×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Доклад Б.Н. Слюсаря, Президента Ассоциации «Высокие технологии»

Уважаемые участники съезда!

От имени ассоциации «Высокие технологии» и Ростовского отделения Российского Союза машиностроителей  России, а также от мнготысячного коолектива вертолетостроителей  разрешите передать вам наилучшие пожелания от работников оборонного и машиностроительного комплексов области по успешной работе нашего съезда.
Позвольте кратко проинформировать о той работе, которая проводится в акционерном обществе «Роствертол» по реализации решений 1-го съезда инженеров Дона по созданию инновационных звеньев, связывающих науку и реальное производство.
Последние 10-15 лет мы работаем в условиях непрерывного обновления и освоения новых технологий, новых материалов и самого современного оборудования, что связано с производством принципиально новых изделий и их модификаций. Это, прежде всего, технологии создания композитных конструкций, освоение новых программных систем автоматизированного проектирования, как для конструирования изделий основного производства, так и средств технологического оснащения, освоение и разработка управляющих программ на многофункциональные станки с ЧПУ и обрабатывающие центры. Причем все эти работы проводятся в исключительно жестких временных рамках, которые продиктованы решением руководства страны о поставке нашей продукции в Вооруженные силы и за рубеж. Но основная сложность состоит в том, что работающие на предприятии инженерные кадры не могли получить требуемых сейчас знаний и навыков  потому, что этим техническим новшествам их в ВУЗе не обучали.

В этих условиях руководством нашего предприятия было принято стратегическое решение о создании собственного образовательного пространства, которое охватывало бы все уровни подготовки: от рабочего до инженера высшей квалификации и позволило реализовать опережающую подготовку и переподготовку специалистов для собственных нужд.
Основным элементом такой системы стал Центр подготовки персонала, который функционирует уже много лет, и за годы своего существования позволил поддерживать на достаточном уровне квалификацию специалистов. ЦПП вместе с кадровой службой формулируют потребности в кадрах, организует согласованный и взаимоувязанный образовательный процесс всего спектра специалистов. Это шефство, техническая поддержка путем организации практик, помощью оборудованием подготовки рабочих в ПУ-8, техников в авиационном колледже.
Следующим шагом стало создание учреждения дополнительного образования - Института инноваций авиационной промышленности, который уже в течение ряда лет без отрыва от производства обеспечивает требуемую переквалификацию и перепрофилирование инженеров и техников согласно текущим потребностям завода.

В 2002 году было принято решение о создании на базе предприятия совместно с Донским государственным техническим университетом кафедры «Авиастроение», работа которой позволила бы осуществить фундаментальную опережающую подготовку инженеров для нужд предприятия. Ее основное отличие от обычных ВУЗовских учебных подразделений состоит в том, что подготовка по всем специальным дисциплинам в течение трех лет проходит в среде авиационного предприятия, где лекционными аудиториями служат цеха, отделы и лаборатории, а 80% преподавателей – это наши ведущие, наиболее квалифицированные специалисты. Мы стали одними из первых в России, хотя такая практика давно принята за рубежом. Так, будущие инженеры компаний Боинг, Локхид-Мартин, Онера и др. проходят подготовку по специализации уже по месту своей будущей работы.

В чем преимущество такого образования?
Во-первых, получив знания нужные для завода, знание завода, его структуры, законов, по которым он функционирует, выпускник с первого дня работы может эффективно приступать к своим должностным обязанностям.
Во-вторых, такого оснащения, таких технологий, какие он может увидеть и освоить у нас, он не сможет увидеть в институте. Просто потому, что учебному заведению это, к сожалению, не под силу.
В-третьих, после первого года учебы большинство студентов начинают совмещать ее с работой именно на заводе, а не на рынке, не в торговых центрах.
Это дает им хорошую практику, а заводским службам позволяет узнать человека и понять, как и где его можно использовать с наибольшей эффективностью.
И, наконец, роль преподавателей. Ведь студенты получают знания от людей, которые ежедневно решают задачи своего предмета на практике, в цехе, отделе. Это дает совершенно другое более высокое качество знаний.

Надо сказать, что подготовка собственного кадрового резерва требует от завода значительных затрат. Это материальное стимулирование наших работников, занятых в учебном процессе, это оснащение учебного процесса, организация и проведение практик.                        Значительную роль играют и именные стипендии имени М.В.Нагибина, которые мы учредили с прошлого года, это специальные стимулирующие надбавки молодым специалистам, которые они получают в течение двух лет после получения диплома. Однако, результаты этой работы уже сейчас оправдывают себя. Практически все выпускники распределяются после окончания института на ОАО «Роствертол», более 80% остаются работать после трех лет трудоустройства. Вот только некоторые примеры профессионального роста выпускников кафедры:

П.С. Седин- зам главного конструктора – победитель конкурса «Лучший инженер
Дона»,
Н.К. Желиба – зам главного технолога,
- главный технолог Лопастного завода,
И.Г.Самощенко – нач. плазового КБ ц.22
и др.

С самого начала подготовки к образованию кафедры, которую мне доверено возглавлять с момента ее официального создания, мы были нацелены на достижение самых высоких показателей, стремясь выйти на уровень ведущих мировых образовательных авиационных центров. Так, при разработке Концепции и Положения о кафедре мы пользовались руководящими документами международных аккредитационных центров, выдающих своего рода сертификат качества подготовки специалистов. В этих документах изложены основные требования, которым должны удовлетворять учебные заведения и их подразделения,  готовящие авиационных инженеров.
Эти требования следующие:
- востребованность выпускников реальным сектором экономики по профилю их подготовки;
- материально-техническая и лабораторная база учебного процесса;
- наличие спонсоров учебного процесса из числа авиационных корпораций;
- необходимость для преподавателей наличия стажа работы по специальности не менее трех лет из каждых 10 лет работы в ВУЗе;
- объем научных исследований по тематике, актуальной для отрасли, по профилю которой ведется подготовка инженеров.

Как видите, все эти требования выполнены. Особо следует остановиться на следующем. С момента создания в Ростове Южного центра РАН наша кафедра стала базовым подразделением Российской академии наук, тематика проводимых ей НИОКР диктуется Приоритетными направлениями науки и техники и Перечнем Критических технологий, утвержденных Президентом РФ. А именно эти направления и технологии актуальны для нашего предприятия. Достаточно сказать, что объем проводимых кафедрой НИОКР на 1 штатного работника примерно в 20 раз выше, чем в среднем по ВУЗу.

 Высокий уровень наших научно-технических достижений выпускников кафедры «Авиастроение» подтверждается конкретными приимерами:
- Дипломом 1 степени Международного салона инноваций и инвестиций 2010 г. в Москве;
В текущем годудостижения кафедры отмечены :
- Победами трех наших выпускников и одним званием лауреата на конкурсе «Вертолет 21 века», проводимого холдингом «Вертолеты России» и ОАО Оборонпромом;
- Получением двух званий лауреатов на МАКСе;
- Победой двух наших работ на конкурсе инженерной академии.
Наконец, самым важным результатом такой научно-технической деятельности является то, что Головным разработчиком – « МВЗ им. М.Л.Миля» выполняются поисковые НИОКР совместно с нашими специалистами по созданию систем для вертолетов нового поколения.
Результатом 7 лет изучения зарубежных аналогов, напряженных работ совместно с ЮНЦ РАН, НИИ механики и НКТБ «Пьезоприбор» ЮФУ, стал совместный проект, к выполнению которого мы приступили в этом году.

Подводя итог сказанному, считаю нужным отметить следующее.
Учитывая необходимость значительного повышения уровня и конкурентоспособности современной высокотехнологичной продукции, которую производят такие предприятия, как наше, ее стратегический характер для страны, а также, к сожалению, имеющую место девальвацию звания инженера и ухудшение бюджетного финансирования системы высшего инженерного образования, значительный объем интеллектуальных и материальных затрат по подготовке инженерных кадров придется нести именно передовым промышленным предприятиям.

Подготовка высококлассных инженеров, готовых с минимальным сроком адаптации приступить к работе в высокотехнологичных и оборонной отраслях, не может быть массовой. Она стоит немалых денег и должна производиться под заказ потребителя, согласно его требованиям к профессиональной квалификации, деловым качествам, дисциплине и исполнительности, к качествам будущего лидера, способного исполнять и руководить прорывными проектами и разработками.
Для обеспечения опережающего уровня профессиональной компетентности будущих авиационных инженеров необходимо подключение к процессу подготовки ведущих специалистов академических и отраслевых институтов, ведущих активный мониторинг достижений и технического уровня зарубежных разработок.
Наблюдаемая тенденция оттока за рубеж молодых талантливых инженеров заставляет искать стимулы для их закрепления на отечественных предприятиях. И мы работаем в этом направлении, внимательно отслеживая трудовую биографию молодежи, особенно, в течение первых трех-пяти лет работы. Это также требует определенных затрат, создания целой системы мер, обеспечивающих удовлетворенность молодого специалиста своим материальным и профессиональным статусом.

Значительное снижение мобильности трудовых кадров, которое мы наблюдаем в последние годы, создало условия, при которых центры создания новых разработок, подготовки кадров будут постепенно смещаться от центра к периферии.

Это объективные тенденции, и наша роль, роль крупных передовых промышленных корпораций, состоит в том, чтобы вовремя оперативно и адекватно отреагировать на них.