×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Система эколого-экономического управления как инструмент формирования качественных услуг на железнодорожном транспорте

Аннотация

Н.Ю. Горлова

В статье рассмотрена система эколого-экономического управления как инструмента формирования качественных услуг на железнодорожном транспорте.
Ключевые слова: эколого-экономическое управление, качество услуг, железнодорожный транспорт, окружающая среда.

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

Вопросам экологической безопасности уделяется пристальное внимание, как в повседневной практике перевозочного процесса, так и при перспективном планировании природоохранных и ресурсосберегающих мероприятий.
Во многом это обусловлено тем, что техногенные катастрофы и аварии, природные катаклизмы стали постоянным явлением в начале ХХI веке. Развитие по агрессивной парадигме, характерной для общества потребления, несет в себе множество опасностей. Парадокс модернизации техносферы заключается в ее «риск-симметрии» [1]. В этих условиях на первый план выходит проблема безопасного существования и развития на основе парадигмы эколого-экономического устойчивого и безопасного развития.
Категория «экологическая безопасность» трактуется Федеральным законом «Об охране окружающей среды» как «состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий». Вопросам обеспечения экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения посвящена статья 22 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».
В то же время, экологическая безопасность подразумевает не только отсутствие отрицательного воздействия деятельности экономических субъектов на окружающую среду, но и защищенность данных субъектов от ее негативных факторов. Так, по мнению И. В. Косяковой, экологическая безопасность экономического субъекта представляет собой защищенность его интересов от отрицательного воздействия окружающей среды в рамках локальной экосистемы [2].
Под обеспечением экологической безопасности понимается полное выполнение требований действующего национального и международного законодательства в области охраны окружающей среды и экологической безопасности на всех стадиях жизненного цикла объектов. Обеспечение экологической безопасности подразумевает проведение следующих мероприятий: государственной экологической экспертизы проектов создания новых предприятий, объектов, видов деятельности; экологического мониторинга и оценки уровня воздействия на окружающую среду на территориях, подверженных воздействию объекта; государственного и производственного экологического контроля за соблюдением требований природоохранного законодательства; мероприятий по ликвидации негативного воздействия на окружающую среду в результате деятельности объекта. Задача решения выявленных проблем может быть решена ОАО «РЖД» только путем системного подхода к оптимизации всех аспектов и функциональных направлений деятельности на основе построения современной системы экологического менеджмента.
В соответствие со стандартом ИСО 14001 система экологического менеджмента – часть общей системы менеджмента, включающая организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, практическую работу, а также процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов реализации и совершенствования экологической политики, ее целей и задач.
По характеру взаимосвязей с внешним окружением (например, со всеми заинтересованными в экологических аспектах деятельности предприятия лицами и сторонами) система экологического менеджмента обладает большей степенью открытости систем, чем традиционная система экологического управления. Для СЭМ характерна обратная связь, практически отсутствующая в обычном экологическом управлении.
Система экологического менеджмента определяет долгосрочные цели организации и обеспечивает их реализацию посредством применения продуманной системы мер и инструментов, которые прямо или косвенно относятся к взаимоотношениям с окружающей природной средой [3].
Cистема экологического менеджмента дает организации возможность структурировать, связать воедино процессы, направленные на достижение последовательного улучшения состояния окружающей среды. Концепция экологического менеджмента включает в себя: обоснование возможности и необходимости управления экологическими процессами; определение сферы и объекта управления в экологическом менеджменте; формулирование и реализация цели экологического менеджмента; соответствие масштаба проблемы и масштаба управления; функциональное содержание экологического менеджмента; принципы экологического менеджмента; методология и роль науки в экологическом менеджменте; организация экологического менеджмента; системы, механизмы и технологии управления в концепции экологического менеджмента. Механизм реализации данной концепции иллюстрирует рисунок 1.



Рис. 1. Система экологического менеджмента
Особенностью создания СЭМ на основе стандартов серии ИСО 14000 является существенное развитие, углубление и расширение ряда функций и соответствующей деятельности, которые в традиционном экологическом управлении реализуются поверхностно и формально. С развитием экологического менеджмента значительно расширяются и видоизменяются традиционные функции экологического управления. Так, функция анализа и оценки результатов экологической деятельности начинает определять задачи аудирования системы экологического менеджмента, отсутствующие в традиционном управлении.
Основные принципы внедрения СЭМ, определяемые стандартом ИСО 14001, состоят в следующем: [4] установление того, что управление качеством окружающей среды находится среди высших приоритетов организации; установление и поддержание связей с внутренними и внешними заинтересованными сторонами; идентификация требований со стороны действующих норма правовых актов к экологическим аспектам деятельности организации, использования продукции или оказания услуг; реализация согласия между управляющим персоналом и работниками организации по проблемам охраны окружающей среды с ясным пониманием экономической и другой ответственности; включение процедур планирования и учета экологических аспектов в жизненный цикл продукции или услуг; оценка параметров производственных процессов, необходимых для достижения требуемого уровня характеристик экологичности; выделение соответствующих и достаточных (материальных, финансовых, кадровых) ресурсов; оценка характеристик экологичности, их соответствия эколoгической политике организации, ее целям и задачам; оценка процессов экологического управления посредством проверок и идентификации возможности улучшения системы экологического управления; поддержка деятельности субподрядчиков по созданию и развитию их собственных систем экологического управления.
Внедрение системы экологического менеджмента в компании может быть осуществлено в соответствии с одним из следующих вариантов: [5] создание аддитивных моделей интегрированных систем, когда к системе качества, исполняющей роль базовой системы, добавляется система экологического менеджмента; создание одновременно интегрируемых моделей, когда требования всех систем менеджмента объединяются в единый комплекс одновременно.
Несмотря на организационные и экономические преимущества второго варианта создания интегрированной системы, он встречается крайне редко, что обусловлено сложностью работ и необходимостью наличия персонала высокой квалификации. Исходя из практики, более приемлемой является аддитивная модель интегрирования систем менеджмента, хотя она требует больше времени на внедрение.
Функциональная стратегия управления качеством в ОАО «РЖД» была разработана в целях детализации и развития стратегической программы развития ОАО «РЖД» в области управления качеством. Целью разработки стратегии явилось формирование принципов и направлений достижения целевого состояния в области качества услуг и внутренних процессов ОАО «РЖД», а также оценка направлений совершенствования системы управления качеством на перспективу до 2015 года.
Роль и место стратегии в системе стратегического управления ОАО «РЖД» определяются ее взаимосвязью с другими функциональными стратегиями.
Взаимосвязи функциональной стратегии управления качеством с Экологической стратегией ОАО «РЖД» не наблюдается, что особо актуализирует проблему интеграции системы менеджмента качества и системы экологического менеджмента компании.
Приступая к интеграции системы менеджмента качества ОАО «РЖД» с требованиями ИСО 14001, в первую очередь, необходимо определить экологические аспекты, адаптировать политику в сфере качества и экологического менеджмента в единый документ, детализировать готовность к аварийным ситуациям и реагирования на них, отработать систему обращения с отходами. То есть, в результате потребуется разработка отдельных 5-7 специальных процедур и внесение незначительных корректив в общесистемные документированные процедуры (анализ со стороны руководства, корректирующие и предупреждающие действия).


Литература:

1. Россия: риски и опасности «переходного» общества. - М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. – С. 53.
2. Косякова И. В. Моделирование экологически безопасной производственно-хозяйственной деятельности предприятия. - Самара: Изд-во СГТУ, 2004. – С. 28.
3. Епископосян В. Э., Панкина Г. В. Обеспечение экологической безопасности на основе использования рисковых ландшафтов. – М.: АСМС, 2008. – С. 142.
4. Эколого-экономическое управление и планирование на предприятии // Правила игры. – 2003, № 5. – С. 37.
5. Александров А. В., Люлина Н. В., Барабанова В. Д. Построение интегрированных систем менеджмента фармпредприятия // Ремедиум. – 2008, № 1. – С. 53.