×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Исследование направлений повышения эффективности сферы торговли

Аннотация

П.И. Ахмадова

В статье применительно к сфере торговли региона выделены ее функции и ключевые характеристики, доказана необходимость повышения эффективности предприятий сферы торговли и  проведения постоянного мониторинга условий их формирования.
Ключевые слова: рынок услуг, сфера торговли, устойчивое развитие, тенденции развития

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

В условиях мирового финансового кризиса важное значение приобретает достижение устойчивого экономического развития стран, регионов, отраслей. Данное обстоятельство требует выработки новых подходов к формированию стабильного и равновесного развития экономических систем. В рамках принятых государством антикризисных мер развития экономики особое место отводится формированию устойчиво развивающейся сферы торговли, адаптированной к рыночным условиям, под действием определенного механизма, направленного на обеспечение сбалансированного и стабильного роста указанной отрасли. Устойчивое развитие отечественной экономики, обеспечивающее сбалансированное решение социально-экономических проблем,  является стратегической задачей государства, что отражено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» [1].
Достижение поставленной цели предполагает переход российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития, что может быть обеспечено, в первую очередь, за счет устойчивого развития отдельных отраслей регионов, которые играют все возрастающую роль в формировании доходной части бюджета государства и укреплении его экономического потенциала. При этом результаты развития должны оцениваться не экономическими показателями деятельности предприятий, а критериями социально-экономического развития, поскольку устойчивое развитие предполагает поиск и установление оптимального решения современных социальных и экономических проблем.
Проводимые меры государственного и рыночного регулирования сферы торговли  не представляют сбалансированную систему отношений участников рынка и не  в полной мере способствуют устойчивому экономическому и социальному развитию отрасли. В этой связи особую значимость приобретает исследование проблемы формирования эффективного механизма устойчивого развития сферы торговли, который бы способствовал более быстрой адаптации предприятий к рынку, позволял эффективно функционировать в условиях кризиса. Данный механизм должен строиться на оптимальном сочетании различных элементов, однако особое значение приобретают принципы и формы сочетания государственного регулирования и саморегулирования хозяйствующих субъектов, направленные на обеспечение непрерывных воспроизводственных процессов в сфере торговли. Отдельное место при этом должно отводиться региональному уровню устойчивого развития торговли, от функционирования которого зависит результативность экономической политики страны. Возрастание роли и значения товарообменных процессов и их усложнение в новых социально-экономических условиях, обусловливает существенное повышение важности эффективности в управлении экономическими и социальными процессами.
Эффективность экономической системы определяется фазами жизненного цикла системы общественного воспроизводства. Функцию распределения и обмена в экономических системах в основном реализует сфера услуг, концентрирующая движение ресурсов и благ, которыми располагает общество. Сферой торговли на рынке Российской Федерации охвачено более 80% личного потребления. Доля торговли в формировании валового внутреннего продукта страны составляет около 22%, на предприятиях сферы торговли сосредоточено до 17% общей численности занятых и около 23% основного и оборотного капитала [2].
Развитие сферы торговли в конкурентной среде требует от ее субъектов ориентации на максимально полноеудовлетворение потребностей рынка, поэтому устойчивое развитие сферы торговли определяется расширением социально-экономического содержания эффективности и появлением новых обстоятельств ее формирования.
Основными характеристиками распределительно-обменного механизма,  функционирующего в рамках сферы услуг, являются [3]:
- распределение ресурсов и благ в соответствии с потребностями субъектов хозяйствования, что, в свою очередь, обуславливает возможность воспроизводства человеческого капитала;   
-  появление возможности формирования оптимума потребительских предпочтений и его реализация посредством организационных результатов функционирования данного механизма;
- перенесение основной нагрузки по выполнению функций хозяйственного центра системы, в силу существующих  тенденций  развития третичного сектора – сектора услуг, на распределительно-обменный механизм, который является базовым звеном функционирования экономической системы и, одновременно, источником  последующего устойчивого развития.
Можно сказать, что сфера торговли представляет собой сложную систему, обеспечивающую непрерывное обращение произведенных благ (товаров и услуг), включающее их доставку, хранение и реализацию, в целях удовлетворения спроса потребителей. Таким образом, сфера торговли характеризуется тем, что предоставляемые ей услуги обособляются от овеществленных благ и базируются на прямом взаимодействии с  производителями и потребителями.
Повышение важности сферы торговли в современных  условиях обусловлено   усилением роли всей сферы услуг в целом. Она становится одной из составляющих социально-ориентированной рыночной экономики, является автоматическим кристаллизатором происходящих трансформаций,  так как отражает, с одной стороны,  изменения в потребностях населения, с другой, - изменения сферы производства.  Для того чтобы адекватно реагировать на происходящие трансформации и, при этом, следовать логике развития, сфера торговли в современных условиях должна не только выполнять свои прямые функции, но и решать ряд ключевых социальных задач, заключающихся в следующем. В стремлении полного удовлетворения потребностей необходимо ориентироваться на оптимум покупательских предпочтений, динамика которых может быть неоднозначна, что позволит сократить трансакционные издержки, оптимизировать объемы запасов, максимально выровнять несоответствие объемов продаж и торговых закупок. Кроме того, необходимо активизировать предоставление консалтингово-информационных услуг, как потребителям,  так и производителям.  В первом случае, это обусловливает стимулирование принятия решений потребителем в процессе покупки в условиях информационной ясности. Во втором случае, подобный подход обеспечивает производителей информацией о направлениях увеличения платежеспособного спроса, регулируя видовую и ассортиментную структуру производства [3].
Таким образом, к настоящему времени в сфере торговли происходит формирование высокоразвитой конкурентной среды, а потребительский рынок характеризуется относительно высокой насыщенностью товарами и услугами. Увеличение оборота сферы торговли сопровождается положительной динамикой валовой добавленной стоимости и прибыли.
Конкурентоспособность предприятий торговли как предпринимательских структур можно рассматривать как систему взаимосвязанных конкурентных преимуществ, что позволяет понимать конкурентоспособность как эффективность управления конкурентными преимуществами. Развитая конкуренция во многих отраслях экономики формирует новые требования ко всем рыночным контрагентам. Такая ситуация требует обеспечения устойчивости предприятий, которая возможна на основе постоянного повышения уровня качества товаров и услуг, предлагаемых предприятиями сферы торговли, а также эффективного управления их деятельностью, ориентированного на достижение своих целей путем повышения уровня конкурентоспособности. Важнейшей составляющей этой характеристики является система конкурентных преимуществ торговой организации, базирующихся на её внутренних ресурсах, которые в своем единстве составляют "потенциал торговой организации". Достижение реальных успехов в конкурентной борьбе характеризует способность торговой организации реализовать свой конкурентный потенциал. В совокупности потенциал и действия по его реализации выступают основой процесса обеспечения конкурентоспособности торговой организации.
Потенциал торговой организации - это имеющиеся у неё возможности: наличие современной технологии, оборудования, подготовленного персонала, совокупность необходимых ресурсов (товарно-материальных, финансовых, инновационных и др.), обеспечивающих функционирование и стратегическое развитие организации в условиях конкуренции.
Обеспечение конкурентоспособности в своем функционировании использует комплекс средств стратегического менеджмента, инновационного менеджмента, управления операциями и управления персоналом. В своем системном единстве комплекс средств обеспечительного воздействия, используемый с целью создания конкурентных преимуществ торговой организации, определяет её конкурентоспособность.Наибольшее влияние на формирование конкурентных преимуществ предприятий оптовой торговли в условиях нестабильности рыночной среды оказывают следующие факторы: государственные исполнители и законодательные органы, поставщики, потребители продукции и торговых услуг, состояние экономики, конкуренты, социокультурные и политические факторы. Вместе с тем необходимо отметить важность организации торгового процесса, факторы, определяющие состав и содержание технологических процессов и операций. Степень воздействия отдельных факторов внешней среды, в которой функционируют торговые предприятия, зависит от размера предприятий, территориального расположения, ассортимента товаров различного назначения и потребления, выбранных целей развития. Наибольшее влияние факторов внешней среды испытывают крупные оптовые торговые предприятия.Сфера торговли выполняет две основные функции – обмен произведенных благ на деньги и на этой основе удовлетворяет потребности населения в товарах и услугах, обеспеченных денежными средствами. От насыщенности потребительского рынка товарами, своевременности их реализации зависят перспективы развития производства, степень удовлетворения потребностей и качество жизни населения, что, в конечном счете, определяет эффективность национальной экономики.
Поэтому проблема обеспечения устойчивого развития сферы торговли, по мнению автора, должна рассматриваться не только с позиции производства или сферы обслуживания, но и как составная часть общей проблемы эффективности национальной экономики, обеспечивающей рост ВВП и повышение качества жизни населения.
С учетом изложенного, конечный экономический результат деятельности сферы торговли, по мнению автора, следует оценивать посредством [4]:
– объема валовой добавленной стоимости (ВДС), отражающего вклад сферы торговли в создание ВВП и национального дохода страны;
– физического объема оборота сферы торговли, отражающего величину реализованной массы товаров и услуг конечному потребителю (населению);
–  валового дохода, обеспечивающего покрытие затрат и образование прибыли;
– прибыли, отражающей качественный конечный финансовый результат деятельности предприятий и организаций сферы торговли.
Таким образом, современная сфера торговли характеризуется высокими темпами реализации товаров и услуг. При этом покупательная способность населения остается крайне низкой, что обусловливает необходимость повышения эффективности сферы торговли и требует постоянного мониторинга условий ее формирования, разработки экономически обоснованного механизма ее устойчивого развития.  Указанный механизм позволит обеспечить сохранение занимаемых на потребительском рынке позиций и результативность функционирования данной сферы, рост эффективности деятельности предприятий торговли, ориентированных на достижение целей устойчивого развития, соответствующих вызовам финансового кризиса.

Литература

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации//http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib/mert/welcome/ pressservice/eventschronicle/doc1217949648141
2. URL://http:// www.gks.ru
3. Якубова, Э.В. Распределительно-обменный механизм функционирования и развития торговли в регионе  (на материалах Ставропольского края) [Текст]/ Э.В.Якубова: Автореф…канд. эк.наук.- Нальчик, 2004.- 24с.
4. Токарь Е.В. Эффективность внутренней торговли на рынке потребительских товаров: теория, методология, стратегия роста [Текст]/ Е.В.Токарь: Автореф…доктора эк.наук.- Белгород, 2009.- 40с.