×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Состояние и перспективы противопожарной подготовки населения

Аннотация

М.А. Папсуев, С.А. Амельчугова, С.М. Папсуев

  В статье приводится характеристика современного состояния противопожарной подготовки населения. Анализ нормативных актов, касающихся вопросов пожарной безопасности, позволил сделать вывод, что многие из них носят формальный характер и заведомо не будут выполнены из-за отсутствия финансирования. Определен необходимый уровень знаний, умений и навыков в области пожарной безопасности в повседневной жизни и работе. Предложены основные приоритеты перспективного развития системы противопожарной пропаганды и обучения людей мерам пожарной безопасности.

Ключевые слова: Пожар, Безопасность, Население, Перспектива, Обучение, Пропаганда

05.26.02 - Безопасность в чрезвычайных ситуациях (по отраслям)

05.26.03 - Пожарная и промышленная безопасность (по отраслям)

В том или ином обществе уровень безопасности определяется развитостью и согласованностью элементов государственного управления в этой сфере, а также масштабом и глубиной образования и воспитания навыков безопасного поведения, качественной подготовкой специалистов, степенью развития науки и т. п. Безопасность существует и развивается в тесном взаимодействии с экономическими, политическими, демографическими и другими социальными процессами, потому, безусловно, обеспечение безопасности, защиты населения это показатель зрелости власти.

Индивидуальное сознание безопасности, как результат и процесс воспитания государством определенных навыков, является важнейшим элементом безопасности. Обычно оно ограничено рамками повседневной жизни и реализуется людьми, которые в своей деятельности руководствуются чувствами, навыками, привычками и несистематически приобретенными знаниями.

Потребность в личной безопасности складывается в результате взаимодействия различных личностных, социальных и психических регуляторов.

Здесь важны представления об индивидуальном риске гибели при пожаре. Количество случаев гибели людей возрастает преимущественно в зимний период, что связано с пожарами, возникающими по причинам социальной и техногенной групп [6].

К техногенной группе отнесены те причины, которые связаны с обеспечением комфортных условий жизнедеятельности человека (неправильная эксплуатация печей, нарушение правил эксплуатации электрооборудования); к социальной группе причины, связанные с неосторожностью, халатностью (неосторожное обращение с огнем, курение).

Восприятие разными категориями людей информации о пожаре отличается. Так, считается, что максимума своего развития способности человек достигает к 25 годам. Далее постепенно начинается возрастное снижение способностей. По показателям «возникновение пожаров» и «гибель» на первом месте стоят люди в возрасте от 46 до 70 лет, а по показателю «травматизм» престарелое население (старше 70 лет). Значительная часть случаев травматизма и гибели людей при пожарах связана с наступлением ступора, вызванного отсутствием навыков поведения в таких ситуациях [5].

Сопутствующими факторами повышения уровня смертности населения при пожарах можно считать правовой нигилизм населения в области пожарной безопасности и отсутствие должного уровня пропаганды и обучения мерам пожарной безопасности. Вместе с тем правотворческая деятельность в области пожарной безопасности населения характеризуется отсутствием планирования развития правовой базы в целом по стране и ее субъектах.

В жилищном законодательстве фактически отсутствует обязанность граждан по соблюдению требований пожарной безопасности. Жилищно-эксплуатационные, общественные организации, товарищества собственников жилья не имеют правового механизма для осуществления деятельности, направленной на соблюдение собственниками жилья требований пожарной безопасности. Нормы административной и уголовной ответственности носят не предупредительный, а карательный характер, поскольку применяются по факту либо правонарушения, либо произошедшего пожара. При этом не дифференцирована ответственность по объективной стороне состава правонарушения, а также по тяжести наступивших и возможных последствий. Законодательством не предусмотрены другие виды ответственности за нарушение требований пожарной безопасности.

Современное общество переживает кризис профессионального дефицита. Некомпетентность, фрагментарность восприятия маскируют апломбом, не изученность темы самоуверенностью. Обучение населения мерам пожарной безопасности органами местного самоуправления не обеспечивает правильное поведение населения во время пожара и умение пользоваться первичными средствами пожаротушения. Вследствие этого многие не считают обязательным выполнение правил пожарной безопасности [1].

Семья не является источником противопожарных знаний и навыков, так как отрицательный пример родителей, нарушающих меры безопасности, определяет поведение детей. Существующее в системе образования страны преподавание ОБЖ в силу недостатков программ обучения, слабого материально-технического обеспечения, неспециализированного преподавательского состава не дает оснований предполагать, что эта составляющая общественного процесса может позитивно повлиять на снижение гибели людей при пожарах [7]. Содержание фильмов, телевизионных новостей, шоу-программ в СМИ не способствует снижению гибели людей при пожарах.

Вместе с тем массированное длительное воздействие в определенном направлении органов исполнительной власти способно реально улучшить обстановку с гибелью людей при пожарах [4].

Влияние организационных мер на обстановку с пожарами можно проследить на примере операции «Вихрь-Антитеррор», проведенной в 19992001 гг. Массированное длительное воздействие в определенном направлении органов государственного пожарного надзора реально улучшило обстановку с пожарами в период проведения операции в Красноярском крае и Иркутской области число пожаров в подвалах и на чердаках значительно сократилось. Однако после прекращения операции обстановка с пожарами через полгода практически оказалась на первоначальном уровне.

Снижение периодичности проверок и мероприятий, проводимых органами государственного пожарного надзора, привело к уменьшению общения сотрудников госпожнадзора с населением. Между тем исследования показали, что наиболее устойчивые и качественные знания и навыки в области пожарной безопасности население получает от специалистов [3].

Надзорная деятельность в области пожарной безопасности характеризуется отсутствием дифференциации при работе с населением, не учитываются уровень урбанизации населенных пунктов, возрастные, психологические особенности людей и природные условия. По сути, сегодня инспектор госпожнадзора с правовой позиции лишен возможности работать с населением. Безопасность населения не является приоритетом в работе органов государственного пожарного надзора. Сокращение функций, задач органов госпожнадзора по работе с населением, с одной стороны, и негативная информация, поступающая из средств массовой информации с другой, приводят к усилению недоверия населения к деятельности Государственной противопожарной службы [2].

Немаловажный вопрос финансирование пропаганды и агитации в области пожарной безопасности. В России финансирование информирования населения в области пожарной безопасности ведется, однако отсутствие действенной координации между органами власти, ведомствами, предприятиями, учреждениями, общественными организациями по вопросам финансирование противопожарной подготовки граждан ведет к разобщенности действий и снижению качества информационного поля.

Таким образом, задача государства в целом состоит в решении проблемы противопожарной подготовки населения, что приведет к снижению числа случаев гибели и травматизма при пожарах и, на наш взгляд, заключается в формировании безопасного образа жизни. В данном случае безопасный образ жизни это совокупность форм повседневного поведения человека (в быту, на производстве, отдыхе, в общении с другими людьми и т. д.). Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то безопасный образ жизни раскрывает, каким именно образом осуществляются в поведении требования нравственности, в какой мере естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными жизненными правилами.

Под безопасным образом жизни понимается такая организация жизнедеятельности общества и индивида, при которой условия и способы функционирования осознаются в контексте норм безопасности и адекватны безопасности. То есть понятие «безопасный образ жизни» можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле безопасный образ жизни понимается как безопасно устроенная жизнь общества, в узком как социально обусловленная деятельность человека по созданию безопасной предметно-пространственной среды.

Возможность движения человека к безопасному образу жизни обеспечивается общественным процессом, направленным на создание условий для оформления потребности людей в безопасном образе жизни и для разворачивания деятельности по реализации этой потребности.

Под нормативной ситуацией понимается сочетание факторов, условий и обстоятельств, относительно которых социум предписывает субъекту определенные действия. В нашем случае нормативная ситуация включает в себя объективно существующие компоненты государства в плоскости обеспечения безопасности. Вместе с тем эти нормы являются для субъекта предписаниями способов активности. Чтобы освоить норму и, как следствие, быть принятым в социуме, субъекту нужно действовать нормативно заданным способом. Действуя нормированным способом, субъект, во-первых, осваивает нормы безопасности, а во-вторых, расширяет за счет этого свою безопасную предметно-пространственную среду.

Сегодняшняя культурная норма безопасности является, по сути, образцом поведения в целях предупреждения опасной ситуации и представляет собой соблюдение огромного количества запретов и предписаний Предназначение существующего стандарта предотвратить проявление потенциально опасного фактора (в лучшем случае перевести потенциально опасное в безопасное). Возможность выбора лежит в плоскости «хочу не хочу», т. е. ограничена личной волей человека. По-иному видится стандарт поведения, если рассматривать жизнь как пространство активности личности по организации безопасной среды. В этом случае он является образцом проявления инициативы. При этом у человека должна быть возможность выбора не только между «хочу не хочу», но и между «могу таким способом могу другим способом».

Исходя из сказанного, сформировать безопасный образ жизни значит включить индивида в добровольную активную деятельность по созданию безопасной предметно-пространственной среды. Уровень сформированного безопасного образа жизни определяется уровнем активности индивида и общества и зависит от способности оценивать и анализировать жизненную ситуацию с точки зрения ее безопасности, а также от умения выбирать адекватные безопасности способы действия и действовать в соответствии с ними [7].

Для конкретизации функций и задач по формированию безопасного образа жизни, на наш взгляд, целесообразно различать социальный (государственный), производственный и бытовой уровень. На социальном (государственном) уровне важны компетентность, масштабность мышления, предвидение, глубокие знания о состоянии дел в области пожарной безопасности и в целом в государстве и т. д.

Если рассматривать бытовой и производственный уровень безопасного образа жизни, то можно говорить о том, что они складываются из знаний, умений и навыков в области пожарной безопасности и желания, готовности их применять в повседневной жизни и работе. В первую очередь это:

  • знание причин возникновения пожаров в быту и на производстве, опасных факторов пожара, мер предупреждения пожаров, первичных средств пожаротушения, способов эвакуации; способов оказания первой медицинской помощи;

  • умения, навыки предупреждения пожаров, пользования первичными средствами пожаротушения, эвакуации, оказания первой медицинской помощи;

  • готовность выполнять меры пожарной безопасности это уровень индивидуальных потребностей, мотивация, личностные характеристики, менталитет и др.

В целях формирования у людей противопожарных знаний, умений и навыков через производственные структуры необходимо:

  • разработать экспресс-методики проверки знаний, умений и навыков у работников предприятий, стандарт минимума знаний в области пожарной безопасности;

  • фактически обеспечить ответственность руководителей и должностных лиц организаций за количество и качество проведения теоретических и практических занятий по пожарной безопасности;

  • обеспечить безусловность качества и количества мероприятий по противопожарной пропаганде, осуществляемых госпожнадзором в ходе проведения проверок.

Таким образом, основными приоритетами развития системы противопожарной пропаганды и обучения людей мерам пожарной безопасности должны стать:

  • определение и пропаганда основных принципов формирования безопасного образа жизни;

  • обучение, направленное на формирование знаний, умений и навыков, позволяющих человеку правильно оценить свои действия;

  • консолидация организационных, технических, научных, правовых и финансовых ресурсов;

  • определение групп населения повышенного риска, целенаправленная работа с ними;

  • многоуровневое непрерывное образование в области пожарной безопасности;

  • повышение престижности профессии работника пожарной охраны;

  • мониторинг общественного мнения по вопросам пожарной безопасности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"

2. Постановление Правительства РФ от 20.06.2005 N 385 "О федеральной противопожарной службе"

3. Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 N 820 "О государственном пожарном надзоре"

4. Приказ МЧС РФ от 05.05.2008 N 240 "Об утверждении Порядка привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ"

5. Папсуев М.А. Защита населения и объектов особой важности от проявлений терроризма: Учебное пособие. – Ростов н/Д: РГСУ, 2003

6. Папсуев М.А., Яковлев А.М. Исследование устойчивости функционирования объектов экономического хозяйства в условиях чрезвычайных ситуаций: Учебное пособие. – Ростов н/Д: РГСУ, 2002

7. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие / Под ред. М.А. Папсуева. – Ростов н/Д: РГУПС, 2001