×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Динамическая модель профессиональной специализации студентов

Аннотация

Л.В.Тарасенко, Г.А.Угольницкий, В.К.Дьяченко

Дата поступления статьи: 12.06.2013

Предлагается динамическая кооперативно-игровая модель социально-партнерских отношений в системе высшего профессионального образования. Описываются подходы к идентификации модели и ее исследованию на основе имитационного моделирования и теории кооперативных дифференциальных игр.

Ключевые слова: социальное партнерство, высшее профессиональное образование, дифференциальные кооперативные игры, имитационное моделирование, идентификация

05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ

22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы

Современное российское общество - динамично развивающаяся систе­ма, в которой трансформационные процессы уже давно приобрели перманентный характер. Это привносит неопределен­ность и нестабильность во все сферы жизнедеятельности индивида. Не составляет исключения и сфера профессиональной социализации. Сложившиеся модели социализации, включения молодежи в сферу социально-профессиональных взаимодействий оказываются неэффективными, т.к. данные модели не предполагают активного взаимодействия всех субъектов профессиональной социализации. Анализ мотивации профессионального выбора показывает, что в сознании современных студентов до сих пор не вполне сформированы социальные механизмы ответственного, с ориентацией на рынок труда, выбора профессии [1]. Работодатели очень низко оценивают уровень профессиональных знаний и навыков молодых специалистов; лишь половина (54,6%) считают его хорошим или отличным [2].  При разработке учебных планов и программ вузы крайне редко привлекают работодателей. Мнение самих студентов (даже слушателей системы ДПО) и вовсе не учитывается [1].   Таким образом, очевидно, что взаимодействие основных участников процесса профессиональной социализации, степень их взаимного доверия и удовлетворенности крайне низки.
Решение данной проблемы видится в формировании новой модели профессиональной социализации, основанной на принципах социального партнерства, понимаемого как особый тип совместной деятельности, характеризующийся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и стабильностью отношений» [2].  С целью проверки данной гипотезы воспользуемся методами математического моделирования.
Для формализованного описания и математического исследования социально-партнерских отношений в системе высшего профессионального образования представляется целесообразным использовать апробированные авторами методы моделирования социальных процессов [3-6].
Предлагаемая модель имеет вид
   (1)
 (2)
 (3)
.    (4)
Здесь - множество субъектов управления;
Р – работодатель; В – ВУЗ; С – студент;
- стратегии поведения указанных субъектов;
- области допустимых стратегий поведения;
- функционалы выигрыша субъектов;
- текущие функции выигрыша субъектов;
- терминальные функции выигрыша субъектов, отражающие требования к финальному значению переменной состояния;
- переменная состояния модели (уровень профессиональной подготовки студентов);
функция изменения уровня подготовки в зависимости от действий субъектов;
Т – период рассмотрения;
- множество учреждений высшего профессионального образования, участвующих в опросе;
- конечное множество респондентов – студентов ВУЗов;
- доля годового бюджета , ассигнуемая на участие в профессиональной подготовке студентов (разработка требований к выпускникам ВУЗов, проведение профориентационных мероприятий и т.п.);
- усилия студентов по повышению профессиональной подготовки;
- доля годового бюджета ВУЗа, ассигнуемая на образовательные программы;
    .
Предполагается, чтовозрастает по всем аргументам (усилия субъектов положительно влияют на уровень профессиональной подготовки). Например, в качестве можно выбрать

K – максимально возможное в данных условиях значение уровня профессиональной подготовки;

- относительные веса факторов влияния; - максимальное значение суммарного влияния. Что касается функций выигрыша субъектов, то целесообразно исследовать два варианта их параметризации. Если говорить о реалиях текущего периода времени (первый вариант), то естественно считать, чтоубывает по (экономия личных усилий) и возрастает по остальным аргументам («принцип безбилетника»).
Таким образом, возникает задача согласования частных (экономия усилий) и общего (повышение уровня профессиональной подготовки) интересов в системе социального партнерства. В этом случае в качестве функций выигрыша можно взять
- относительные веса; - технический коэффициент.
Второй вариант параметризации описывает желаемое (идеальное) состояние отношений в системе социального партнерства, когда ее субъекты добровольно и осознанно вкладывают ресурсы в развитие социально-партнерских отношений. В этом случае функции выигрыша субъектов становятся возрастающими по всем аргументам, например,
,
где - относительная значимость факторадля субъекта .
Тогда важнейшей задачей исследования становится сравнение модельных траекторий для двух указанных вариантов, призванное продемонстрировать преимущества более высокого уровня социальной интеграции. Значение может рассчитываться как по модели, так и посредством обработки результатов опросов. Значения также могут выясняться путем опросов или задаваться сценариями компьютерной имитации (тогда данные опросов образуют некие опорные сценарии).
Исследование модели (1)-(4) проводится как методами имитационного моделирования [7], так и методами теории кооперативных дифференциальных игр [8,9]. При этом используются данные социологических исследований [1].

Работа выполнена при финансовой поддержке Южного федерального университета.

Литература:

1. Тарасенко Л.В., Нор-Аревян О.А. Специфика профессиональной социализации современного российского студенчества (на примере вузов Ростовской области). – Азов: ООО «АзовПечать», 2013.
2.Тарасенко Л.В. Моделирование социального партнерства в системе дополнительного профессионального образования [Текст] // Общество: социология, психология, педагогика. 2011. - №4.
3.Сущий С.Я., Угольницкий Г.А., Дьяченко В.К., Сивогривов А.А. Математическая модель кадровой пирамиды бандподполья на Северном Кавказе // Инженерный вестник Дона. 2012. №2. [Электронный журнал]. - № гос. регистрации 0421100096. –http://ivdon.ru/magazine/archive/n2y2012/845.   4.Сущий С.Я., Угольницкий Г.А., Дьяченко В.К., Сивогривов А.А. Сценарное моделирование борьбы с экстремизмом на Северном Кавказе // Инженерный вестник Дона. 2012. №2. [Электронный журнал]. - № гос. регистрации 0421100096. –http://ivdon.ru/magazine/archive/n2y2012/847.
5.Тарасенко Л.В., Угольницкий Г.А., Дьяченко В.К. Теоретико-игровая формализация динамики уровня доверия между субъектами социального партнерства в системе дополнительного профессионального образования // Инженерный вестник Дона. 2013. №1. [Электронный журнал]. - № гос. регистрации 0421100096. – http://ivdon.ru/magazine/archive/n1y2013/1554.
6. Тарасенко Л.В., Угольницкий Г.А., Дьяченко В.К. Модели кооперации в системе социального партнерства // Инженерный вестник Дона. 2013. №1. [Электронный журнал]. - № гос. регистрации 0421100096. – http://ivdon.ru/magazine/archive/n1y2013/1555.
7.Лоу А.М. Имитационное моделирование [Текст]: Монография / А.М.Лоу, Д.В.Кельтон. - СПб.: Питер, 2004. - 847 с.
8.Петросян Л.А. Теория игр [Текст]: Учебник / Л.А.Петросян, Н.А.Зенкевич, Е.В.Шевкопляс. - СПб.: БХВ-Петербург, 2012. - 432 с.
9. Dockner E., Jorgensen S., Long N.V., Sorger G.Differential Games in Economics and Management Science. – Cambridge University Press, 2000.
10. Petrosjan L.A., Zaccour G. Time-consistent Shapley value allocation of pollution lost reduction [Text] // Journal of Economic Dynamics and Control. - 2003. - Vol.27. - P.381-398.