×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Общество против терроризма

Аннотация

М.А. Папсуев, Н.Н. Долгин, С.М. Папсуев

  В статье дается краткий анализ развития и совершенствования международной нормативно-правовой базы о противодействии терроризму. Особого внимания заслуживает тема противодействия ядерному, химическому и биологическому терроризму. Предлагается комплекс мероприятий в плане предупреждения тех видов терроризма, которые могут привести к катастрофам. Материал статьи позволяет сделать вывод, каким должно быть генеральное направление и первоочередные меры в борьбе с терроризмом.

Ключевые слова: Терроризм, Катастрофа, Борьба, Защита, Противодействие, Взаимодействие

05.26.02 - Безопасность в чрезвычайных ситуациях (по отраслям)

05.26.03 - Пожарная и промышленная безопасность (по отраслям)

Проблема, складывающаяся сегодня в сфере борьбы с терроризмом, приобретает международный характер, а в рамках России является общенациональной. Это означает, что в ее решении должны быть задействованы не только отдельные специально создаваемые для этой цели антитеррористические центры или правоохранительные органы и спецслужбы, но и все государственные и общественные структуры, все население страны.

Организационные и правовые основы борьбы с терроризмом определены Федеральным законом "О противодействию терроризму" [1]. В соответствии с этим законом борьба с терроризмом в Российской Федерации осуществляется в целях:

защиты личности, общества и государства от терроризма;

предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации ее последствий;

выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.

Основным субъектом руководства борьбой с терроризмом и обеспечения ее необходимыми силами, средствами и ресурсами является Правительство Российской Федерации.

Субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции, являются:

Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

Министерство внутренних дел Российской Федерации;

Служба внешней разведки Российской Федерации;

Министерство обороны Российской Федерации;

Федеральная пограничная служба Российской Федерации.

К этой работе по решению Правительства Российской Федерации могут привлекаться и другие федеральные органы исполнительной власти.

Для координации деятельности в России создана Федеральная антитеррористическая комиссия. Компетенция субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом, определена Федеральным законом "О противодействии терроризму" [1].

Для непосредственного управления контртеррористическими операциями в соответствии с решением Правительства Российской Федерации создается оперативный штаб, возглавляемый представителем ФСБ России или МВД России [4]. Соответствующие штабы могут создаваться на местах.

Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые к проведению контртеррористической операции, с момента начала указанной операции подчиняются руководителю оперативного штаба. Вмешательство в оперативное руководство контртеррористической операцией любого другого лица, независимо от занимаемой должности, не допускается [3].

Контроль за осуществлением борьбы с терроризмом в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Невиданное расширение масштабов и форм терроризма привело к созданию в ХХ веке международной правовой антитеррористической базы. В 1937 году Ассамблея Лиги Наций одобрила Международную конвенцию по предотвращению и наказанию актов терроризма. Эта Конвенция впервые официально объявила преступными террор, а также поддержку террористических групп и банд, угрожающих миру и безопасности народов. Однако эта Конвенция не была ратифицирована членами Лиги Наций.

Современная система многостороннего сотрудничества в борьбе с терроризмом сложилась, в основном, за последние тридцать лет.

Эту систему можно рассматривать в двух плоскостях: как следствие общих положений международного права, из которых логически вытекает противоправность терроризма и как специальные конкретные международные соглашения антитеррористического характера.

Первую группу возглавляет Устав ООН, поставивший вне закона мирового сообщества всякое применение силы и угрозу силой в международных отношениях. Эти нормы были закреплены в Уставе Нюрнбергского трибунала во время суда над главными военными преступниками Второй мировой войны. Нюрнбергские принципы были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН 11 декабря 1945 г. Можно указать также на Конвенции 1948г. о предупреждении преступления геноцида и наказании за него; конвенцию 1984 г. против пыток и других жестоких, бесчеловечных видов обращения и наказания.

Вторую группу международно-правовых антитеррористических норм следует начать прежде всего с тех, которые существуют на глобальном уровне Она создается рядом специализированных учреждений ООН (прежде всего Международной морской организацией (ИМО), Международной организацией гражданской авиации (ИКАС), а также Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) в 11 универсальных конвенциях и протоколах о борьбе с различными проявлениями терроризма на суше, на море и в воздухе.

Межгосударственные акты, разработанные под эгидой ООН, создают определенную правовую основу для создания механизмов, ориентированных в борьбе с терроризмом на практическое взаимодействие, разумеется, при готовности участников к сотрудничеству. Они содержат, в частности, обязательства пресекать террористические акты, задерживать и в предусмотренных случаях выдавать, а также и наказывать лиц, виновных в их совершении, обмениваться необходимой информацией, оказывать друг другу максимальную правовую помощь.

Следует особо подчеркнуть важнейшее значение конвенционных положений, направленных на обеспечение неотвратимости наказания преступников путем утверждения так называемой универсальной уголовной юрисдикции на основе принципа «либо выдавай, либо суди», согласно которому государство, на территории которого оказался преступник, обязано либо подвергнуть его уголовному преследованию, либо выдать для этих целей другому государству.

На региональном уровне наиболее основательный политико-правовой арсенал создается на европейском континенте. Под эгидой Совета Европы была принята и вступила в действие Европейская конвенция о пресечении терроризма, подписанная в Страсбурге 27 января 1977 г [2]. Создается механизм коллективных антитеррористических действий стран Евросоюза.

Задачи борьбы с терроризмом поставлены перед учреждающимся в настоящее время европейским полицейским агентством "Европол". Возможности антитеррористического сотрудничества заложены в итоговых документах совещаний Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в Хельсинки, Мадриде, Вене.

Особо следует подчеркнуть значение для борьбы с терроризмом разработку форм конкретных совместных действий стран семи наиболее развитых в промышленном отношении стран и России. Большого внимания заслуживает развитие сотрудничества России в борьбе с терроризмом на двустороннем уровне, в частности, с США и Великобританией. В последнее время развиваются также плодотворные связи по вопросам борьбы с терроризмом с Турцией, Италией, Францией, ФРГ, Португалией и некоторыми другими странами.

Борьба с терроризмом на национальном уровне, в частности в Российской Федерации, носит более конкретный характер [5]. Как показывает мировой опыт, терроризм особенно остро проявляется в тех регионах и в те периоды, где и когда обостряются противоречия в социально-политической сфере, происходит ломка общественных отношений, государственного устройства, отсутствует стабильность.

Отсюда следует, что генеральным направлением в борьбе с терроризмом является оздоровление обстановки, достижение стабильности. Когда начинается рост жизненного уровня населения, снижается накал политической борьбы, укрепляется авторитет власти тогда исчезает идеологическая и экономическая базы терроризма [6].

Безусловно эти общеполитические и общеэкономические меры должны подкрепляться специальными мероприятиями. Среди них главенствующее место занимает профилактическая работа.

Особого внимания заслуживает тема противодействия тем видам терроризма, которые могут привести к катастрофам. Речь идет о ядерном, химическом и биологическом терроризме. Эта проблема особенно волнует развитые страны.

Эксперты по борьбе с терроризмом считают, что угроза применения оружия массового поражения носит неопределенный характер, трудно прогнозируется и подвержена постоянным изменениям. Это затрудняет заблаговременную подготовку к ее отражению и вызывает необходимость формирования хорошо скоординированной межведомственной национальной политики в данной области на государственном уровне.

Очаги напряженности как внутри России, так и вблизи ее границ будут способствовать возрастанию угрозы крупномасштабных террористических актов с применением средств массового поражении.

В качестве первоочередных мер представляется целесообразным на основе анализа состояния современных средств химического и биологического терроризма и возможных вариантов их применения определить уязвимые объекты и города, для которых необходимо разработать и в последующем осуществить дополнительный комплекс мероприятий в плане предупреждения и защиты. Данный комплекс мероприятий должен предусматривать:

заблаговременное создание и размещение необходимых ресурсов для оперативного реагирования на различные варианты ситуаций;

обеспечение органов управления соответствующими базами данных;

тщательное заблаговременное планирование порядка действий по смягчению возможных последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с актами химического и биологического терроризма;

налаживание эффективного взаимодействия объектовых формирований с органами и силами РСЧС, включая силы правоохранительных органов, пожарной охраны и служб жизнеобеспечения, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций [8];

совершенствование системы управления спасательными и другими неотложными работами при применении террористами химического или биологического оружия.

Необходимо также развернуть научно-исследовательские работы по созданию специального оборудования обнаружения химических и биологических агентов, включая аппаратуру дистанционного входного контроля пассажиров метрополитена, аэропортов и железнодорожных вокзалов; по поиску эффективных средств нейтрализации опасных агентов, медицинских средств оказания первой помощи, а также по формированию программ обучения сил и органов управления РСЧС действиям в данных ситуациях.

Большого внимания, заслуживает проблема борьбы с ядерным терроризмом. Главный вопрос не допустить попадания радиоактивных материалов в руки террористов [6].

Для предотвращения попадания радиоактивных материалов в руки потенциальных террористов необходимо в первую очередь выявить наиболее доступные им каналы такого рода утечки. Масштабным источником теоретически могут быть атомная промышленность и энергетика, а также пункты захоронения радиоактивных отходов.

Несравненно большую опасность в контексте радиационного терроризма представляют общепромышленные, медицинские и исследовательские технологии, основанные на применении изотопных источников излучения [6].

Таким образом, настоятельно необходимы следующие меры:

резкое ужесточение режимов хранения, эксплуатации, транспортировки и, в особенности, списания изотопных источников [6];

активизация работ по замене радиотоксичных материалов, используемых в радиационных технологиях, на вещества с меньшей радиотоксичностью;

развитие радиационных технологий на основе изотопных, электрофизических источников излучений;

соблюдение принципа предпочтения нерадиационных технологий радиационным.

Если же террористическое нападение на радиационный объект стало реальностью, то необходим следующий комплекс мероприятий:

немедленное прекращение эксплуатации атакованного объекта;

установление санитарно-защитной зоны особого режима;

оповещение персонала АЭС и населения о радиационной опасности;

работа по дезактивации оборудования, помещений, и при необходимости прилегающих территорий [7];

сбор и уничтожение (либо захоронение) загрязненных субстанций и объектов;

медицинское обследование пострадавших и, по необходимости, проведение лечебных и профилактических мероприятий;

информационные и разъяснительные мероприятия с целью минимизации морального, социального и психологического ущерба.

В целом, следует сказать, что борьба с терроризмом в XXI веке будет носить сложный, многоплановый характер и потребует максимума усилий государства и общества. Но другой альтернативы у общества нет либо терроризм в таких масштабах будет искоренен, либо общество спасует перед террористами и не сможет нормально, цивилизованно и стабильно развиваться.

Литература

  1. Федеральный закон РФ от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»

  2. Федеральный закон РФ от 20.04.2006 № 56-ФЗ «О ратификации конвенции совета Европы о предупреждении терроризма»

  3. Федеральный закон РФ от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»

  4. Указ Президента РФ от 15.02.2006 № 116 «О мерах по противодействию терроризму»

  5. Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 года № 1300 «Об утверждении концепции национальной безопасности»

  6. Папсуев М.А. Защита населения и объектов особой важности от проявлений терроризма: Учебное пособие. – Ростов н/Д: РГСУ, 2003

  7. Папсуев М.А., Яковлев А.М. Исследование устойчивости функционирования объектов экономического хозяйства в условиях чрезвычайных ситуаций: Учебное пособие. – Ростов н/Д: РГСУ, 2002

  8. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие / Под ред. М.А. Папсуева. – Ростов н/Д: РГУПС, 2001