×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Пути развития машиностроения в Республике Карелия: региональный и федеральный аспекты

Аннотация

Д.Б. Одлис

На примере машиностроения Республики Карелия показаны некоторые направления его развития. Показано, что кластер лесного машиностроения способен играть важнейшую инфраструктурную роль в развитии лесного кластера региона и всего лесного комплекса России.
Ключевые слова: кластер, лесной комплекс, машиностроение, развитие.

Ключевые слова:

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

В современных условиях государственная региональная политика направлена, прежде всего, на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращение межрегиональной дифференциации экономического состояния и уровня жизни населения. Однако механизмы региональной экономической политики, направленные на поиск, формирование и реализацию конкурентных преимуществ регионов пока еще находятся в стадии разработки. Одним из таких механизмов может стать кластеризация региональной экономики, создание специфически-региональных кластеров, основанных как на исторической специализации субъектов федерации, так и на путях модернизации региональной экономики и ускорения ее инновационно-структурной перестройки. Это позволит не только диверсифицировать экономику регионов, но и изменить их место и значение в экономике России, основой которых станет прочная и устойчивая производственная специализация регионов.
Кластерный подход превратился в ключевой инструмент промышленной политики ведущих индустриальных стран, в Великобритании, Голландии, Дании, Ирландии, Португалии, Швеции и Финляндии существует общенациональная кластерная политика. Показательно, что в Германии, Италии, Франции, Испании кластеризация ведется преимущественно в рамках отдельных регионов [1], [2]. Результативность кластерного подхода, в т. ч. в повышении эффективности машиностроительных предприятий, подтверждена, например, опытом Финляндии, где кластерный подход был использован для разработки промышленной политики страны [1].
В работах [3], [4], [5] возможности кластеризации выполнены на примере Карелии, поскольку в последнее десятилетие существования плановой экономики машиностроение и металлообработка вошли в число ведущих видов деятельности региона. Их удельный вес в общем объеме промышленной продукции Карельской АССР в 1983 г. составлял 19 % и столько же в численности промышленно–производственного персонала. При этом в выпуске валовой продукции машиностроения и металлообработки Карелии доля машиностроения для ЛПК превышала в 1984 году 80 %, доли тракторного машиностроения, бумагоделательного машиностроения и станкостроения в выпуске валовой продукции отрасли машиностроения и металлообработки Карелии составляли соответственно 29,6 %, 28,6 % и 3,4 % в выпуске валовой продукции отрасли машиностроения и металлообработки Карелии [6], [3].
Необходимо отметить, что особое внимание машиностроению в настоящей работе уделено не случайно, а обусловлено тем, что для современной российской экономики проблема развития российского машиностроения является одной из приоритетных задач, которая особенно остра в области рационального лесопользования. Без развития лесного машиностроения России, обладающей колоссальными лесными ресурсами, будет сложно стать мировой лесной державой и избавиться от роли экспортера необработанных лесных материалов с низкой добавленной стоимостью [7], [6], [3].
В данном случае следует обратить внимание на уникальный потенциал машиностроения приграничного региона – Республики Карелия для дальнейшего анализа [3], [5]. Не случайно для анализа выбран и лесомашиностроительный кластер, поскольку необходимость инновационного развития лесного комплекса России в ХХI веке во многом определяется его значением для экономического и социального развития страны и в особенности ее лесопромышленных регионов. Более чем в 40 субъектах России продукция лесной промышленности составляет от 10 до 50% общего объема промышленного производства. Значимость лесного комплекса для страны еще раз была подтверждена включением направления «Рациональное природопользование» Указом президента РФ от 07.07.2011 г. № 899 в число приоритетных, что предопределяет необходимость повышения эффективности промышленной переработки осваиваемых лесных ресурсов.
Необходимо отметить, что в число крупных и средних машиностроительных предприятий Карелии времен СССР входили [4]:

  •  ПО «Онежский тракторный завод» (в настоящее время – ООО «Онежский тракторный завод» – «ОТЗ») – крупнейшее специализированное машиностроительное предприятие страны по выпуску тракторов и машин для механизации лесозаготовки. С использованием продукции «ОТЗ» заготовлялось примерно 50% древесины в СССР;
  •  ПО «Петрозаводскбуммаш» (в настоящее время – ЗАО «Петрозаводскмаш») – крупнейший в СССР изготовитель оборудования для целлюлозно-бумажной промышленности, производил треть всего выпускаемого в стране целлюлозно–бумажного оборудования, его продукция эксплуатируется в 33 странах мира;
  •  Петрозаводский станкостроительный завод (позднее – ООО «Станкозавод «Деко») специализировался на производстве станков для деревообработки производил специальные и универсальные деревообрабатывающие станки и оборудование для механизации производства деревообрабатывающих предприятий;
  •  Петрозаводский ремонтно-механический завод объединения Кареллеспром (в настоящее время – ЗАО «РМЗ» и два его филиала специализировались на ремонте лесовозных машин, тракторов и оборудования для лесной промышленности (в Карелии действовали более 170 ремонтных предприятий и производств, на долю которых в 1984 г. приходилось 16 % валовой продукции отрасли);
  •  Петрозаводский радиозавод – входил в состав Ленинградского Научно-производственного объединения «Ленинец», выполнял заказы для  военно-промышленного комплекса – выпускал спецтехнику для авиации;
  •  Петрозаводский завод «Онего» – входил в состав Ленинградского объединения электронного приборостроения «Светлана» – крупнейшей в СССР организацией по разработке и выпуску изделий электроники;
  • Судостроительный завод «Авангард» (в настоящее время ОАО «Судостроительный завод «Авангард»), специализировался на выпуске рыболовных судов типа мотоботов и траулеров;

Петрозаводская и Медвежьегорская ремонтно-эксплуатационные базы флота в составе Беломоро-Онежского пароходства, осуществляли ремонт и техническое обслуживание судов Беломоро-Онежского пароходства, строили баржи, буксиры-толкачи.
Одной из основных причин того, что Россия, обладающая колоссальными лесными ресурсами, не может эффективно использовать имеющийся потенциал, является низкий технический уровень отечественного лесного машиностроения, модернизация которого должна стать основой  организационно-управленческой модернизации лесопромышленного комплекса России.
Необходимость определения перспективных направлений реструктуризации и интеграции предприятий, способных вывести отечественное лесное машиностроение на траекторию инновационного развития, сделать его конкурентоспособным в условиях присоединения России к ВТО и роста импорта зарубежной лесозаготовительной и деревообрабатывающей техники, предопределяет актуальность исследований в этой сфере.
Исследования, выполненные при финансовой поддержке Министерства образования Российской Федерации (государственный контракт № 16.515.11.5052), показали, что, важнейшим направлением реализации поставленных задач может стать создание Регионального центра развития инновационных высокотехнологических кластеров Республики Карелия, обеспечивающего интеграцию потенциала государства, науки и образования, и бизнеса. Такой центр должен содействовать принятию решений и координации проектов, обеспечивающих создание и инновационное развитие эффективно функционирующих региональных кластеров.
Важнейшим направлением работ в этой сфере должно стать лесное машиностроение. Наши исследования [7] показали, что, несмотря на отсутствие результативной концепции в отношении реструктуризации машиностроительных предприятий и непоследовательности власти в этом вопросе, собственники и топ-менеджеры, приспосабливая зарубежный опыт к российским реалиям и используя собственные разработки, нередко реализовывали современные и оригинальные стратегии реструктуризации.
Например, стратегия реструктуризации подсистемы маркетинга, реализуемая в 90-х годах «Онежским тракторным заводом». Уже в 1994 году по инициативе ОАО «ОТЗ» в Республике Карелия была создана лизинговая компания «Онего – Лизинг» для обеспечения лесопромышленного комплекса Северо-Запада Европейской части России продукцией машиностроения на основе долговременной аренды (лизинга). Правительство Республики Карелия выделило лизинговой компании беспроцентную ссуду для обеспечения техникой лесозаготовительных предприятий Республики Карелия из фонда реконструкции и развития и первые десятки единиц техники были отгружены по лизингу на восстановление изношенного парка тракторов карельских леспромхозов.
Пример горизонтальной интеграции – покупка в 2004 г. контрольного пакета акций ОАО «ОТЗ» Концерном «Тракторные заводы», интегрировавшем большинство предприятий бывшего тракторного «главка» Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. Концерн охватил своими подразделениями весь цикл создания и изготовления машиностроительной продукции, включая маркетинг, НИОКР, производство (от заготовительного передела до сборки), сбыт, гарантийное и сервисное обслуживание. ОАО «ОТЗ», интегрировавшись в структуру Концерна, подвергся ускоренной реструктуризации, направленной на дезинтеграцию (ликвидацию) подразделений, являвшихся неконкурентоспособными и дублирующими другие производственные подразделения Концерна, функции ликвидируемых подразделений передавались на другие заводы концерна, способствуя их оптимальной дозагрузке. В результате ОАО «ОТЗ» трансформировался из предметно специализированного комплексного машиностроительного предприятия с замкнутым технологическим циклом в сборочный завод – технологически специализированное на сборочных операциях предприятие.
Пример вертикальной интеграции – вхождение карельского ЗАО «Петрозаводскмаш» в состав структур Госкорпорации «Росатом». Одной из основных задач ОАО «Атомэнергомаш» является демонополизация рынка оборудования для АЭС. При этом Госкорпорация поставила перед ЗАО «Петрозаводскмаш» стратегическую задачу сохранения и вывода на мировой уровень производства оборудования для ЦБП и других отраслей лесного комплекса страны. Со своей стороны, ЗАО «Петрозаводскмаш» заинтересовано в долгосрочных договорах на поставку машиностроительной продукции, в соответствии с которыми можно разрабатывать стратегическую программу модернизации и развития предприятия и осуществлять бизнес-планирование на долгосрочную перспективу, что в условиях высокой неопределенности российской бизнес–среды могут себе позволить очень немногие представители машиностроительной отрасли.
Анализируя интеграционные перспективы регионального машиностроительного комплекса, необходимо отметить, что отдельные карельские машиностроительные предприятия успешно делают шаги на путях участия в международной кооперации, интегрируясь тем самым, в международные экономические отношения. Под воздействием наиболее прогрессивных форм международной специализации и кооперирования, объединяются усилия в международном научно-техническом и производственном сотрудничестве, повышается потенциал регионального машиностроения.
Проект, предусматривающий сборку лесозаготовительной техники из импортных комплектующих, реализован в ООО «Онежский тракторный завод». В 2009 году был собран первый образец отечественного харвестера «ЧЕТРА КХ- 451» на основе технологий и узлов машин производства датской лесомашиностроительной компании Silvatec skovmaskiner A/S, с 2006 года вошедшей в состав концерна «Тракторные заводы». В 2012 году завод планирует завершить освоение серийного производства этих машин и выйти на уровень 35-40 единиц в год.
Анализ причин, сдерживающих участие предприятий лесного машиностроения Карелии в процессе образования кластера представляет особый интерес, поскольку Республика Карелия, географически соседствует с Финляндией, создавшей своего рода «эталон» кластера лесного машиностроения.
Исторически лесопромышленная специализация Карелии предопределила и специализацию машиностроения республики: доля машиностроения для лесной промышленности в 1984 г. превышала 80 % от общего объема валовой продукции машиностроения и металлообработки Карелии. Высокая концентрация в советские времена на территории Республики Карелия лесного машиностроения и лесной науки гармонично вписывалась в лесную специализацию региона. Фактически в регионе был сформирован лесопромышленный кластер, производящий технику для лесозаготовок, деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности.
В результате такой концентрации в дореформенной Карелии разрабатывался и отрабатывался, а после отработки тиражировался на территории СССР комплект техники для лесного комплекса мирового уровня, включая базовые лесозаготовительные тракторы на гусеничной и колесной базе, первый в мире лесозаготовительный трактор с манипулятором, созданные ОТЗ, разработанные КарНИИЛПом сучкорезная машина с непрерывным протаскиванием деревьев ЛП-51 и машины для несплошных рубок леса, не имеющий аналогов комплект техники для осмолозаготовок и др.
Территориальная близость и значительная протяженность границ Республики Карелия и Финляндии, а также их лесная специализация, способствовали развитию конкуренции и кооперации между лесомашиностроительными комплексами этих стран. Благодаря территориальной близости и возможности использования финской лесозаготовительной техники в таможенном режиме временного ввоза Карелия уже в самом начале реформ стала первым российским плацдармом для применения сортиментной технологии лесозаготовок, что послужило мощным толчком к появлению в республике соответствующих российских разработок.
Кроме того, можно привести немало примеров международного сотрудничества двух регионов, в числе которых: установка манипуляторов финской фирмы «Fiskars» на лесозаготовительные тракторы Онежского тракторного завода, тесная международная кооперация ЗАО «Петрозаводскмаш» и мирового лидера в области ЦБП – фирмы «Фойт» (Германия). Активно осуществлялся и трансфер технологий – например, было организовано массовое производство линий для выработки технологической щепы типа УПЩ и др.
Современное состояние экономики Республики Карелия  свидетельствует о наличии важных предпосылок к созданию сильного лесопромышленного кластера с участием в нем предприятий лесного машиностроения. По видам экономической деятельности, относящимся к ЛПК или являющимися родственными по отношению к нему, специализируются сотни компаний Республики Карелия: «Лесное хозяйство и предоставление услуг в этой области» - свыше 700 предприятий, «Обработка древесины и производство изделий из дерева, пробки кроме мебели» – свыше 400 предприятий, «Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона» – свыше 20 предприятий, «Производство мебели» – свыше 100 предприятий.
Можно сделать вывод, что наличие потенциального лесомашиностроительного кластера в Республике Карелия способно привести к становлению и развитию сильного рабочего лесопромышленного кластера. При этом лесомашиностроительный кластер сможет производить импортозамещающую продукцию, не только удовлетворяя потребности в оборудовании региональных лесопромышленных предприятий, но и осуществляя поставки продукции в другие регионы страны и на экспорт.
Предлагаемый вариант кластера ориентирован на инфраструктуру – лесомашиностроительный и научно-образовательный кластеры, при этом предполагается, что лесомашиностроительный кластер будет реализовывать свои функции применительно ко всему лесопромышленному комплексу России, т. е. решая проблемы региона и всего лесопромышленного комплекса России.

Литература:

  • 1.Воронин А. В. Лесопромышленная интеграция: теория и практика / А. В. Воронин, И. Р. Шегельман. – Петрозаводск, Изд-во ПетрГУ, 2009. – 464 c.
    2.Газимагомедов Р. К. Современная региональная промышленная политика: Кластерный подход: автореферат дис. ... докт. экон. наук. – М., 2005, –44 с.
    3.Одлис Д. Б. Анализ состояния лесного машиностроения в дореформенной экономике Карелии и выбор перспективных направлений его развития / Д. Б. Одлис, И. Р. Шегельман // Микроэкономика. – 2012. – № 1. – С. 73-75.
    4.Одлис Д. Б. Предпосылки к формированию в Карелии кластера лесного машиностроения / Д. Б. Одлис, И. Р. Шегельман // Микроэкономика, 2009, №8. С. 253-256.
    5.Шегельман И. Р. К вопросу кластеризации экономики лесопромышленного региона / И. Р. Шегельман, Д. Б. Одлис // Перспективы науки. – 2011. – № 12(27). – С. 261-264.
    6.Карельская АССР: Природа, хозяйство // Карел. филиал АН СССР. – Петрозаводск: Карелия, 1986. – 279 с., с. 158.
    7.Волнухин Н. М. Разукрупнение предприятия путем создания дочерних обществ / Н. М. Волнухин, Д. Б. Одлис, М. В. Кобзев. – Петрозаводск, 1999.