×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon@ivdon.ru

Направление развития рынка образовательных услуг в регионе

Аннотация

К.А. Акопян

Современная сфера образовательных услуг в России сложилась за достаточно короткий промежуток времени и рыночные отношения в образовании активно приобретают цивилизованные формы. Предложение образовательных услуг за последние годы стремительно растет, иногда превышая спрос, обуславливая особое отношение к студенту как основному их потребителю. В условиях борьбы за студента (клиента) конкурентные отношения все в большей степени начинают охватывать всю сферу образовательных услуг, соответственно, вузы пытаются занять прочное место в образовательном бизнесе.
Ключевые слова: сфера услуг; образовательные услуги; тенденции развития.

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

Современная сфера образовательных услуг в России сложилась за достаточно короткий промежуток времени и рыночные отношения в образовании активно приобретают цивилизованные формы. Предложение образовательных услуг за последние годы стремительно растет, иногда превышая спрос, обуславливая особое отношение к студенту как основному их потребителю. В условиях борьбы за студента (клиента) конкурентные отношения все в большей степени начинают охватывать всю сферу образовательных услуг, соответственно, вузы пытаются занять прочное место в образовательном бизнесе.
Сфера образования рассматривается как наиболее важный фактор в экономическом и социальном развитии. Человек, его знания и навыки,  способность принимать нестандартные решения в быстро меняющихся экономических условиях, становятся главной ценностью общества. И именно сфера образовательных услуг способна стать своего рода рычагом, способным подтолкнуть экономику к качественно новому витку развития.
В сфере образовательных услуг возникает настоятельная потребность в определении инновационных направлений, обеспечивающих ее дальнейшее эффективное функционирование и развитие. Учреждениям сферы образования необходимо определить условия, удовлетворяющие потребителей образовательных услуг, осуществлять маркетинговые мероприятия, сформировать конкурентную стратегию, повышать качество предоставляемых образовательных услуг, что требует организации постоянного мониторинга внешней и внутренней среды. Эта работа может быть реализована на базе использования рыночных инструментов, которые способны оперативно и функционально обеспечить в перспективе конкурентоспособность и качество образовательной системы.
Сфера образования существенно пересекается в информационном обществе с экономической сферой жизни общества. Образовательная деятельность становится важной компонентой экономического развития, при этом меняется структура взаимоотношений и с другими сферами деятельности. Так, в политической, социальной, духовной сферах общественной жизни происходит постоянное обновление знаний, получение новой информации из постоянно растущих количественно и качественно источников и ее осмысление [1, с. 17].
По нашему мнению, образовательные услуги представляют собой составляющую сферы услуг, предоставляемых государством населению. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 (в редакции от 25 декабря 2008 г.) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»: «…Под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами» [2].
С точки зрения теории общественных благ,  образование можно отнести к так называемым социально значимым благам. В результате образовательные услуги могут предоставляться не только государственными и муниципальными, но и частными организациями, а роль органов государственной власти и местного самоуправления состоит в создании правовых и институциональных условий и в организации предоставления подобных услуг [3, с. 187-189].
Так, с точки зрения целого общества, образование можно рассматривать в качестве потребительского блага для отдельного человека, признающего его «инвестицией в себя». Поэтому данный подход сопровождается выбором определенного учебного заведения с возможностью дальнейшего трудоустройства, способного принести доход с целью окупаемости затрат на образование. Однако отдельные группы людей не относятся к образованию с позиции получения в будущем материальной выгоды, оно для них и так является ценностью [3, с. 195].
На практике основным направлением деятельности высшего учебного заведения является предоставление образовательных услуг, однако нет четкого определения, в какой конкретной форме существует услуга, что понимать под товаром или продуктом вуза. Так, А.О. Ченцов предлагает следующее определение: «Образовательные услуги создаются в процессе научно-педагогического труда, являющегося, в свою очередь, разновидностью научного труда. Результат научно-педагогического труда может быть назван образовательным продуктом. Образовательный продукт – это часть интеллектуального продукта, адаптированная к соответствующему сегменту образовательных услуг» [4, с. 120-123]. Следовательно, образовательная услуга является результатом научно-педагогического труда, созданная с целью удовлетворения потребностей потребителя.
Согласно мнению М.А. Лукашенко, под конечным образовательным продуктом понимается образованность индивида, а промежуточный образовательный продукт рассматривается как результат промежуточных этапов образовательного производства, выраженный в образовательных товарах и услугах [5, с. 11].
Исследователи по-разному трактуют данное понятие. Так, А.М. Стрижов под образовательной услугой понимает «целенаправленную деятельность, характеризуемую взаимодействием участников образовательного процесса и направленную на удовлетворение образовательных потребностей личности» [6, с. 48]. При этом Р. Джапарова под образовательной услугой подразумевает «деятельностную передачу системных знаний и привитие проверенных опытом практических навыков к определенному виду занятия путем непосредственной коммуникации с обучаемым» [7, с. 55]. Таким образом, образовательная услуга – система взаимоотношений между производителем и потребителем по оказанию и приобретению данного блага.
Существует еще одна точка зрения, рассматривающая образовательную услугу как процесс передачи определенной информации для усвоения, с целью получения определенного результата. Так, Е.Д. Липкина дает следующее определение образовательной услуги: «совокупность знаний, умений, навыков и определенного объема информации, использующиеся для удовлетворения специфической потребности человека и общества в интеллектуальном развитии и приобретении профессиональных умений и навыков» [8, с. 10].  С.А. Зайчикова разделяет данную точку зрения и под образовательной услугой подразумевает «систему знаний, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения потребностей индивида, общества и государства и направлены на приращение человеческого капитала» [9, с. 12].
Согласно мнению Н.Н. Терещенко, образовательная услуга определяется как «целый комплекс действий: воспитательного и обучающего характера, направленный на удовлетворение потребностей индивида, в результате осуществления которого происходит совершенствование имеющихся и приобретенных навыков» [10, с. 21]. Интересное определение дает В.Н. Зотов: «образовательная услуга – это объем учебной и научной информации, передаваемой гражданину в виде суммы знаний общественного и специального характера, а также практических навыков, передаваемых гражданину по определенной программе» [11, с. 13].
Некоторые авторы рассматривают образовательную услугу как деятельность образовательного учреждения, направленную на развитие интеллектуальных способностей человека, формирование профессиональных качеств реализуемых в дальнейшем в процессе трудовой деятельности. Так, Т.А. Сон утверждает, что «… образовательная услуга есть результат учебной, управленческой и финансово-хозяйственной деятельности учебного заведения, направленной на удовлетворение производственного спроса на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочей силы спроса индивидов на получение профессии или квалификации, переквалификации …» [12].
И.Б. Романова под образовательной услугой понимает «трудовую деятельность экономической единицы, направленную на удовлетворение потребности некоторого субъекта в образовании (т.е. в приобретении систематизированных знаний, умений и навыков), осуществляемую с предварительного согласия данного субъекта» [13, с. 28].
Таким образом, учитывая специфические черты и особенности образовательных услуг, можно дать следующее определение: образовательная услуга – это комплексный процесс, направленный на передачу знаний, умений и навыков общеобразовательного, профессионального характера потребителю, с целью удовлетворения и развития личных, групповых и общественных потребностей.
Представляется, что для того, чтобы определить, что представляет собой образовательная услуга, необходимо изначально определить понятие «услуги» как таковой. Выделим наиболее характерные трактовки [15, с. 34]:
- услуги направлены непосредственно на потребителя;
- услуги представляют собой виды деятельности, не создающие новых товаров, а лишь изменяющие их качество;
- услуги - это конкретные виды благ, получаемые в процессе выполнения определенных действий или определенной деятельности.
- услуги рассматриваются в качестве товаров, производимых, передаваемых и потребляемых одновременно и характеризующихся неосязаемостью, несохраняемостью, непостоянством качества и неотделимостью от источника.
В настоящее время нет единого трактования определения и понятия образовательной услуги. Обобщенное мнение сводится к следующей формулировке: образовательная услуга представляет собой экономическое благо в виде духовного продукта, который способен удовлетворить человеческую потребность в приобретении знаний, умений и навыков [16-18].
Согласно выдвинутым предположениям А. Панкрухина, выделены следующие особенности образовательных услуг [17, с. 26]:
- неосязаемость образовательных услуг длится до момента их приобретения в качестве полученного диплома или свидетельства, подтверждающих прохождение определенных учебных программ;
- невозможность отделить услугу от субъектов (конкретных работников), оказывающих их, проявляется в умении работников сферы образовательных услуг находить общие интересы с потребителями;
- изменение качества образовательных услуг зависит от первых двух характеристик, а также от невозможности определения четких стандартов в связи с постоянно меняющимися информационными процессами в общественной деятельности;
- несохраняемость образовательных услуг проявляется в невозможности их складирования и в процессе развития общества происходит забывание полученных ранее знаний.
Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются на рынке потенциальных покупателей и продавцов товара. Рынок образовательных услуг выступает как рынок взаимодействия спроса на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций, государства) и их предложения различными образовательными учреждениями. При этом не следует забывать о существовании посредников в виде служб занятости, бирж труда, органов регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, образовательных фондов, ассоциаций образовательных учреждений и предприятий, специализированных образовательных центров и др. [17].
Таким образом, современный рынок образовательных услуг в России сложился за достаточно короткий промежуток времени и рыночные отношения в образовании только начинают приобретать цивилизованные формы. Так, предложение образовательных услуг за последние годы стремительно растет, иногда превышая спрос. Поэтому в последнее время складывается особое отношение к студенту как основному потребителю образовательных услуг. В условиях борьбы за студента (клиента) конкурентные отношения все в большей степени начинают охватывать рынок образовательных услуг, соответственно, вузы пытаются занять свое место в образовательном бизнесе.

Литература:

1. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / А. Н. Тихонов, А. Е. Абрамешин, Т. П. Воронина, А. Д. Иванников, О. П. Молчанова; Под ред. А. Н. Тихонова. – М.: Вита-Пресс, 1998. – 256 с.
2. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004г. № 314 (в редакции от 25 декабря 2008г.) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»// Cобрание законодательства Российской Федерации. 15.03.2004. № 11. Ст. 945; 24.05.2004. № 20. Ст. 2023.
3. Железов Б.В., Кудюкин П.М., Шувалова О.Р. Эффективность системы образования: взгляд потребителя образовательных услуг// Вопросы образования. - 2009. - №2. - C. 187-210.
4. Ченцов  А. О бизнесе образовательных услуг // Высшее образование в России. – 1999. - № 2 – C. 120-123.
5. Лукашенко М.А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления. – М.: Маркет ДС, 2003. – 356 с.
6. Стрижов А.М. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений. // Стандарты и мониторинг в образовании. – 1999. - №3. – С. 47-50.
7. Джапарова Р. Маркетинг услуг профессионального образования// Маркетинг. – 2005. – № 4. – С. 55-65.
8. Липкина Е.Д. Конкурентоспособность вузов на современном рынке образовательных услуг: Монография. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. – 136 с.
9. Зайчикова С.А., Маяцкая И.Н. Стратегия маркетинга высшего учебного заведения в системе открытого образования: Монография. – М.: Изд-во РГСУ, 2006. – 115 с.
10. Терещенко Н.Н. Исследование рынка образовательных услуг высшей школы: Монография. – Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2005. – 267 с.
11. Зотов В.Н. Разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности вузов на рынке образовательных услуг и научно-технической продукции: Автореф. на соиск. уч. ст. канд. экон. наук. – М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 1997. – 21 с.
12. Сон Т.А. Формирование рынка образовательных услуг// www.marketing.spb.ru.
13. Романова И.Б. Управление конкурентоспособностью высшего учебного заведения. – Ульяновск: Средневолжский научный центр, 2005. – 140 с.
14. Половова Т.А., Баталова О.С. Образовательная услуга как ключевой момент рынка образования/ http://www.nsuem.ru/science/publications/ science_notes/2009_2/article.php?ELEMENT_ID=819
15. Бурменко Т. Сфера услуг. Экономика.- М.: Кнорус, 2008.- 328с.
16. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1990. – 736 с.
17. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. М.:  Интерпракс, 1995. - 240с.

Literature:

1. Management of modern education: social and economic aspects/ A.N.Tikhonov, A.E. Abrameshin, T.P. Voronina, A.D. Ivannikov, O. Molchanov, A.E.Tikhonov.– M.: Vita-Press, 1998. – 256p.
2. Presidential Decree of March 9, 2004. № 314 (amended on 25 December 2008.) "On the system and structure of federal bodies of executive power" // Assembly of the scientific laws of the Russian Federation. 15/03/2004. № 11. Art. 945, 24.05.2004. № 20. Art. 2023.
3. Zhelezov B.V., Kudyukin P.M., Shuvalov O.R. The effectiveness of the education system: a view consumer of educational services / Education Matters. - 2009. - № 2. - P. 187-210.
4. Chentsov A. On the business of educational services // Higher education in Russia. - 1999. - № 2 - P. 120-123.
5. Lukashenko M.A. Institution of higher education in the educational market: current management problems. - M.: Market DS, 2003. – 356p.
6. Strizhov A.M. The concept of quality of educational services in market conditions// Standards and Monitoring in Education. - 1999. - № 3. - P. 47-50.
7. Dzhaparov R. Marketing Services Professional Education / Marketing. - 2005. - № 4. - P. 55-65.
8. Lipkin E.D. Competitiveness of universities in today's market of educational services: Monograph. - Omsk: Izd. OSPU, 2006. – 136p.
9. Zaichikov S.A., Mayatsky I.N. Marketing strategy of higher education institution in the system of open education: monograph. – M.: Izd. RSCU, 2006. – 115p.
10. Tereshchenko N.N. Investigation of the education market of higher education: monograph. - Krasnoyarsk: Krasnoyarsk. state. Univ, 2005. – 267p.
11. Zotov V.N. Develop a strategy and tactics of marketing activities of universities in the education market and scientific and technological products: Abstract. on soisk. uch. Art. Cand. Econ. Science. - M.: CEA them. GV Plekhanov, 1997. – 21p.
12. Sleep T.A. Formation of the education market // www.marketing.spb.ru.
13. Romanova I.B. Management of competitiveness of higher education.- Ulyanovsk: Srednevolzhskiy Research Center, 2005. – 140p.
14. Polovova T., Batalov O.S. Educational service as the key education market / http://www.nsuem.ru/science/publications/science_notes/2009_2/article.php? ELEMENT_ID = 819
15. Burmenko T. Human Services. Economy.- M.: KNORUS, 2008.- 328p.
16. Kotler F. Principles of Marketing.- M.: Progress, 1990.– 736p.
17. Pankrukhin A.P. Marketing of educational services in higher and further education. M.: Interpraks, 1995. - 240 p.