×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Исследование направлений развития сферы образовательных услуг региона

Аннотация

М.Р. Мнацаканян

В статье применительно к сфере образовательных услуг региона выделены их функции и ключевые характеристики, доказана необходимость и эффективность применения маркетинга как одного из распространенных рыночных инструментов для развития сферы образовательных услуг.
Ключевые слова: рынок услуг, образовательные услуги, региональное развитие, тенденции развития

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

Сфера образовательных услуг представляет собой крупный сектор экономики, а непосредственно сама сервисная деятельность охватывает многочисленные отрасли экономики, обеспечивающие трудоустройство населения и реализующие базовые социальные функции государства на потребительском рынке.
При рассмотрении сущности и значения рыночных инструментов, функционирующих в сфере образовательных услуг, необходимо уделять внимание оценке следующих взаимосвязанных факторов [1]:
- мероприятий, ориентированных на проведение разнопланового обучения индивида;
- стратегии развития соответствующей системы отношений, функционирующей в целях защиты ее от существующих рисков и угроз;
- способностей рыночной среды сферы образовательных услуг организовывать систему производства в зависимости от условий, установленных системой права, традициями;
- представителей рыночного процесса исследуемой сферы и взаимосвязанных с ними субъектов других отраслей.
С учетом указанных факторов, роль рыночных инструментов, применяемых в сфере образовательных услуг, проявляется в средствах анализа, оценки, регулирования, преобразования и контроля социально-экономических отношений, используемых субъектами рыночного взаимодействия в целях эффективного развития личности, получения новых знаний и навыков, защиты их интересов, рационального использования накопленного созидательного потенциала в хозяйственном процессе. Среди рыночных инструментов сферы образовательных услуг можно выделить следующие: инструменты контроля качества образовательных услуг, инструменты накопления человеческого капитала, инструменты страхования рисков и угроз, складывающихся в сфере образования и т.п.
При рассмотрении функций рыночных инструментов в сфере услуг необходимо учитывать следующие потребности [1]:
- взаимодействие трансформационных и трансакционных факторов внутренней среды предприятия в воспроизводственном процессе;
- взаимоотношения между субъектами хозяйствования во внешней рыночной среде;
- факторы эффективного развития предприятий определенной отрасли;
- мероприятия государственных органов власти, проводимые в целях регулирования сферы услуг;
- способы снижения степени рисков и угроз, возникающих в сфере услуг;
- создание системы объединения региональных рынков услуг и способы их выведения на национальный уровень.
Можно выделить основные функции рыночных инструментов в сфере услуг современной России:
- воспроизводственная;
- сочетательная;
- барьерная, защищающая предприятия от внешних угроз;
- корректирующая;
- формирования рыночных механизмов;
- объединяющая.
Основным фактором эффективного развития социально-экономической системы является деятельность по оказанию услуг, оказывающая влияние на качественный уровень жизни населения. При этом наибольшее значение имеют такие отрасли сферы услуг, как здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание, ориентированные на обеспечение достойного уровня жизни людей. Поэтому необходима реализация мероприятий по модернизации механизмов предоставления социальных услуг, системы принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, предоставлению оптимальных условий жизни, удовлетворению потребностей, поддержанию жизнеобеспечения личности, стандартизации услуг, повышения их качественного уровня [2].
В соответствии со специфическими особенностями развития сферы услуг, проявление ее роли возможно в виде [3]:
- одного из важных секторов национальной экономики;
- фактора развития человеческого капитала;
- направлений функционирования и развития материального производства;
- способа увеличения свободного времени;
- возможностей удовлетворения и развития потребностей людей и общества;
- основного показателя сформированного качества жизни;
- фактора улучшения конкурентных преимуществ и повышения качества экономического роста.
Сфера образовательных услуг, ее масштабы, структура и уровень развития занимают сейчас особое место в оценке экономического статуса страны. Это обусловлено тем, что резко усиливается взаимосвязь развитости сферы образовательных услуг и уровня развития всей национальной экономики.
Структурные изменения, происходящие в сфере образовательных  услуг, требуют проведения исследований потребностей населения, уточнения существующих общепринятых классификаций и введения новых, на основе формализации процесса управления развитием исследуемой сферы с расширением использования маркетингового инструментария.
В современных условиях наибольшее внимание уделяется маркетингу как рыночному инструменту, применяемому всеми уровнями управления. В научной литературе известно большое количество трактовок понятия «маркетинга», подверженных факторам изменения условий развития экономических процессов. Необходимо отметить, что маркетинг обладает способностью принимать  условия и параметры рыночной среды в зависимости от сферы применения [4]. В результате маркетинг рассматривают в качестве концепции видения предпринимательской деятельности, функции управления, образа мышления, комплекса конкретных функций, процесса сбалансирования спроса и предложения [4-5]. Однако наиболее распространено определять маркетинг как систему действий по взаимному приспособлению товара, услуги и рынка с целью достижения устойчивого коммерческого успеха на целевом рынке. В условиях видения дел маркетинг представляет собой деятельность по продвижению товаров и услуг от производителя к потребителю. Согласно теории Ф. Котлера, маркетинг можно рассматривать как один из способов ведения бизнеса, ориентированного на конечного потребителя [4]. Проводя анализ библиографических источников, обобщим определения маркетинга в несколько групп [5]:
1) объединение предприятий, компаний оптовой и розничной торговли, фирм инфраструктурной сети, государственных учреждений и т.п., преследующих цель создания торговой деятельности;
2) взаимосвязь организационно-технических и коммерческих функций источников финансирования, направленных на реализацию товара;
3) создание модели управления рыночными процессами, отвечающей требованиям современного развития производства.
Следует отметить, что функции маркетинга заключаются, прежде всего, в формировании и стимулировании спроса, принятии наиболее правильных управленческих решений и планов работы предприятий, а также создании условий по расширению объемов продаж, рыночной доли и прибылей. В результате главным девизом системы маркетинга является: «производить то, что продается, а не продавать то, что производится» [6].
Можно выделить основные особенности рыночных инструментов предприятий сферы услуг [7]:
- ориентация рыночных инструментов с учетом потребности и предпочтений заказчика и потребителя услуги;
- создание определенного набора рыночных инструментов для каждого предприятия сферы услуг в зависимости от его характеристик и специфики рынка;
- учет социальных и экономических факторов, используемых в сфере социальных услуг, таких как дома отдыха, охрана здоровья и рекреации;
- разделение обеспечение потребностей общества между органами государственного управления и предпринимателями;
- разработка управленческих решений с учетом подверженности предприятий сферы услуг к рискам, связанным изменениями на рынке, а в результате применение наиболее рационального варианта использования рыночного инструмента или способа его совершенствования.
Вместе с тем, специфика действия рыночных инструментов в сфере образовательных услуг детерминирована  сочетанием традиционных характеристик услуг (неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества, несохраняемость) и присущих только им черт:

  1. Низкая степень ощутимости, что вызвано невозможностью заранее  располагать информацией о результатах обучения;
  2. Невозможность отделения образовательной услуги от ее источника;
  3. Детерминированность качества образовательной услуги от изменения ряда факторов (спроса на рынке труда, квалификации персонала, состояния материально-технической базы и других, напрямую связанных с учебным процессом, элементов);
  4. Невозможность сохранения приобретенной образовательной услуги в первоначально полученном виде, так как человеку свойственно забывать полученную информацию через определенный период времени, а для информации, в свою очередь, типично свойство устаревания;
  5. Невозможность накопления образовательных услуг, что вызвано тем, что в течение профессиональной деятельности аккумулируются знания и навыки, а не усилия по возможному предоставлению услуг;
  6. Продолжительность образовательного процесса (начальное, среднее, среднее специальное, высшее, послевузовское, а также повышение квалификации в процессе осуществления профессиональной деятельности);
  7. Наличие возможности осуществлять оценку качества образовательной услуги  в период обучения;
  8. Выбор приобретения той или иной образовательной услуги не всегда осуществляется непосредственно ее потребителем;
  9. Непосредственное участие потребителя образовательной услуги в процессе ее  предоставления, в связи с тем, что без его интеллектуального участия процесс ее оказания становится малорезультативным или даже бессмысленным;
  10. Присутствие эффекта ожидания со стороны потребителя в получении стабильного дохода в процессе осуществления профессиональной деятельности от приобретенных знаний;
  11. Наличие дополнительных видов услуг социального характера (библиотека, общежитие, экскурсии, медицинские, информационно-консультационные, культурно-развлекательные и спортивные услуги, услуги питания и др.) в течение всего образовательного процесса;
  12. Способность образовательных услуг удовлетворять нравственные и интеллектуальные запросы отдельного индивидуума и общества в целом;
  13. Осуществление постоянного государственного мониторинга и контроля качества  предоставляемых сферой образования услуг;
  14. Специфика образовательных учреждений одновременно действовать на рынке образовательных услуг и рынке труда.
    Таким образом, сущность рыночных инструментов проявляется в реализации определенной устойчивой функции процесса регулирования какого-либо вида хозяйственной  деятельности. Однако рыночные инструменты можно рассматривать в виде многообразных функциональных форм, соответствующих реальным потребностям воспроизводственного процесса и обеспечивающих отдельные аспекты конкурентоспособности продуктов и услуг. Заметим, что конкретный рыночный инструмент способен регулировать определенный аспект эффективности производственного процесса в рыночной среде его осуществления. Рыночные механизмы должны применяться в комплексе, использование их по отдельности не принесет положительных результатов. При этом важным фактором эффективности являются и способы их применения: в масштабах всей организации или отдельного участка. Совокупным результатом использования рыночных инструментов в деятельности хозяйствующего субъекта, с одной стороны, выступает конкурентоспособность его продуктов, с другой – размер полученной прибыли.

Литература:

1. Арутюнова, А.Е. Рыночные инструменты развития сферы образовательных услуг [Текст]/А.Е.Арутюнова: Автореферат дисс.…канд.экон.наук. -  Майкоп: АГУ, 2009.- 28с.
2. Кузнецов, Н.Г. Маркетинг сферы услуг населению: состояние и тенденции развития [Электронный ресурс]/ Н.Г.Кузнецов// Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции развития теории и практики управления отечественными предприятиями». - Ставрополь, 2007// http://www.ncstu.ru
3. Бурменко, Т. Сфера услуг. Экономика [Текст]/ Т.Бурменко.- М.: Кнорус, 2008.- 328с.
4. Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст]/ Ф.Котлер. - М.: Прогресс, 2009.– 1058c.
5. Маркетинг [Текст]/ Под ред. проф. Г.А. Васильева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 208 с.
6. Багиев, Г.Л. Маркетинг [Текст]/ Г.Л.Багиев, В.М. Тарасевич, Х.Анн; под общ. ред. Г.Л. Багиева.– М.: Экономика, 2008.- 736с.v
7. Соколов, К.А. Повышение эффективности использования рыночных инструментов в гостиничном хозяйстве [Текст]/ К.А.Соколов: Автореферат дисс.…канд.экон.наук. -  СПб.: СПбГУ, 2009.- 21с.