×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Современные способы защиты селитебных территорий от твердых отходов

Аннотация

А.Г. Хвостиков

Рассматриваются исторические факты сбора и удаления мусора в крупных городах. В связи с значительным увеличением объемов бытовых отходов, существовавшие способы утилизации отходов оказались неэффективными. Новым подходом, который может решить данную проблему, является «Zero Waste». Широко распространенный принцип «Zero Waste» предполагает ответственность производителей, экологичное проектирование, уменьшение количества отходов, повторное использование и переработку — и все это в рамках единого подхода. С помощью Дуальной системы Германии — Duales System Deutschland DSD сформулирована новая стратегия хозяйственной деятельности в сфере отходов, целью которой является бережное использование и сохранение природных ресурсов (т.е. стратегия замкнутого цикла в хозяйственной деятельности).

Ключевые слова: твердые отходы, мусор, утилизация, упаковка, zero waste

03.00.16 - Экология

Древние города открывают археологам свои тайны частично благодаря анализу их мусорных свалок. Примером этого служат черепки гончарных изделий, пыль и грязь с пола и дорог. Несмотря на небольшие количества, в которых «производились» эти материалы, постепенное накопление их год за годом во многих случаях привело к окончательному захоронению города и строительству, по существу, нового города на том же месте, но на более высокой отметке.

Еще с 1297 г. каждый домовладелец в Лондоне был обязан по закону содержать в чистоте тротуар по фасаду своего дома. В 1354 г. было издано постановление, согласно которому грязь, накопившаяся перед домами, должна была убираться каждую неделю [1].

В 1387 г. была создана комиссия для определения мест для свалок мусора. Ряд таких свалок был устроен в окрестностях города и на берегах Темзы. Были установлены специальные дни, когда мусор выставлялся за дверь, чтобы мусорщики забирали его и отправляли на свалку. Указ 1407 г. обязывал лондонцев сохранять накопившийся у них мусор в доме до тех пор, пока его не смогут забрать мусорщики.

Правила сбора и удаления мусора, которые были установлены в Лондоне в начале XV в., оставались практически неизменными в течение почти 500 лет.

Современная система сбора и удаления мусора в Великобритании развивалась на основе Акта об общественном здравоохранении 1875 г. Этот акт обеспечил Санитарному управлению возможность уборки в определенные дни собранного мусора из жилищ. Жители обязаны были помещать мусор в переносную тару — первое официальное признание мусорного ящика.

В организации муниципальной очистки улиц Париж шел несколько впереди Лондона, образовав первые общественные фонды для уплаты за уборку в 1506 г. [1] и далее в 1906 г. [1].

Первое известное постановление в США об отходах было принято муниципалитетом Джорджтауна в 1795 г.: в нем запрещалось продолжительное хранение мусора на правах частной собственности или выбрасывание его на улицу [1]. Впервые уборка мусора за счет общественных средств была начата в 1856 г. Одним из первых декретов вновь образованного округа Колумбия был законопроект 1895 г. об уборке мусора и строительстве печи для сжигания отходов.

В наше время промышленно развитые страны, такие, как Германия, столкнулись в последних десятилетиях со значительным увеличением количества отходов. Одноразовая посуда и одежда, поток бумажной рекламы, гипертрофированная роль упаковки — всё это следствие заложенной в основу общества идеи непрерывного роста материального производства, для которого необходим неотвратимый рост потребления, питающий развитие «выбрасывающего» общества. Выросло не только количество отходов, но и изменилась их структура. Производственный процесс и продукция стали более сложными, в итоге и состав отходов стал более разнообразным, с высоким содержанием вредных веществ [3].

Возникла необходимость кардинального изменения системы обращения с отходами, так как принятые ранее малозатратные способы — вывоз отходов на полигоны или их сжигание, — оказались неэффективными, потому что таким образом невозможно избавиться от отходов без значительного вреда для окружающей среды и здоровья людей.

Новый подход в обращении с отходами получил название «Zero Waste». Происхождение термина «Zero Waste» связано с весьма успешной японской промышленной концепцией тотального управления качеством. Он возник под влиянием идей типа «Zero Defects» («ноль дефектов») — чрезвычайно успешного подхода, посредством которого Toshiba смогла добиться столь выдающегося результата, как один дефект на миллион. При переходе в область муниципальных отходов, «Zero Waste» фиксирует внимание на всем жизненном цикле продуктов [2].

Широко распространенный принцип «Zero Waste» предполагает ответственность производителей, экологичное проектирование, уменьшение количества отходов, повторное использование и переработку — и все это в рамках единого подхода. Этот подход позволяет избавиться от систем, лишенных гибкости и предлагает новую стратегию, в рамках которой можно преобразовать существующие сегодня линейные процессы производства отходов и избавления от них в «интеллектуальные» системы, позволяющие использовать ресурсы, содержащиеся в муниципальных отходах, и создавать рабочие места, связанные с их переработкой.

Введение на Западе законодательства об ответственности производителей, требования о расширении переработки отслуживших товаров и о повышении эффективности использования ресурсов приводят к изменению этой ситуации. Фирмы вынуждены проводить переоценку своих продуктов с точки зрения срока их службы и возможности их вторичного использования или переработки.

Закон об отходах 1986 г. в Германии ввёл новые приоритеты в политику по отношению к отходам, расставив акценты в следующей последовательности: предотвращение возникновения – максимальное использование – организованное захоронение [3].

Далее, в 1991 г. был принят закон «Об упаковке». К тому времени половину бытовых отходов составляла упаковка. Чтобы освободить муниципалитеты от обязанности удаления большого числа упаковок, ответственность за это была перенесена на производителей упаковки, производителей товаров, использующих эту упаковку, и оптовиков упакованных товаров. Они должны сами организовать систему сбора, сортировки и переработки упаковочных материалов после их использования. Основным принципом является то, что производители упаковок и распространители упакованных товаров обязаны использованные упаковки принимать обратно от потребителя и отправлять их на утилизацию [3].

В этом законе применили принцип кнута и пряника. Кнутом является обязанность розничной торговли бесплатно принимать обратно от конечного потребителя использованные и пустые упаковки в местах продаж или недалеко от них. Но продавец может освободиться от этой обязанности, если он участвует в системе, которая обеспечивает бесплатный сбор этих упаковок со всех домов.

Однако это возможно лишь тогда, когда такая система сбора мусора, удобная для потребителя, гарантирует достаточно высокий процент сбора и утилизации. Такой порядок привёл в начале 1990-х гг. к созданию Дуальной системы Германии — Duales System Deutschland DSD (Deutschland).

Система называется дуальной (двойной), так как является дополнительной надстройкой к муниципальным службам, занимающимся удалением отходов, т.е. сбор коммунальных отходов осуществляется по двум линиям: в соответствии с дуальной системой во всех городах ФРГ установлены, во-первых, обычные мусорные баки для коммунальных отходов и, во-вторых, жёлтые мусорные баки DSD, в которые можно бросать только отходы упаковочных материалов, обозначенные знаком «зелёная точка».

В настоящее время DSD — это акционерное общество, совместно учреждённое производителями упаковки, производителями товаров, предприятиями торговли и предприятиями, занимающимися утилизацией мусора; оно организует на всей территории ФРГ сбор, транспортировку и сортировку использованных упаковочных материалов на отдельные фракции, подлежащие переработке. DSD пользуется при этом услугами частных и муниципальных предприятий, занимающихся утилизацией мусора.

Дуальная система финансируется средствами, получаемыми от так называемой «зелёной точки», т.е. лицензионных сборов, которые уплачивают DSD производители упаковки и производители товаров, использующие эту упаковку. Сумма этих расходов, в конце концов, перекладывается на конечного потребителя товаров — покупателя. Величина лицензионного сбора определяется отдельно для разных видов упаковочных материалов в зависимости от фактических расходов по их сбору, сортировке и переработке.

Закон об упаковке помог сократить потребление упаковочных материалов в Германии на 14%, а также привёл к установлению норм переработки большинства упаковочных материалов на 60–80%. Кроме того, специально для переработки пластиковых упаковок были созданы и внедрены новые технологии, которые являются образцом для сортировки и переработки отходов и в других сферах.

В разное время к «зелёной точке» примкнули более 12 стран-участниц Европейского союза, а также Норвегия, Великобритания и Канада. В этих странах были созданы организации по образцу DSD, но многие части системы находятся ещё в организационной стадии.

С помощью закона «Об упаковке» была на практике реализована концепция устойчивого развития, которая находилась в центре внимания на Всемирной конференции по окружающей среде, состоявшейся в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Тогда была сформулирована новая стратегия хозяйственной деятельности в сфере отходов, целью которой является бережное использование и сохранение природных ресурсов (т.е. стратегия замкнутого цикла в хозяйственной деятельности). В соответствии с этим отходы, прежде всего, должны оставаться в хозяйственном кругообороте «производство–распределение–потребление», замещая собой в качестве вторичного сырья природные ресурсы.

В Дуальной системе реализована ответственность производителя за продукцию. Лицензионный сбор за использование «зелёной точки», который дифференцирован в зависимости от материала, массы и объёма упаковок, отражает реальные расходы по переработке и утилизации, при этом он создаёт стимул к сокращению количества упаковки, её оптимизации и поощряет справедливую конкуренцию между различными упаковочными материалами.

Литература

1. Утилизация твердых отходов [Текст], Пер. с англ. В 2 т. / Под ред. Д. Вилсона. – М.; Стройиздат, 1985. – 684 с.

2. Мюррей, Р. Цель — Zero Waste. [Текст] (Перев. с англ.) / Мюррей, Р. – М.: ОМННО «Совет Гринпис», 2004. – 232 с.

3. Дубовик О.Л., Кремер Л., Люббе-Вольфф Г. Экологическое право. [Текст] Учебник / Отв. ред. О.Л. Дубовик. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 768 с. – (Российское юридическое образование).