×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon@ivdon.ru

Проектирование школы искусств в п. Александровка, г. Ростова-на-Дону

Аннотация

Н.Г. Стрельцова

Дата поступления статьи: 05.12.2013

В статье рассматриваются проблемы реализация в детских школах искусств дополнительных  предпрофессиональных  образовательных программ. Дополнительное образование ставит задачу корректировки учебных профессиональных планов и программ, развития учебного процесса.  Целью любой школы, в том числе школы искусств, является - предоставить возможность многогранного развития способностей  каждого учащегося,  выработка готовности и потребности к самообразованию, а для этого необходимо создавать условия для такой образовательной среды, которая позволит полную самореализацию каждого ребенка независимо от возможностей семьи и степени одаренности.

Ключевые слова: проектирование, строитеотство, объемно-планировочные решения, отделка, интерьер

05.23.01 - Строительные конструкции, здания и сооружения

В соответствии с последними  направлениями законопроекта «Об образовании в РФ» предполагается реализация в детских школах искусств дополнительных  предпрофессиональных  образовательных программ [1-3]. Что подразумевается под этим статусом и в каком направлении развиваться детским школам искусств в связи с планируемыми изменениями? Эти вопросы встают перед архитекторами,  как перед непосредственными участниками реализации данной стратегии.
Школы искусств, первично подразумевали  направление  досугового содержания – это музыкальное, художественное, хореографическое и другие,  не являлись образовательными учреждениями, а скорее осуществляли  предпрофессиональную  подготовку.  В 1992 году, с принятием Закона об образовании, школам искусств присвоили статус учреждения дополнительного внешкольного образования для детей и подростков [4].
В школах искусств работают профессионально подготовленные кадры,  сформировались методические и технические  ресурсы, созданы условия для вовлечения  и подготовки ребенка к освоению первичных профессиональных навыков, необходимых для сознательного определения  в профессиональной ориентации. 
Реализация дополнительного образования ставит задачу корректировки учебных профессиональных планов и программ, развития учебного процесса [5]. Следовательно, перед проектировщиками  возникает необходимость переосмысления материального составляющего данного процесса, нового взгляда на принятие объемно-планировочных решений подобных учреждений. Грамотное освоение пространства  должно максимально создавать комфортное пребывание всем возрастным категориям учащихся и преподавателям,  способствовать возможности раскрытия творческого потенциала, направленного на сохранение уникальной системы творческого образования, которая является гордостью российской культуры.
В 2011 году, перед группой  архитекторов была поставлена задача корректировки ранее выпущенного проекта детской школы искусств  в  соответствии с актуальными требованиями  нормативной документации.  Данный проект был реализован и здание  успешно  эксплуатируется,  реализуя  программу обычной детской музыкальной школы.
Приступая  к поставленной государственным контрактом задаче,  архитекторы пытались проанализировать  изменившуюся за последние годы  экономическую и социальную ситуацию  в конкретном районе  города,  где планируется строительство новой школы искусств [6]. В условиях существующей общей  экономической нестабильности школьник, позже подросток, находится в  неопределенной, непонятной для себя ситуации, а следовательно, не может  принять последовательно продуманное направление в профессиональной ориентации. В данном случае перспективным направлением становится доступное дополнительное внешкольное образование с учетом пересмотра и обновления программ по дисциплинам дополнительного обучения.
Возможно,  поиск новых форм обучения – это всего лишь взгляд в прошлое, в традиционное  дореволюционное воспитание в гимназиях и лицеях России, где в рамках традиционного образования  подключалось дополнительное, происходило обучение для общего развития [7-8].
Расширенное изучение предметов, достаточное для любой профессиональной деятельности в области культуры и искусства, влияло на формирование личности с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры,  развивалась личность, адаптированная  к жизни в современных динамичных условиях. В сознании обучающихся знания из разных областей искусств  складывались в единую картину мира [9].  По мнению проектировщиков, целью любой школы, в том числе школы искусств, является предоставить возможность многогранного развития способностей  каждого учащегося,  выработка готовности и потребности к самообразованию, саморазвитию и самореализации.
С другой стороны, школа искусств может стать одним из факторов укрепления семьи.  Увлечение ребенка требует поддержки членов семьи, через общую заинтересованность формируются и развиваются отношения, создается менталитет ребенка. Школа предоставляет возможность ребенку привить художественный и эстетический вкус, что неизбежно взращивает молодое поколение в творчески мыслящих людей.  Взаимоотношения в семье, поддержанные событиями в связи с дополнительным образованием ребенка, создают особые условия для комфортного проживания ребенка в семье. Школы искусств должны нести культурообразующую функцию, восполняя недостатки и упущения в семье и общеобразовательной школе.
Возвращаясь к цели проектирования любой школы искусств, хочется подчеркнуть, что всем, в том числе и архитекторам, необходимо создать условия для такой образовательной среды, которая позволит полную самореализацию каждого ребенка независимо от возможностей семьи и степени одаренности ребенка. Внося изменения в готовый проект школы искусств, переосмысляя ранее принятые объемно-планировочные решения, не имея возможности увеличения объемов здания,   архитекторы  пытались максимально  приблизиться к решению уникальной задачи – созданию среды для формирования личности. Прежде всего, были рассмотрены планировки с целью принятия  более компактных планировочных решений  с учетом эргономики пространства.  Были предложены дополнительные помещения для класса хореографии,  а в  раздевальных  появились  душевые и туалеты.  Вертикальное зонирование  музыкальных классов, выявило дополнительные площади, а это позволило разнообразить количество направлений в  музыкальном образовании, добавить классы вокала, народных инструментов, предложить небольшое помещение  для репетиций вокальных групп.
Освоение и приспособление пространства эксплуатируемой кровли добавило, прежде всего, возможности для занятий  в  художественной школе. 
Немаловажно наличие в школе искусств актового зала. Проектировщики старались приблизиться к классическому залу, учитывая возрастную категорию,  предусмотрели многоступенчатый пол с более комфортным размещением зрительских мест.  Приподнятый планшет сцены создает прекрасную видовую возможность с любого места в зале. В непосредственной близости к сцене  разместились помещения хранения инструментов, бутафории. Вестибюль школы имел глубинное по отношению к фасаду решение, и нуждался в естественном освещении. Для решения этой задачи проектировщики предложили освещение фонарями, устроенными на кровле. В целях улучшения микроклимата под фонарным освещением разместилась настоящая клумба с озеленением.
Стоит отдельно сказать о внутренней отделке.  В помещениях общего пользования были предложены современные декоративные материалы, имитирующие  натуральные, на полу керамогранитная  плитка «под дерево» и натуральные гомогенные износостойкие рулонные покрытия  - линолеумы , панели  и стены – сочетание декоративных антивандальных штукатурок   и  коллекционной керамогранитной плитки. Изящные карнизы в классическом стиле и ненавязчивая подсветка дополнительно придали камерность и уют интерьерам.  Возникающие вопросы звукоизоляции отдельных помещений решены, благодаря применению новых стеновых материалов с великолепной звукоизоляцией  местного производства.  Отделка классов принята ненавязчивых пастельных тонов. Все примененные материалы  подразумевают возможность многократного мытья, перекрашивания, что в конечном результате принесет хороший  экономический эффект.
Были заменены материалы  наружных стеновых конструкций с учетом повышения их теплоэффективности и  эстетических требований [10].  В качестве основного материала использован белый облицовочный кирпич с цветной расшивкой  швов. Сочетание кирпича с декоративной штукатуркой и лепным декором – проверенная классическая формула комфорта,  дает ощущение сомасштабности. Главный вход организует пространственная  балюстрада из шести колонн. Колонны завершаются декоративным элементом – карнизом.   Фасады, решенные в классическом стиле, работают совместно с  интерьером здания,  создавая единую гармонию,  теплоту и уют дома-школы  в который хочется возвращаться вновь и вновь.
Творческая группа архитекторов-проектировщиков рассчитывает на  полную реализацию  своих замыслов в проекте,  качественное исполнение общестроительных работ,  долгую и плодотворную жизнь в  стенах  школы искусств.


Литература:

  1. СНиП, СП 118.13330.2012, «Общественные здания и сооружения» [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200092705 доступ свободный.
  2. СанПин 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования» [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://forms-docs.ru/doc/sanpin-2441251-03 (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  3. СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  4. СНиП РК 3.02-20-2004 «Культурно-зрелищные учреждения» [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://niisp.ucoz.ru/load/snip_rk/snip_rk_3_02_20_2004_kulturno_zrelishhnye_ucherezhdenija/3-1-0-86 (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  5. Граничин О.Н. Опыт деятельности корпоративных университетских лабораторий по подготовке ИТ-специалистов [Электронный ресурс] / О.Н. Граничин В.И. Князев, С.А. Немнюгин // ИТ-образование, 2009, Режим доступа -  www.it-education.ru// reports/Granichin_Kiyaev_Nemnugin.htm
  6. Сухомлин В.А.. ИТ-образование: концепция, образовательные стандарты, процесс стандартизации [Текст] / В.А. Сухомлин. – М.: Горячая линия – Телеком, 2005. –175 с.
  7. IEEE/ACM Joint Task Force on Computing Curricula. Computer Engineering 2004. Curriculum Guidelines for Undergraduate Degree Programs in Computer Engineering. IEEE Computer Society Press and ACM Press, 2004 
  8.  The Overview Report covering undergraduate degree programs in Computer Engineering, Computer Science, Information Systems, Information Technology, Software Engineering//2005, Режим доступа - www.acm.org/education/curricula.html
  9. Баблоян Н.В. Моделирование адаптационных стратегий социального интеллекта российской студенческой молодежи [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2012/9. Режим доступа – http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n2y2012/779/ доступ свободный.
  10.   Моргун В.Н. Размышления об эффективности стеновых материалов [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона» 2008/4.Режим доступа – http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4y2008/97  доступ свободный.