×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Актуальные задачи современного этапа развития природопользования и технологического нормирования в сфере тепловой энергетики

Аннотация

С.Н. Федорова

Приводятся результаты исследования эколого-экономических проблем развития тепловой энергетики в современных условиях. Рассматриваются вопросы организационных и технологических мероприятий развития тепловой энергетики на современном этапе.
Ключевые слова: финансирование; экономическое стимулирование производственной деятельности; факторы риска; экология.

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

Концепция устойчивого развития предполагает определенные ограничения в области эксплуатации природных ресурсов, но эти ограничения не абсолютны, а относительны и связаны с современным уровнем технологий, социальной организацией, а также со способностью биосферы справляться с последствиями человеческой деятельности. Переход к устойчивому развитию требует усиления экологических приоритетов в государственной политике, эколого-сбалансированной реструктуризации экономики, преодоления сырьевой ориентации экономики России, поддержки инновационных преобразований.
Необходимость учета экологических требований при принятии решений о социально-экономическом развитии вытекает из ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002. К основным принципам охраны окружающей среды Закон относит научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды [1]. Экологические требования в Российской Федерации обозначены в федеральном законе «Об экологической экспертизе» и сводятся к необходимости проведения государственной экологической экспертизы при строительстве объектов электроэнергетики. Фундаментальной задачей управления объектами тепловой энергетики на современном этапе является внедрение в механизм принятия управленческих решений научных представлений, нацеленных на обеспечение экологической безопасности.
В основу механизма принятия управленческого решения должны быть положены принципы геоэкоситуационной специфики территории, взаимосвязанности и взаимозависимости элементов триады - «природа, общество, экономика», позволяющие соотносить в каждом конкретном случае экологические факторы воздействия на окружающую среду с потенциальными социальными и экономическими последствиями намечаемой деятельности. Такой подход, на наш взгляд, обеспечит комплексность и объективность принимаемых управленческих решений. Структура эколого-экономического механизма развития тепловой энергетики является двухуровневой. При этом, на верхнем уро­вне находится орган государственной власти. Нижний уровень этой системы занимают энергетические объекты, деятельность которых несет в себе потенциальную угрозу экологической безопасности.
Управляющие органы заинтересованы как в экономических достижениях энергетических предприятий, так и в обеспечении требуемого уровня безопасности (или минимизации до требуемых границ уровня риска). Их возможности за­ключаются в установлении условий деятельности предприятий. На качественном уровне задача управляющих органов заключается в выборе та­ких условий деятельности предприятий, которые побуждали бы последних выбирать действия, приводящие к наиболее выгодным для управляющих органов результатам. С точки зрения задач управления, специфика реализации эколого-экономического механизма функционирования предприятий тепловой энергетики заключается в следующем: результаты деятельности управляемых субъектов многоаспектны, т. к. имеются, как минимум, две составляющих результатов - экономическая и экологическая; интересы различных управляющих органов могут не только не совпадать с интересами предприятий, но и противоречить друг другу; затраты на регулярное получение достоверной и полной информации достаточно велики; существенными, а во многом и решающими, являются институциональные ограничения (нормативно-правовая база) деятельности предприятий и их взаимодействия с управляющими органами.
Анализ отечественного и зарубежного опыта в области разработки и применения организационных и экономических механизмов управления эколого-экономическими системами показывает, что существует достаточно большое число механизмов, направленных на снижение уровня неблагоприятного воздействия на природную среду [2].
Все эти механизмы можно разделить на несколько групп. Каждая группа включает в себя механизмы, имеющие общие принципиальные особенности и отличающиеся друг от друга лишь некоторы­ми модификациями. Дадим краткую характеристику основных классов механизмов. Механизмы экономической ответственности включают систему стандартов (норм, нормативов, квот), отклонение от которых ведет к определенным экономическим санкциям (от штрафов до остановки производства, запрещения строительства и др.). Соответствующие стандарты касаются, в первую очередь, применяемых технологий производства (или строительства), организационно-технических мер по обеспечению безопасности производства, ограничений на предельно допустимые концентрации, выбросы или сбросы. К этой же группе механизмов целесообразно отнести механизмы экспертизы (проектов, предприятий), в которых оценка уровня безопасности (риска) производится экспертной комиссией, и экономическая ответственность определяется в зависимости от результатов экспертизы.
Важный класс составляют механизмы возмещения ущерба, в которых экономическая ответственность прямо связана с величиной ущерба от возникновения чрезвычайной ситуации. К механизмам экономической ответственности относятся механизмы штрафов, механизмы платы за риск и механизмы аудита.
Механизмы стимулирования снижения уровня риска включают льготное налогообложение, а также льготное кредитование мероприятий по повышению уровня безопасности (снижения риска) [3]. К ним  относятся механизмы финансирования снижения уровня риска, механизмы компенсации затрат на снижение уровня риска, механизмы снижения ожидаемого ущерба, механизмы экономической мотивации и отчасти механизмы согласования интересов органов управления.
К механизмам резервирования на случай чрезвычайных ситуаций относятся механизмы образования резервов трудовых ресурсов (пожарные, спасатели и др.) и материальных ресурсов (запасы продовольствия, сырья, медикаментов, транспорт и др.). Они направлены на создание условий для скорейшей ликвидации чрезвычайной ситуации и уменьшения потерь от нее [4].  
Фундаментальной задачей управления объектами тепловой энергетики на современном этапе является внедрение в механизм принятия управленческих решений научных представлений, нацеленных на обеспечение экологической безопасности. Актуальной задачей современного этапа развития природопользования и технологического нормирования в сфере тепловой энергетики является разработка критериев отнесения технологий к категории «наилучших доступных технологий», обоснование выбора и норм использования  таких технологий. Рассмотрим подробнее практику «наилучшая доступная технология» в том виде, как она применима в странах Европейского союза (ЕС).
В праве Европейского союза термин «наилучшая доступная технология» (best available techniques - ВАТ) в настоящее время используется в Директиве Совета Европейского союза 96/61/ЕС от 24 сентября 1996 г. о комплексном предотвращении и контроле загрязнений (Integrated pollution prevention and control - IPPC) (далее - Директива).
В развитие Директивы в ЕС были разработаны и утверждены отраслевые справочники наилучших существующих технологий (Best Avaliable Techniques REFerences – BREF).
Целью Директивы является обеспечение комплексного подхода к контролю за загрязнением, который состоит в предотвращении выбросов в атмосферу, водную среду или почву там, где это практически возможно, с учетом реутилизации отходов, а там, где это невозможно, - в сокращении таких выбросов для обеспечения высокого уровня охраны окружающей среды в целом. Директива устанавливает общие принципы комплексного предотвращения и контроля загрязнения; она определяет меры, необходимые для его осуществления.
В п. 17 Директивы говорится, что «предельные величины и параметры выбросов или соответствующие им меры технического характера должны определяться на основе наилучших существующих технологий, без предписания использовать одну определенную технологию или метод и с учетом технических характеристик соответствующего объекта, его географического расположения и местных условий окружающей среды; во всех случаях условиями выдачи разрешения будут установлены требования по сокращению загрязнений, распространяющихся на большие территории, и трансграничных загрязнений и обеспечению высокого уровня охраны окружающей среды в целом».
Согласно ст. 2 Директивы под «наилучшими доступными технологиями» понимается наиболее эффективная и передовая стадия в развитии производственной деятельности и методах эксплуатации объектов, которые указывают на практическую пригодность определенных технологий для создания основы для определения предельных величин выбросов, предназначенных для предотвращения или, если оно практически невозможно, сокращения выбросов и воздействия на окружающую среду в целом. Понятие «технологии» включают в себя как используемые технологии, так и способ, которым объект спроектирован, построен, обслуживается, эксплуатируется и выводится из эксплуатации. Под доступными технологиями понимаются технологии, уровень развития которых делает возможным их внедрение в соответствующей отрасли промышленности с учетом экономической и технической целесообразности, а также затрат и выгод, независимо от того, используются и реализуются ли они внутри данного государства-члена, и если они могут обоснованно считаться приемлемыми и доступными для оператора. Под наилучшими технологиями понимаются технологии, наиболее эффективные в отношении обеспечения общего высокого уровня охраны окружающей среды в целом.
При определении наилучших доступных технологий особое внимание следует уделять соображениям, о которых говорится в приложении IV Директивы, с учетом возможных затрат и выгод, а также принципов предосторожности и предотвращения. А именно «использование малоотходной технологии; использование менее вредных веществ; стимулирование регенерации и рециркуляции веществ, производимых и используемых при данном технологическом процессе, и отходов, где это возможно; наличие сравнимых технологических процессов, производственного оборудования или методов эксплуатации, которые были с успехом апробированы на промышленном уровне; технический прогресс и развитие научных знаний и концепций; характер, воздействие и объем выбросов; дата ввода в действие новых или существующих объектов; период времени, необходимый для внедрения наилучших существующих технологий; потребление и характер сырья (включая воду), используемого в технологическом процессе, и эффективность энергопотребления; необходимость предотвращения или сведения к минимуму общего воздействия выбросов на окружающую среду и опасностей, которым она подвергается; необходимость предотвращения аварий и сведения к минимуму их последствий для окружающей среды».
Для помощи лицензирующим органам и компаниям в определении наилучших доступных технологий Комиссия организует обмен информацией между государствами-членами и соответствующими отраслями промышленности и экологическими организациями о лучших из имеющихся технологий, применяемых при их использовании методах контроля за выбросами, а также их развитии. Результаты обмена информацией публикуются Комиссией один раз в три года. В результате такого обмена информацией Комиссией принимаются и публикуются Справочные документы по наилучшим существующим Технологиям (ВАТ Reference Documents (BREFs)). В настоящее время Европейской комиссией справочные документы по наилучшим доступным технологиям утверждены для 18 отраслей промышленности. Например, производство систем охлаждения, стекольная промышленность, черная и цветная металлургия, кузнечное производство, обработка металлов и пластмасс, производство цемента и извести, сжигание отходов, мясомолочная промышленность, крупные энергетические установки и другие.
Уполномоченные государственные органы стран - членов ЕС при выдаче предприятиям разрешений на производственную деятельность, в которых указываются величины предельно допустимых выбросов вредных веществ (ПДВ), производимых данным предприятием в различные компоненты окружающей среды, при установлении величины этих ПДВ должны основываться на наилучших доступных технологиях в данной отрасли. Это напрямую стимулирует к использованию наилучших доступных технологий: обязанность применения наилучших доступных технологий мотивирует предприятия к получению разрешений с наиболее строгими показателями вредных веществ, поскольку это приводит к наибольшей экономической выгоде. Таким образом, в Западной Европе «экологически чистые технологии», называемые «наилучшие доступные технологии» эффективно внедряются во всех отраслях промышленности уже более 10 лет.
В связи с вышеизложенным проведена оценка соответствия проектных решений по строительству парогазовой установки ПГУ-410 в составе Краснодарской ТЭЦ рекомендациям по наилучшим доступным технологиям, принятым в странах Европейского союза.
Директива Совета Европы № 96/61/EC от 24.09.1996 г. по комплексному предотвращению и контролю загрязнения (Council Directive 96/61/EC of 24 September 1996 concerning integrated pollution prevention and control, кодифицированная редакция № 2008/1/ЕС от 15.01.2008 г.) регулирует деятельность существующих и новых промышленных предприятий в части предотвращения и сокращения их воздействия на атмосферный воздух, воду и почву, что обеспечивает комплексный подход к экологическим аспектам деятельности данных предприятий.
К производственной деятельности Краснодарской ТЭЦ потенциально применимы нормы, изложенные в следующих документах BREF:
1. Документ BREF по применению НДТ для крупных энергетических установок, работающих на газе (BREF on BAT for Large Combustion Plants) (2006);
2. Документ BREF по применению НДТ для систем промышленного охлаждения (BREF on the application of BAT to Industrial Cooling Systems) (2001).
Документ BREF по применению НДТ для крупных энергетических установок, работающих на газе, предусматривает повышение КПД посредством более эффективного использования топлива является основной рекомендуемой НДТ для сокращения выбросов парниковых газов от газотурбинных установок. Наиболее выигрышным способом повышения КПД энергоустановки считается применение комбинированного парогазового цикла. Таким образом, планируемая парогазовая установка соответствует рекомендуемым НДТ в части повышения КПД.
Рекомендуемый КПД выработки электроэнергии для парогазовых турбин – 54-58%. Планируемая к монтажу на Краснодарской ТЭЦ установка будет обеспечивать КПД выработки электроэнергии на уровне 57%.
Современный уровень выбросов от действующих в настоящее время на Краснодарской ТЭЦ установок соответствует действующим российским нормативам.
Таким образом, выбросы оксида углерода (СО) и оксидов азота (NOx) от ПГУ-410 будут соответствовать как допустимым российским, так и рекомендуемым для Западной Европы уровням.
Основными НДТ по предупреждению и контролю загрязнения ливневых стоков являются осаждение или химическая очистка и повторное использование очищенных стоков. Для очистки сточных вод от помывки котлов и турбин рекомендуемой НДТ является нейтрализация и применение системы замкнутого оборота, а также, если технически возможно, внедрение сухой чистки котлов и турбин. Повторное использование условно чистых вод по климатическим характеристикам региона возможно на Краснодарской ТЭЦ только в холодный сезон года. Нефтезагрязненные промстоки сбрасываются с промплощадки Краснодарской ТЭЦ только после очистки до установленного надзорными органами уровня. Повторное использование очищенных промстоков или ливневых вод не проводится и не намечается. Рекомендуемой НДТ для остатков продуктов горения является утилизация или повторное использование данного вида отходов вместо захоронения на полигоне.
На Краснодарской ТЭЦ на захоронение направляются только те виды отходов, по которым в регионе отсутствуют технические мощности для их переработки и повторного использования.
Документ BREF по применению НДТ для систем промышленного охлаждения (BREF on the application of BAT to Industrial Cooling Systems) (2001) регламентирует термальные сбросы. При термальных сбросах в реку рециркуляция сбрасываемой нагретой воды в самой реке не рекомендуется. Водозаборные и выпускные сооружения должны быть спроектированы таким образом, чтобы избежать рециркуляции сбрасываемой воды в реке.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. СЗ РФ. – 2002, № 2. - Ст. 133.
    2. Бурков В. Н., Новиков Д. А., Щепкин А. В. Механизмы управления эколого-экономическими системами. - М.: Физматлит, 2008. – С. 72.
    3. Бурков В. Н., Грацианский Е. В., Дзюбко С. И., Щепкин А. В. Модели и механизмы управления безопасностью. - М.: Синтез, 2001. – С.
    4. Гилев С. Е., Леонтьев С. В., Новиков Д. А. Распределенные системы принятия решений в управлении региональным развитием. - М.: ИПУ РАН, 2002. – С. 23.