - годовой объем продукции (работы), производимой с помощью нового варианта новой техники в расчетном году в натуральном выражении.
Рыночный успех нового продукта существенно зависит не только от его потребительских параметров и их восприятия, но и от инновационного потенциала потребителя. Значительное число прогрессивных технологий и перспективных продуктов, а это принципиально новые и технически сложные новации, не находят своего сбыта из-за общего технического и технологического отставания сельскохозяйственного производства. В этом случае, существенной составляющей обеспечения коммерческого успеха нового продукта является предварительное размещение его на рынке и проведение рекламной компании, подготовка и переподготовка кадров.
К инновационным мероприятиям предприятия, облегчающим процесс вхождения нового продукта на рынок и завоевания его сегмента, относятся и действия, направленные на организацию и совершенствование системы сбыта продукции. Организация адекватной системы сбыта инноваций предполагает выбор из следующих альтернатив:
сбыт непосредственно потребителям нового товара по прямым договорам с ними или через собственную розничную торговлю;         продажи оптово-торговым предприятиям; сбыт в независимую рознично-торговую сеть; приобретение франшизой лицензии на сбыт под зарекомендовавшим себя товарным знаком с получением от франшизодателя освоенных и закрепленных им сбытовых и закупочных линий, клиентуры, а также технологий; любой из перечисленных выше вариантов, но с привлечением посредников (брокеров, торговых агентов, дилеров, комиссионеров).
По мере развития инновационный процесс распадается на отдельные, отличающиеся друг от друга участки, и формируется в виде функциональных организационных единиц, обособившихся вследствие разделения труда. Эффективность функционирования такой системы будет зависеть от уровня ее управления.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. См. www.nv–innovations.ru.
2. Уткин Э. А. Управление компанией. - М.: ЭКМОС, 1997. - С. 94.
3. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. - М.: Экономика, 1989. – С. 23.
4. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. - М.: Прогресс, 1991. – С. 22.
5. Smits R. Innovation studies in the 21st century: questions from a user’s perspective // Technological Forecasting & Social Change. – 2002, № 69. - P. 863.
6. Кулагин А. С. Немного о термине «инновация» // Инновации. - 2004, № 7. – С. 58.
7. Степаненко Д. М. Классификация инноваций и ее стандартизация // Инновации. – 2004, № . – С. 78.