×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Социально-экологические аспекты планирования расширения сети детских дошкольных образовательных учреждений на территории муниципального образования

Аннотация

Шеина С.Г., Бабенко Л.Л., Белая Е.В.

"В связи с повышением рождаемости с 2000 г. за последние 8 лет наблюдается положительная динамика численности воспитанников дошкольных образовательных учреждений при сохранении численности самих учреждений. В ближайшей перспективе численность детей, нуждающихся в детских садах, будет только увеличиваться, и даже при стабилизации показателей воспроизводства населения нагрузка на существующую сеть значительно превышает нормативный уровень. Даже при сохранении существующей доли детей, охваченных дошкольным образованием, в ближайшей краткосрочной и среднесрочной перспективе требуется создание дополнительных мест и строительство новых детских садов. В работе рассмотрен процесс выбора вариантов размещения детских дошкольных образовательных учреждений на основе результатов экологического зонирования территории города. Получение достоверной информации об уровне экологической безопасности предлагается на базе проведения мониторинга экологической среды городских земель. "

Ключевые слова: Устойчивое развитие, градоэкологическое обоснование, геоинформационные технологии, потребность населения в детских дошкольных образовательных учреждениях, зоны обслуживания, экспертные системы, геологический экологический риск, зеленое строительство серт

05.23.08 - Технология и организация строительства

05.23.22 - Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов

Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием системы образования. Именно в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

В настоящее время организационной основой реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования являются: к онцепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и стратегическая инициатива "Наша новая школа"[1], в которых в качестве стратегической обозначена цель повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [1].

Первостепенное место в этой связи принадлежит созданию в городе системы образовательных учреждений, отвечающих требованиям высокого качества предоставляемых образовательных услуг и экологической безопасности здоровью детей.

Существенное влияние загрязнение городской среды оказывает на здоровье наиболее уязвимого контингента населения – детей дошкольного возраста. Взаимосвязи между показателями загрязнения атмосферы, почвенного покрова территории детского сада и показателями здоровья детей, обучающихся на территории данных учреждений, весьма сильные. Данное обстоятельство, а также то, что в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) дети проводят в общей сложности половину дня, послужило причиной выбора упомянутых объектов для рассмотрения в научно-исследовательской работе.

Градостроительные традиции и современная практика формирования селитебных территорий во многом определяют и традиции формирования системы учебно-воспитательных зданий в жилых комплексах крупных городов. Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) и общеобразовательные учреждения (ООУ) всегда, в практике отечественного градостроительства, рассчитывались на обслуживание всего контингента детей каждого конкретного жилого комплекса, в котором они размещались: 100%-й охват школьников и 60-85%-й охват дошкольников учебно-воспитательными учреждениями осуществлялся ранее и, преимущественно, осуществляется в настоящее время по месту жительства детей.

Уникальное географическое и стратегическое положение Ростова-на-Дону, его высокий административный статус, мощный социально-экономический потенциал дают фактические основания для финансово-экономического, культурного и образовательного лидерства города в Южном макрорегионе. Ростов-на-Дону по праву является крупнейшим образовательным центром Юга России, в нем сосредоточена обширная сеть учреждений, предоставляющих полный спектр образовательных услуг. Поэтому развитие системы образования напрямую влияет на формирование имиджа города как социально-экономического центра ЮФО, тем более что на финансирование этой отрасли ежегодно тратится около 22% бюджета города

Дошкольное образование - начало систематического образования детей, его первое звено. За период с 2007 по 2010 годы муниципальная сеть дошкольных образовательных учреждений увеличилась со 154 до 162 учреждений, из которых: 46 детских садов 1 категории - Центров развития ребенка, 109 детских садов 2 категории, 3 образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста - прогимназии. Вариативная дошкольная сеть позволила увеличить количество детей, посещающих дошкольные учреждения, на 12,2%.

В настоящее время дошкольное образование города представлено 184 дошкольными образовательными учреждениями: 164 муниципальные и 20 ведомственного подчинения. Количество детей, посещающих дошкольные учреждения, с каждым годом увеличивается, так на 01.09.2009 года дошкольные образовательные учреждения посещали 29516 детей,  на 01.12.2011 г.  этот показатель составил 30841 детей.  В среднем по городу на 100 мест в дошкольных учреждениях приходится 121 ребенок, в целом по России этот показатель ниже — 99 детей. Наиболее переполнены детские сады Железнодорожного района (132 человека на 100 мест), Кировского района (132 человека на 100 мест), Ленинского района (129 человек на 100 мест). В то же время в Первомайском районе наполняемость ДОУ значительно ниже среднегородской и составляет 109 воспитанников на 100 мест (Рис.  1.) [3].

Рис.  1. – Коэффициент перегруженности детских ДОУ по районам г. Ростова-на-Дону по состоянию на 2011 г.

В связи с увеличением рождаемости за последние годы отмечалась положительная динамика роста численности воспитанников  дошкольных  образовательных  учреждений  при  сохранении численности самих учреждений. При сохранении существующей доли детей, охваченных дошкольным образованием, в ближайшей краткосрочной и среднесрочной перспективе требуется создание дополнительных мест и строительство новых детских садов со средней проектной мощностью 110 человек. Больше всего детских садов должно появиться в Железнодорожном, Кировском, Ленинском районах. В остальных районах эта проблема стоит менее остро. Эти меры позволят лишь разгрузить существующую сеть учреждений и вывести ее наполнение на проектную мощность.

Цель работы: определение фактической потребности района в детских ДОУ с последующим выбором площадок для их строительства на основе комплексной оценки состояния окружающей среды и градостроительной ценности рассматриваемой территории.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить загруженность существующих детских садов квартала;

- определить мощность планируемого детского сада;

- выбрать подходящую площадку для строительства с учетом экологических, геологических рисков;

- определить стоимость и источники финансирования.

В научно-исследовательской работе предложен и реализован новый подход к определению территорий приоритетных для строительства ДОУ, основанный на применении современных экспертных систем и геоинформационных технологий. Решение этой задачи предусматривало последовательное выполнение ряда взаимосвязанных действий, а именно:

1.  Разбиение территории населенного пункта на участки в соответствии с принципами, изложенными в имеющейся нормативно-справочной информационной базе.

2.  Разработку общего для всех участков перечня оценочных факторов (ОФ) влияющих на приоритетность размещения ДОУ на рассматриваемой территории, составление таблиц, характеризующих степень выраженности каждого ОФ для всех или части участков разбиения.

3.  Выбор и присвоение бальных (ранговых) оценок желательности того или иного ОФ для зоны размещения ДОУ.

4.     Расчет рейтинговой оценки каждого ОФ для зоны размещения ДОУ.

5.  Расчет интегрального показателя – суммарного рейтинга заданного участка для зоны размещения ДОУ.

6.  Выбор по максимальному значению рейтинговой оценки одного из множества участков для зоны размещения ДОУ [2].

В качестве факторов-критериев для оценки приоритетности участков для строительства детских дошкольных образовательных учреждений взят перечень факторов относительной градостроительной ценности территории, рекомендованный в нормативной литературе и дополненный эколого-геологическими факторами. Эти факторы объединяются в семь групп и учитывают следующие характеристики участка реконструкции.

Выбор оптимального варианта размещения детского дошкольного образовательного учреждения предполагается осуществлять на основе результатов экологического зонирования территории города. Получение достоверной информации об уровне экологической безопасности предлагается на базе проведения мониторинга экологической среды городских земель. Необходимость проведения мониторинга обусловлена возросшей степенью заболеваемости детей по основным группам болезней, связанных с кровообращением, эндокринной и нервной систем, болезней дыхательных путей. В первую очередь это объясняется негативным влиянием экологического загрязнения на здоровье населения.

Результаты практического использования разработанной методики нашли отражение при анализе выбранных участков, предполагаемых первоочередным строительством на 2012 год в г. Ростове-на-Дону. Участки были проанализированы в соответствии с методикой для установления соответствие основным требованиям экологического строительства. Был выбран участок реконструкции, рейтинг которого был максимальным, как наиболее приоритетный для строительства детского сада на 140 мест.

Таким образом, изучая проблему с разных сторона, последовательно собирая информацию и анализируя ее, становится возможным получить решение, максимально подходящее для всех сторон: понятное и подготовленное к исполнению со стороны руководства и удовлетворяющее потребности всех слоев населения.

Литература

  1. Дмитрий Медведев утвердил инициативу «Наша новая школа». 21 января 2010 года, 12:30, Санкт-Петербург// Официальный сайт президента России. URL: http://www.kremlin.ru/news/6683 (дата обращения 20.12.2011).

  2. С.Г.Шеина, Л.Л. Бабенко Методика перспективного планирования размещения образовательных учреждений при реконструкции городских территорий / С.Г.Шеина, Л.Л. Бабенко // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Технические науки. – 2010. – №5. –  С. 80 – 82.

  3. S. Sheina, L. Nikulshina Environmental aspects of a planning system for distribution educational facilities in cities / // International symposium “Environmental, engineering – economic and legal aspects for sustainable living”. Proceedings of the International Symposium. – Hannover, 2010. – P. 108 – 109.