Аспекты функционирования и тенденции развития жилищно-коммунального хозяйства и его составных элементов
Аннотация
В обзорной статье автор проводит детальное исследование различных аспектов функционирования жилищно-коммунального хозяйства, рыночных факторов и условий, оказывающих влияние на процессы его развития. Формулируется вывод о необходимости сочетания активной федеральной позиции в вопросах реформирования исследуемой сферы с многообразием форм и методов преобразований в регионах и муниципалитетах, что, в свою очередь, позволит минимизировать административное воздействие и сохранить общую направляющую роль государства в проведении реформ жилищно-коммунального хозяйства с учетом местной специфики при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.
Ключевые слова: развитие, жилищно-коммунальное хозяйство, жилищно-коммунальные услуги, рынок коммунальных услуг, экономическая среда, процессы реформирования.Ключевые слова:
08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)
Устойчивое и сбалансированное развитие территорий неразрывно связано с улучшением условий жизнедеятельности населения. Поэтому создание качественных жилищных условий является одной из приоритетных задач социально-экономической политики государства. Жилище имеет высокую социальную значимость. Если вдруг оказывается, что хотя бы малая часть населения не имеет жилья, либо не в состоянии оплачивать расходы, связанные с предоставлением основных услуг, то вопрос мгновенно превращается в проблему для всего сообщества.
На сегодняшний день одной из наиболее остро стоящих проблем, вызывающих возмущение и недовольство населения, является ситуация сложившаяся в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), после введения ряда социально-экономических новшеств, вызванных к жизни процессами рыночного реформирования отрасли, которые фокусируют в себе наиболее острые и болезненные проблемы экономики регионов. Среди них возрастающий износ жилищного фонда, ухудшение качества предоставляемых услуг, увеличение доли расходов населения на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Несмотря на растущий интерес ученых и практиков к различным аспектам функционирования ЖКХ, комплексное исследование его проблем, особенно теоретико-методологических вопросов, осуществляется недостаточно. Большинству публикаций свойственна противоречивость в понимании сущности ЖКХ, его структуры, характера взаимосвязей, складывающихся между его элементами, роли в системе более широких социально-экономических отношений, что свидетельствует о расплывчатости и неопределенности методологических основ исследования, недостаточной обоснованности предлагаемых теоретических конструкций и идей.
Жилищно-коммунальное хозяйство является важнейшей составляющей в системе жизнеобеспечения граждан, охватывает всё население страны и в связи с этим занимает исключительное положение в ряду прочих отраслей экономики и сферы услуг.
ЖКХ – это совокупность предприятий, служб и хозяйств, призванных обеспечить населению комфортное проживание путем предоставления жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), отвечающих современным стандартам качества [1].
ЖКУ представляют собой конкретный результат экономически полезной деятельности, выражающей отношения между производителями и потребителями по производству, восстановлению и поддержанию надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния объектов жилищно-коммунального назначения, проявляющейся либо в виде товара, либо в виде действий или деятельности [2].
ЖКХ традиционно рассматривают как единую отрасль. Между тем она состоит из двух самостоятельных подотраслей, имеющих свои экономические и технические особенности: жилищное хозяйство - сфера экономики и часть хозяйства страны, которая обеспечивает содержание в надлежащем состоянии и функционирование жилищного фонда (совокупности жилых и вспомогательных помещений); и коммунальное хозяйство - многоотраслевая комплексная сфера хозяйствования, в которую входят предприятия, специализирующиеся на предоставлении услуг тепло -, электро -, газо-, водоснабжения и водоотведения.
Такое разделение принято в силу кардинальной разницы в принципах формирования и функционирования данных рынков услуг.
Рынку жилищных услуг присуща конкуренция в силу большого числа продавцов и покупателей. Именно в этой части ЖКХ конкурентные «правила игры» наиболее прижились и продолжают оздоравливать данный сектор. Субъектами этого рынка услуг являются: управляющие компании, строительно-монтажные организации, выступающие в роли их подрядчиков и потребители их услуг - население.
Рынок коммунальных услуг в силу ограниченного количества продавцов тяготеет к естественным локальным монополиям. Перечислим особенности этого рынка услуг [3]. Особенности предложения:
- Наличие входных барьеров;
- Наличие территориально специфических активов (инфраструктурных сетей), требующих высокого уровня невозвратных издержек;
- Неразрывность производства и потребления услуг;
- Диктат производителя (продавца) в силу отсутствия экономического воздействия потребителя на производителя услуг.
Особенности спроса на коммунальные услуги:
- Пространственная и технологическая привязка потребителя к производителю услуг;
- Непрерывность потребления услуг;
- Невозможность отказа от потребления или высокие издержки исключения из потребления;
- Общественная значимость коммунальных услуг.
Основные технико-экономические показатели жилищно-коммунальных услуг это их качество и стоимость, именно их неэквивалентное соотношение вызывает наибольшее недовольство потребителей.
Стоимостная характеристика производства ЖКУ сложившаяся на март 2011г. представлена в таблице 1.
Таблица 1
Затраты на производство жилищно-коммунальных услуг
Субъекты ЮФО |
Величина затрат на производство ЖКУ, |
Изменения, % |
|
Федеральный стандарт 2011 г. |
Март 2011 г. |
||
Республика Адыгея |
62,5 |
90,9 |
45,4 |
Республика Калмыкия |
54,1 |
64,15 |
18,6 |
Краснодарский край |
60,0 |
85,11 |
41,9 |
Астраханская область |
65,8 |
108,94 |
65,6 |
Волгоградская область |
73,4 |
85,56 |
16,6 |
Ростовская область |
71,1 |
91,18 |
28,2 |
[4].
Цены на ЖКУ постоянно увеличиваются, что подтверждено статистикой. Так в декабре 2011 года увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги составило 0,1 %, а за период с начала года – 11,7 %. Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги в 2011 г. в 1,92 раза опередил инфляцию (в 2010 г. –1,48 раз). Индекс потребительских цен на услуги коммунального хозяйства представлен в таблице 2.
Таблица 2
Индексы потребительских цен и тарифов на коммунальные услуги
Период |
2010 |
2011 |
|||
III квартал |
IV квартал |
I квартал |
II квартал |
III квартал |
|
в процентах к декабрю предыдущего года |
|||||
Коммунальные услуги |
112,2 |
113,0 |
110,3 |
110,9 |
111,2 |
Холодное водоснабжение и водоотведение |
117,5 |
117,6 |
115,0 |
115,0 |
115,1 |
Отопление |
111,9 |
114,4 |
111,7 |
110,7 |
110,7 |
Газоснабжение |
117,4 |
117,4 |
107,2 |
113,4 |
113,4 |
Электроснабжение |
112,1 |
112,0 |
109,8 |
109,7 |
109,7 |
[5].
Подорожание жилищных услуг в декабре 2011г. составило 0,1%, за период с начала года – 12,5 %.
Средняя величина удельного веса расходов на оплату ЖКУ в потребительских расходах домохозяйств достигла критического уровня, который составляет около 9 % в среднем и 10-14 % - для низкодоходных групп населения.
Таблица 3
Структура потребительских расходов населения, в процентах
Наименование товарных групп |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Все товары и услуги |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
Жилищно-коммунальные услуги |
8,79 |
8,73 |
8,45 |
7,75 |
8,66 |
8,86 |
Жилищные услуги |
2,78 |
2,75 |
2,74 |
2,57 |
2,61 |
2,71 |
Коммунальные услуги |
6,01 |
5,98 |
5,71 |
5,18 |
6,05 |
6,15 |
[5].
Качество предоставляемых ЖКУ оставляет желать лучшего. Основные недостатки предоставляемых жилищных услуг это: несвоевременное выполнение, а иногда и полное отсутствие плано-предупредительного ремонта; некачественное выполнение работ по текущему ремонту; несвоевременный вывоз мусора; отсутствие капитального ремонта; ненадлежащее санитарное содержание и техническое обслуживание общедомового имущества.
Коммунальные услуги обладают следующим набором недостатков: перебои в поставке ресурсов (воды, теплой энергии, электроэнергии, газа); предоставление некачественных ресурсов (перепады в напряжении, низкая температура теплоносителя и давления в сети); ненадлежащий химический состав воды.
Перечислим основные проблемы подотраслей ЖКХ, оказывающих прямое влияние на качество и стоимость, а также свидетельствующих о кризисном состоянии отрасли [6]:
- Невыполнение бюджетом своих обязательств. В первую очередь это касается компенсации государством различных льгот и субсидий и просто щадящих цен на услуги ЖКХ, при разработке и установлении муниципальных тарифов. Отсутствие механизма выполнения комплексных согласованных действий федеральных, региональных и муниципальных органов власти в ценообразовании, законодательной и налоговой деятельности;
- Неплатежи населения;
- Разбалансированность тарифов, когда предприятие водоснабжения становится банкротом из-за роста цен на электроэнергию, а повысить цены на свои услуги не имеет права;
- Недостатки нормативно-правового законодательства в сфере предоставления жилищных услуг и контроля деятельности ресурсоснабжающих организаций;
- Отсутствие информационной базы об инвестиционных проектах в сфере ЖКХ;
- Отсутствие действенных механизмов и инструментов управления инвестиционной базой ЖКХ;
- Дефицит квалифицированного персонала;
- Угроза экономической безопасности, которую несет в себе расширяющаяся инфильтрация организованной преступности в систему ЖКХ вследствие высокой привлекательности для спекулятивного и криминального капитала.
Многолетняя политика по занижению тарифов на услуги ЖКХ, введение льгот и перекрёстного субсидирования (вместо адресной помощи конкретному потребителю ЖКУ), неплатежи населения и недостаточное финансирование со стороны государства привели эту отрасль в плачевное состояние.
Пути выхода отрасли из кризисного состояния государство видит в либерализации и развития конкурентной среды в жилищно-коммунальной сфере, и создании условий для роста некоммерческих организаций по управлению многоквартирными домами – товариществ собственников жилья (ТСЖ) – для активного привлечения населения к управлению своей собственностью.
Однако несмотря на создание благоприятных условий для формирования и функционирования ТСЖ путем предоставления льгот по налогообложению и проведения разъяснительной работы сотрудниками администраций муниципальных образований, многие собственники не испытывают большого желания нести ответственность за текущее состояние и последующую эксплуатацию своих домов. Главным аргументом в данной ситуации со стороны собственников является неудовлетворительное техническое состояние жилищного фонда, которое осталось после управления муниципальными службами и предприятиями, такими как ДЭЗ, Горжилуправление и ряда других организаций. Но вследствие того, что большая часть этих предприятий упразднено, а другие претерпели процедуру приватизации, перейдя в форму ОАО, начав свою деятельность с чистого листа, предъявить свои претензии некому. Таким образом, основным способом выражения своего протеста собственники находят в уклонении от уплаты за ЖКУ, что создаёт ещё более напряженную ситуацию (таблица 4).
Таблица 4
Установленный уровень оплаты жилищных и коммунальных услуг по субъектам ЮФО в I квартале 2011 года
Субъекты РФ |
Содержание и ремонт жилья (Жилищные услуги) |
|
||||
Установленный уровень платежей населения, % |
Фактический уровень возмещения населением затрат, % |
Отклонения, % |
|
|||
Республика Адыгея |
100 |
79,9 |
-22,3 |
|
||
Республика Калмыкия |
100 |
83,3 |
-57,1 |
|
||
Краснодарский край |
100 |
85,3 |
-29,2 |
|
||
Астраханская область |
99,9 |
80,5 |
-16,7 |
|
||
Волгоградская область |
98,1 |
86,7 |
-12,9 |
|
||
Ростовская область |
100 |
89 |
-42,0 |
|
||
Субъекты РФ |
Коммунальные услуги |
|||||
Установленный уровень платежей населения, % |
Фактический уровень возмещения населением затрат, % |
Отклонения, % |
||||
Республика Адыгея |
70,2 |
100 |
-57,7 |
|||
Республика Калмыкия |
84,4 |
100 |
-46,8 |
|||
Краснодарский край |
87 |
100 |
-34,0 |
|||
Астраханская область |
80,2 |
99,9 |
-14,9 |
|||
Волгоградская область |
68,1 |
98,1 |
-27,8 |
|||
Ростовская область |
82,8 |
100 |
-39,1 |
[7].
На практике уже известны случаи, когда многоквартирные дома, требующие срочного капитального ремонта, исключались из программы по финансированию Государственной корпорацией «Фонд содействия реформированию ЖКХ» в связи с недофинансированием со стороны собственников жилья (5 % от стоимости ремонта).
Результат либерализации и демонополизации отрасли - привлечение частного бизнеса, а значит дополнительного капитала и инвестиций. Данный механизм, как было отмечено выше, работает в жилищном хозяйстве. Однако к управлению коммунальной инфраструктурой малый и средний бизнес привлекается тяжело. С этим связан ряд обстоятельств [8]:
- отсутствие культуры договорных отношений, вследствие чего создается опасность, что потребители не будут оплачивать услуги в том размере, который требуется для развития бизнеса;
- отсутствие удовлетворяющей бизнес системы тарифных отношений и тарифного регулирования в сфере коммунальной деятельности, которое исключает возможность бизнесу решить проблемы своих отношений с муниципальным сообществом непосредственно, а местные администрации – защитить интересы потребителей от «алчности» поставщиков услуг.
Отмеченные проблемы приводят к тому, что происходит снижение воздействия цены как эффективного рыночного механизма на процессы становления и развития конкуренции в коммунальной подотрасли. Одним из способов включения бизнеса и его сотрудничество с государством является государственно-частное партнерство. Наиболее часто применяемым в практике видом такого партнерства является концессионное соглашение. Такие соглашения распространены как в Европе, так и на Западе. По концессионному соглашению частный сектор получает во владение и пользование, государственные или муниципальные инфраструктурные объекты с целью предоставления публичных услуг оговоренного в договоре качества и как результат хозяйственной деятельности получения прибыли. Важным аспектом договора концессии является принятие концессионером на себя определенных финансовых обязательств по инвестированию в инфраструктурные системы, но при этом они остаются в собственности концедента [9]. Для развития концессионных схем и привлечения инвестиций необходимо создание нормативно-правовой базы для урегулирования вопросов концессии применительно к жилищно-коммунальному хозяйству.
Перед законодательной властью стоит трудная задача – с одной стороны отстоять интересы производителей жилищно-коммунальных услуг, поставщиков энергоносителей в условиях рынка, усилив правовую ответственность квартиросъемщиков и собственников жилых помещений за неуплату услуг. И вместе с тем, обеспечить правовую защиту населения от действий предприятий-монополистов топливно-энергетического комплекса по ограничению и прекращению подачи газа, тепла, электроэнергии, воды в жилищный фонд и объекты социальной инфраструктуры – больницы, родильные и детские дома, являющиеся нарушением элементарных прав граждан [10].
Усовершенствование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства – важнейшая составляющая всего спектра проводимых государством реформ. ЖКХ одна из немногих отраслей экономики, где так тесно переплелись технические, экономические, социальные и политические аспекты, непосредственно затрагивающие интересы каждого жителя страны. Это необходимо учитывать при разработке комплекса мероприятий по совершенствованию системы управления ЖКХ, а именно:
- Повышение роли контрольных функций органов местного самоуправления. Деятельность контрольно-инспекционных подразделений должна быть направлена не только на обеспечение эффективности регулирования сферы жилищно-коммунальных услуг. Она должна быть органично интегрирована в общую систему государственного регулирования; обеспечивать координацию и взаимодействие муниципальных образований с другими органами государственного регулирования в сфере ЖКХ и экономики в целом;
- Формирование субъектов жилищно-коммунального рынка и строгого разделения между ними функций и задач;
- Создание эффективной системы оказания жилищно-коммунальных услуг населению;
- Формирование рынка профессиональных управляющих компаний;
- Конкурсный отбор подрядчиков и активное привлечение частного бизнеса в жилищно-коммунальную сферу;
- Полный охват договорными отношениями всех субъектов жилищно-коммунального рынка;
- Вовлечение граждан - собственников жилья в самостоятельное управление имуществом;
- Оптимизация взаимоотношений между поставщиком и потребителем жилищно-коммунальных услуг;
- Формирование единой информационной базы об инвестиционных проектах в ЖКХ для потенциальных инвесторов;
- Разработка и внедрение действенных механизмов и инструментов управления инвестиционной базой ЖКХ;
- Прозрачность процедур формирования и изменения тарифов;
- Создания системы адресной социальной помощи малоимущему населению вместо ведения перекрёстного субсидирования;
- Модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры.
На основании институционального анализа специфики реформы сферы ЖКХ напрашивается вывод о необходимости сочетания активной федеральной позиции в вопросах реформирования сферы с многообразием форм и методов преобразований в регионах и муниципалитетах, что, в свою очередь, позволит минимизировать административное воздействие и сохранить общую направляющую роль государства в проведении реформ с учетом местной специфики, при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.
Литература:
1.Суходолов, А.П. Жилищно-коммунальное хозяйство Иркутской области: состояние и проблемы/ А.П.Суходолов [Текст]// Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2010. - № 5. - С. 46-56.
2.Безруких Ю.А. Малый бизнес и ЖКХ: проблемы и перспективы/ Ю.А.Безруких, В.В.Левшина [Текст] // Экономика и эффективность организации производства: Материалы VIII Международной научно-технической конференции. Выпуск 8. – Брянск: БГИТА, 2007. – С. 146-149.
3.Баскакова, И.В. Институциональные соглашения как инструмент регулирования рынка услуг жилищно-коммунального хозяйства/ И.В.Баскакова, И.Н. Батина [Текст] // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2007. - № 10-2. - С. 18-27.
4.Официальный сайт Центра муниципальной экономики и права. Режим доступа к сайту: http://www.cnis.ru/?id=8&stpg=0&stct=0
5.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/
6.Аракелян, А.О. Институциональные проблемы развития сферы жилищно-коммунальных услуг/ А.О.Аракелян [Текст] //Управление экономическими системами: электронный научный журнал.-2010.-(21) УЭкС 1/2010. Режим доступа http://www.uecs.ru
7.Официальный сайт Центра муниципальной экономики и права. Режим доступа к сайту: http://www.cnis.ru/?id=8&stpg=1&stct=0
8.Свистунов, А.В. Механизмы регулирования экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве/ А.В.Свистунов [Текст] //Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. 2008. № 1. С. 119-124.
9.ФЗ РФ от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ (ред. От 19.07.2011г.) «О концессионных соглашениях».
10.Вяткин, И.Ю. Исследование проблемы реформирования жилищно-коммунальной сферы и её влияния на сокращение бюджетных расходов/ И.Ю.Вяткин [Текст] : Монография / Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. − Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2004. − 148 с.