×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon@ivdon.ru

Обеспечение эколого-экономической безопасности под влиянием железнодорожного транспорта

Аннотация

Е.Л. Кузина

Рассмотрено значение воздействия железнодорожного транспорта на обеспечение устойчивого экономического развития общества. Выявлены особенности функционирования предриятий железнодорожного транспорта на урбанизированных территориях. Определены подходы к принятию управленческих решений по обеспечению эколого-экономической безопасности страны.  
Ключевые слова: Эколого-экономическая безопасность, транспорт, устойчивое развитие, окружающая среда.

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

Реализация роли транспорта, и железнодорожного в том числе, в обеспечении экономической безопасности страны определяет необходимость повышения его мобилизационной готовности к работе в особых условиях[3]. При этом мероприятия по обеспечению устойчивости функционирования объектов и подсистем транспорта в чрезвычайных ситуациях  разрабатываются и осуществляются заблаговременно в соответствии с государственными целевыми программами и мобилизационным планом экономики Российской Федерации[6]. Рассмотрим далее виды и уровни экономической безопасности страны, которые находятся под влиянием транспортных факторов. Негативные результаты экономических реформ 90-х вызвали повышенный интерес к проблемам экономической безопасности и безопасности в целом таких ученых, как Л.Абалкин, С.Глазьев, В.Тамбовцев, Г.Вечканов, В. Сенчагов, О.Бельков, Е.Бухвальд, Н.Гловацкая, С.Лазаренко, Ю.Владимиров и А.Павлов, В.Загашвили и другие.
Большинство определений предполагают выделение в структуре понятия  «безопасность» объекта, подвергающегося опасности, и факторов, угрожающих его безопасности.  При этом остается нераскрытым необходимый уровень защищенности объекта от угроз[4].  На основе системного подхода любой объект безопасности следует рассматривать в качестве системы,  имеющей структуру и отдельные взаимосвязанные и взаимодействующие  элементы[7]. Из этого следует,  что говорить о какой-либо защищенности объекта безопасности от внутренних и внешних деструктивных факторов можно лишь в том случае, если объект в целом и каждый его элемент в отдельности способны стабильно выполнять все свои функции[2].
При этом под безопасностью, в общем смысле этого понятия, следует подразумевать общественную безопасность,  выделяя в ней отдельные элементы в зависимости от содержания конкретной сферы жизнедеятельности[5]. Необходимо отметить,  что особое место среди всех видов общественной безопасности занимает экономическая безопасность, поскольку она является материальной основой для их обеспечения, которую, следует рассматривать во взаимосвязи и взаимном влиянии с экологической безопасностью, так как весьма важно сохранение ассимиляционного потенциала окружающей среды для обеспечения устойчивого экономического развития общества(рис.1).


 

Рис. 1. Взаимосвязь экономической и экологической безопасности
как основных видов общественной безопасности


Взаимосвязь экономической и экологической безопасности можно характеризовать как эколого-экономическую безопасность, под которой следует понимать устойчивое состояние прогрессивного развития общества с учетом рационального использования и охраны природных ресурсов как основы его жизнедеятельности под влиянием разнообразных деструктивных внешних и внутренних факторов[1].
Рассмотрим далее общественную жизнедеятельность в сфере экономики во взаимосвязи с экологической безопасностью и выделим ее как самостоятельный объект эколого-экономической безопасности. Поскольку процессы, связанные с обеспечением безопасности, по своей сути являются управленческими, то необходимо также наличие субъекта,  обеспечивающего безопасность, в качестве которого мы будем рассматривать железнодорожный транспорт (рис.2). 


Овал: Факторы безопасности  Овал: Индикаторы безопасности 

 

Рис. 2. Схема обеспечения эколого-экономической безопасности под влиянием железнодорожного транспорта


В качестве индикаторов эколого-экономической безопасности могут быть рассмотрены экологические показатели, характеризующие как природоохранную деятельность предприятий  железнодорожного транспорта, так и наличие угроз.  К экологическим  показателям относятся такие, как выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, водопотребление и водоотведение сточных вод в канализационные сети, отходы производства и потребления объектов системы железнодорожного транспорта.
Железнодорожный транспорт в зоне своего функционирования оказывает негативное влияние на компоненты окружающей среды урбанизированных территорий. Урбанизированные территории организованы и развиваются по законам сложной системы и представляют собой целенаправленно выделенное из окружающей среды целостное множество, характеризуемое объединяющими его связями и отношениями. Представляя собой динамически развивающуюся сложную систему, урбанизированные территории включают ряд подсистем, основными из которых являются: элементы естественной природной среды; техногенная среда, в том числе транспортная инфраструктура урбанизированных территорий; социальная подсистема.  Эти подсистемы тесно взаимосвязаны и находятся в неразрывном взаимодействии, обусловленном формой общественных отношений.
Основы формирования эколого-экологической системы безопасности страны  под влиянием железнодорожного транспорта отражают взаимосвязь и взаимное влияние социальной подсистемы, подсистемы физических элементов урбанизированных территорий и окружающей среды. Для разработки организационно-технических и  природоохранных мероприятий по обеспечению эколого-экономической безопасности страны следует рассматривать во взаимосвязи и взаимной зависимости две подсистемы - железнодорожного транспорта и окружающей среды, как единое целое, в виде системы обеспечения эколого-экономической безопасности страны на железнодорожном транспорте. Подсистема железнодорожного транспорта  включает хозяйства грузовой  и коммерческой работы, пассажирское, пригородное, перевозок, пути и др.  Каждое хозяйство и все  вместе они оказывают непосредственное влияние на компоненты подсистемы окружающей среды.
Для обеспечения эколого-экономической безопасности страны окружающую среду следует рассматривать как составной элемент финансово-хозяйственной деятельности подсистемы железнодорожного транспорта в морфологической модели взаимосвязи производственных процессов, элементов, их составляющих, и компонентов окружающей среды. Таким образом, в процессе функционирования железнодорожный транспорт оказывает существенное  влияние на окружающую среду, загрязняет ее и наносит ущерб. Формирование системы обеспечения эколого-экономической безопасности страны на железнодорожном транспорте нацелено на поддержание всеобщей заинтересованности в уменьшении загрязнения и возможного ущерба окружающей среде с целью устойчивого экономического развития общества.


Литература:

1. Кожевников Р.А., Кочнева Л.Ф.. Виноградов Е.В. Макрооценка экономической безопасности на железнодорожном транспорте // Железнодорожный транспорт, 2003, № 8. – С. 24-30.
2.  Кожевников Р.А. и др. Экономическая безопасность. – М.: Изд-во МИИТ, 2001. – 248 с.
3. Лапидус Б.М., Терешина Н.П., Кожевников Р.А. Оценка влияния железнодорожного транспорта на обеспечение экономической безопасности России // Железнодорожный транспорт, 2001, № 1. – С. 15-21.
4. Перцев А.Н., Паршиков А.В., Андреев Г.П. Экономическая безопасность железнодорожного транспорта // Железнодорожный транспорт, 1999, № 3. – С. 18-22.
5. Сенчагов В. К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики, 1995, № 1. − С. 98−101.
6. Федораев С.В. К вопросу об определении понятия «экономическая безопасность страны» как научного термина // Вестник ИГПС, 2009, № 3. – http: // vestnik. igps. ru / wp – content / uploads /V2 / 15. pdf
7.  Экономическая безопасность железнодорожного транспорта: учебник для вузов ж.-д. транспорта /Р.А. Кожевников, З.П. Межох, Н.П. Терешина и др.; под ред. Р.А. Кожевникова, З.П. Межох. – М.: Маршрут, 2005. – 326 с.