×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Анализ эффективности автоматизации процесса заготовки вторсырьяна производственном предприятии

Аннотация

С.А. Панкратов

  В работе описан один из основных медов автоматизации процесса заготовки вторсырья, использующий систему массового обслуживания. Исследования выполнены на базе производственно-заготовительного производства по заготовке, обработке и сбыту вторсырья.

Ключевые слова: анализ, автоматизация, эффективность, производство, система массового обслуживания, вторсырье

05.13.06 - Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (по отраслям)

1.Введение

В статье описан один из основных медов автоматизации процесса заготовки вторсырья, использующий типовые решения в комплексе.
Исследования выполнены на базе производственно-заготовительного производства (ПЗП).
Любая система, в которую входит человек, является социальной. Поэтому любую компаниюследует рассматривать как социально-экономическую систему. В данном случае рассматривается линейная система, с линейными взаимодействиями и линейными законами развития. Рассмотрим схему заготовки текстильного вторсырья как социальную систему.

2.Процесс заготовки до автоматизации

Процесс на въезде машины на приемный пунктПЗП:

  1. Открытие ворот охранником
  2. Заезд машины на весы
  3. Водитель выходит из машины и идет к сотруднику ПЗП на весовой для информирования о поставке вторсырья
  4. Информирование. Вбивание вручную в АРМ «Заготовка» данных
    • о поставщике
    • о машине
    • о грузе (сорт, вес БРУТТО)
  5. Водитель идет к машине и садится в нее
  6. Съезд машины с весов
  7. Пока машина на весах, охранник закрывает ворота, чтобы контролировать въезд машин на весы, дав, тем самым, весам стабилизироваться и подготовить автоматизированную систему для приемки следующей машины

Похожий процесс происходит на выезде машины с приемного пункта ПЗП:

  1. Заезд машины на весы
  2. Водитель выходит из машины и идет к сотруднику ПЗП на весовой для информирования о сдаче вторсырья
  3. На весовой оператор ИС:
    • Показывает табло с весом машины уже без груза
    • Выдает квитанцию с весами БРУТТО и НЕТТО
  4. Водитель идет к машине и садится в нее
  5. Съезд машины с весов
  6. Закрывание ворот

Выше описанный процесс происходит с каждой машиной-поставщиком. Для определения необходимости автоматизации процесса заготовки вторсырья, необходимо делать временные замеры [1]. В результате получаются следующие усредненные результаты (Табл. 1):

Таблица 1. Расчет времени заготовки до автоматизации


Действие

Время (t, сек)
до автоматизации

Взвешивание (БРУТТО)

145

Открывание ворот

20

Заезд машины на весы

10

Водитель выходит из машины

30

Информирование о поставщиках

20

Водитель садится в машину

30

Съезд машины с весов

15

Закрывание ворот

20

Взвешивание (ТАРА)

145

Заезд машины на весы

10

Выход водителя из машины

30

Получение квитанции о весе (НЕТТО)

40

Водитель садится в машину

30

Съезд машины с весов

15

Закрывание ворот

20

Итого времени на заготовку вторсырья

сек.

290

мин.

4,83

В результате на заготовку текстильного вторсырья с одной машины затрачивается 290 секунд, что равняется 4,83 минуты.

1.Автоматизация процесса заготовки

Автоматизация процесса заготовки вторсырья заключается в следующем:

  1. Устанавливаются шлагбаумы при въезде на весы и създе с весов, чтобы контролировать время нахождение автомобиля на весах и позволить весам стабилизироваться и показывать точный вес. Так же шлагбаумы открываются быстрее, чем раздвижные ворота (проведены временные замеры хронографом);
  2. Устанавливаются специальные внешние табло, чтобы водитель не выходил из машины и не шел посмотреть на пункт приема данные весов, а находился в машине. Тем самым сокращается время на информирование водителя о весе и ограничивается доступ третьих лиц к информационному и программному обеспечению на пункте приема;
  3. Каждому водителю от поставщика выдается магнитная карта. Рядом с весами устанавливается считыватель магнитных карт (СМК), приложив к которому магнитную карту водитель, не выходя из машины, автоматически передаст данные о себе и поставщике;
  4. После выгрузки сырья из автомобиля процесс повторяется, чтобы вычислить чистый вес привезенного вторсырья. Водитель опять прикладывает магнитную карту к СМК и получает квитанцию со всеми данными, по которой он сможет получить деньги за привезенный груз.

Также рассчитывается время с помощью хронографа и в присутствии эксперта, который делает корректировки по времени в случаях, когда процесс заготовки идет не по графику[2]. В результате получаются следующие усредненные результаты (Табл. 2):

Таблица 2. Расчет времени заготовки после автоматизации


Действие

Время (t, сек)
после автоматизации

Взвешивание (БРУТТО)

44

Поднятие шлагбаума (№1) при заезде на весы

7

Заезд машины на весы

10

Информирование о поставщиках

20

Поднятие шлагбаума (№2) при създе с весов

7

Съезд машины

5

Взвешивание (ТАРА)

34

Поднятие шлагбаума (№2) при заезде на весы

7

Заезд машины на весы

10

Получение квитанции о весе (НЕТТО)

5

Поднятие шлагбаума (№1) при създе с весов

7

Съезд машины

5

Итого времени на заготовку вторсырья

сек.

78

мин.

1,30

Очень наглядно видна разница во времени до и после автоматизации процесса заготовки на графиках ниже (Рис.1, Рис.2).


Рисунок 1.Время взвешивания (БРУТТО) до и после автоматизации


Рисунок 2.Время взвешивания (ТАРА) до и после автоматизации

1.Математическая модель

Процесс заготовки вторсырья на производстве можно определить как одноканальную систему массового обслуживания (СМО) с ожиданием и отказами[3].
Характеристики данной СМО:

  • Правило FIFO
  • Система с одним каналом обслуживания (весовая на приемном пункте ПЗП) (Рис. 3)
  • Система с ожиданием (очередью)
  • Ожидание ограничено длиной очереди (каждая N-машина выходит из потока, не дождавшись своей очереди: по статистике каждая 6-ая машина)
  • Очередь (поток автомобилей) распределена по закону Пуассона


Рисунок 3. Канал обслуживания

Определим вероятностные характеристики пункта приема текстильного вторсырья на ПЗП, работающего в стационарном режиме:

После автоматизации процесса получили увеличение производительности в процессе заготовки (Табл. 3):

Таблица 3. Расчет СМО до и после автоматизации процесса заготовки


Действие

Значение до
автоматизации

Значение после автоматизации

Единицы измерения

Дано

Номер по счету автомобиля, не дождавшегося своей очереди (N)

6

6

автомобиль

Время обслуживания автомобиля распределено по показательному закону и в среднем составляет ()

4,83

1,3

мин

Интенсивность прибытия автомобилей на обслуживание (λ)

0,4

0,4

автомобиль/мин

Решение

Интенсивность потока обслуживания автомобилей

0,21

0,77

мин

Приведенная интенсивность потока автомобилей

1,93

0,52

 

Финальные вероятности системы

0,01

0,48

 

0,02

0,25

0,03

0,13

0,07

0,07

0,13

0,04

0,25

0,02

0,49

0,01

Вероятность отказа в обслуживании автомобиля

0,94

0

Относительная пропускная способность пункта приема

0,06

1

 

Абсолютная пропускная способность пункта приема

0,02

0,4

автомобиль/мин

Среднее число автомобилей в СМО

5

1,01

автомобиль

Среднее время пребывания автомобиля в СМО

24,37

2,55

мин

Средняя продолжительность пребывания заявки в очереди на обслуживание

19,54

1,25

мин

Среднее число заявок в очереди (длина очереди)

4,01

0,5

шт

 

Выводы

До автоматизации пункт приема вторсырья не обслуживает автомобили в среднем в 94% случаев[4]. После автоматизации этот процент стремится к нулю, что позволяет увеличить количество заготовки на производственном участке;

  1. Снизить процент вероятности потери поставщика или машины с заготовкой практически до нуля;
  2. Ускорить процесс заготовки;
  3. Обслужить почти в 3 раза больше машин за то же время (но в реальных условиях не бывает такого потока машин с такой очередью);
  4. Снизить производственные издержки;
  5. Повысить уровень сохранности данных предприятия.

Список литературы

1.Панкратов С.А., «Система графической аутентификации»,  «Молодые учёные – развитию текстильной и лёгкой промышленности (ПОИСК-2009): сб. материалов межвузовской научно-технической конференции аспирантов и студентов / ИГТА. – Иваново, 2009.
2.Панкратов С.А., «Проблемы экономики и прогрессивные технологии в текстильной, легкой и полиграфической отраслях промышленности», Всероссийская науч.-техн. конф. (2009, Санкт-Петербург) «Система графической аутентификации»: тез.докл. – СПб.: СПГУТД, 2009;
3.Панкратов С.А., «Комплексная защита корпоративной информации на текстильном предприятии» // Тезисы докладов Международной научно-технической конференции «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности» (ТЕКСТИЛЬ-2011) – М.: ФГБОУ ВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина», 2011;
4.Панкратов С.А., Фирсов А.В., «Комплекс методов по автоматизации процессов усиления защиты корпоративной информации на примере производственно-заготовительного холдинга по переработке текстильного вторсырья», Современные тенденции развития информационных технологий в текстильной науке и практике: сборник материалов докладов всероссийской научно-технической конференции – Димитровград: ДИТИ НИЯУ МИФИ, 2012.