×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

О центрах интеграции образования – науки – производства

Аннотация

Н.В. Посупонько

Тема использования научных достижений на всех этапах жизненного цикла от идеи до утилизации в нашем отечестве многие десятилетия актуальна, но не решена при неоднократных попытках. Вот и создание Южного федерального университета (ЮФУ) имеет ту же направленность. Поскольку «объять необъятное» не получается, предложено добиться успеха на уровне мощного университета с хорошей поддержкой государства...

Организация и инфраструктура технологического производства

Тема использования научных достижений на всех этапах жизненного цикла от идеи до утилизации в нашем отечестве многие десятилетия актуальна, но не решена при неоднократных попытках. Вот и создание Южного федерального университета (ЮФУ) имеет ту же направленность. Поскольку «объять необъятное» не получается, предложено добиться успеха на уровне мощного университета с хорошей поддержкой государства.

Видимо, и на уровне ЮФУ совместно с предприятиями ОПК и других отраслей целесообразно иметь систему целей из отдельных подсистем интеграции образования – науки – производства; например, элементной базы, вычислительных систем, систем сбора, обработки и передачи информации, радиолокационных станций, систем радиоэлектронной борьбы  и др.

Главная цель учебного заведения, в том числе и ЮФУ, подготовить специалиста, способного своей конкретной деятельностью «положить начало» изменениям в окружающей человека искусственной среде и нести за это ответственность, положить свой кирпич между прошлым и будущим цивилизации.

Почему об этом следует напомнить перед тем, как изложить мысли по поводу Центров интеграции,   потому что в нашем регионе, имеющем высокотехнологичные производства, НИИ, КБ, вузы, создан еще и Южный федеральный университет со значительными ресурсами. Не распорядиться разумно этой благоприятной ситуацией всем ныне действующим специалистам, ученым, руководителям будет непростительно.

Для достижения цели необходимо единство средств и методов в организации деятельности всех причастных к реализации идеи от фундаментальных исследований до утилизации – на всех этапах жизненного цикла.

В обеспечении жизненного цикла идеи особое место принадлежит инженерной деятельности.

Инженер чаще всего призван решать проблемы, уже поставленные жизнью, «надо сегодня» (или вчера)! Как умеешь, так и делай, жизнь требует. С одной стороны, опорой в проектировании служат накопленные знания фундаментальные, прикладные, а  с  другой, практическая реализация знаний вырабатывает новые конкретные задачи для фундаментальных и прикладных исследований, новых технологий на всех этапах жизненного цикла реализованной идеи.

Если рассматривать потенциальные возможности научных, учебных заведений, НИИ, КБ, предприятий промышленности, даже только региональных, то самым трудным представляется вопрос: а что бы мы  не смогли сделать?

Это так же, как спросить любого: а почему ты не президент? Самым правильным ответом считается: потому, что никогда не ставил перед собой этой цели.

Вот и результаты работы у нас по созданию выдающихся достижений в научно-технических социально значимых областях могли бы быть лучше, если бы была цель и организация по ее достижению даже при тех же ресурсах. Трудно назвать за многие годы  хотя бы одно исключение. Зачастую заметные результаты идут или «на полку», или  «на дядю».

Именно интеграция позволяла достичь выдающихся результатов при заметном отставании в ряде областей отечественной науки и особенно технологий, но при целевой направленности  и системном подходе.

Системный подход и конкретика должны быть всегда «в приоритете». Даже алхимики, не достигнув своей главной цели, много сделали для мировой науки.

«МИГ», украденный предателем, превосходил лучшие в мире самолеты и страшно удивил иностранных спецов тем, что бортовое оборудование построено на отсталой элементной базе, так же как и ЭВМ «Эльбрус», БЭСМ, космические аппараты и др. Выдающиеся достижения академиков А.Н.Туполева и С.П.Королева  результат цели и конкретики, интеграции науки, технологии и подготовки специалистов.

Процесс создания чего-то нового ставит совершенно конкретные задачи и перед фундаментальной, и перед прикладной наукой, конструкторами и технологами. Только конкретная деятельность по созданию новых технологий выдаст проблематику фундаментальных и прикладных исследований не «на полку», а точечно под проблему.

В том-то и дело, что инновации надо выращивать в среде риска, с помощью системы мер научных, технологических, юридических, социальных и др.

Инновация это мысль, озарение творческой личности или группы энтузиастов: паровая машина, электричество, радио, компьютер и др. Наукоемкие производства характеризуются степенью использования инновационных процессов.

Инновацию за деньги не «родишь»... 

Только в процессе конкретной целенаправленной деятельности рождается мысль, а мысль рождает знание.

Ключевым звеном инновационного процесса считается НИОКР, на которую должны приходиться основные вложения.

Инновация это интеллектуальная собственность, без юридической защиты которой  вложения в нее бессмысленны.

Инновации не смогут быть эффективными без комплексного подхода с использованием достижений различных наук, технологии, экономики, маркетинга и др.

Одним из механизмов развития наукоемких производств могут послужить Центры интеграции образования, науки и производства. Они могут создаваться по типу малых предприятий или структур с участием государственно-частного капитала или других форм. Они строятся на базе ядра из трех составляющих:

  1. образовательного учреждения (института, факультета, кафедры);

  2. НИИ или КБ (по профилю);

  3. опытного производства или предприятия.

При широком партнерском содружестве других секторов науки и технологий.

Целью создания Центра интеграции образования, науки и производства является объединение усилий научных, образовательных и производственных структур для достижения и постоянного поддержания максимально возможного научно-технического, социально значимого и конкурентоспособного уровня продукции в выбранном спектре рынка и подготовки кадров соответствующего направления и уровня.

В ЮФО в полной мере требованиям комплексного подхода к обозначенной задаче соответствует направление радиоэлектроники профильные вузы и колледжи, НИИ и КБ, опытные производства и промышленные предприятия.

Подобной конкретикой можно охватить многие кафедры, факультеты.

Создание Центров интеграции соответствует концепции Южного федерального университета как исследовательского университета инновационно-предпринимательского типа.

Центры  позволят более гибко использовать преимущества образовательных учреждений, где фундаментальные и прикладные исследования финансируются по программно-целевому принципу, и отраслевых НИИ и КБ, где более гибкая система финансирования (участие в ФЦП, госзаказ, прямые договора с отечественными и зарубежными партнерами и др.), большая свобода в методах оплаты труда и выбора направлений исследования.

Центр будет ответственен за фактическое состояние профильной создаваемой продукции, даст предметную область изучения и исследований в выбранной специальности студенту, аспиранту, преподавателю. Даст конкретные критерии оценки кафедре, ее сотрудникам в их вкладе в результат подготовки специалистов и реализации научно-технических  достижений.

На основании изложенного предлагаю в мероприятия по преобразованию ЮФУ внести конкретику в виде Центра интеграции образования, науки и производства автоматизированных систем контроля, диагностики, прогнозирования технического состояния сложных систем (по сути частный случай автоматизированных систем научных исследований (АСНИ) на базе НИИ специальных информационно-измерительных систем и Кафедры автоматизированных систем научных исследований Таганрогского технологического института. Предложение предварительно изучено.

Центр создаст возможность повысить направленность совершенствования не только для инженеров-электриков, математиков, программистов, но и конструкторов, технологов, экономистов, маркетологов каждый студент, аспирант, преподаватель, профессор может определить для себя личное участие и самооценку в системном направлении  и на сегодня, и навсегда, т.к. АСНИ предела совершенствования и актуальности не имеет.

НИИ СИИС  имеет многолетний опыт в области создания автоматизированных систем контроля, диагностики, прогнозирования мониторинга изделий и образцов техники различного назначения, выполнено более 30 НИОКР, по всем этапам исследования, конструирования, изготовления и внедрения в эксплуатацию. Работы выполнялись на высоком научно-техническом уровне, защищены изобретениями, публикациями, диссертационными работами. Имеются лицензии на все виды деятельности.

Уровень научной и учебной работы Таганрогского института достоин уважения. Нас связывают и достаточно долгие и добрые партнерские отношения.

Организационно-правовые формы создания такой структуры можно найти новое дело требует и нестандартных подходов, и новых кадров.

Институт располагает научно-техническим заделом по АСНИ, специалистами, хорошими партнерскими связями с соисполнителями и потенциальными потребителями, инженерно-производственными площадями, всеми видами связи и передачи данных.

В институте определенный опыт продвижения такого проекта есть. В 1999-2000 гг.  был разработан бизнес-план, аванпроект по теме «Создание единого информационного пространства Северного Кавказа в форме центра интеграции». Идея прошла всю вертикаль власти до председателя Правительства  РФ, все одобрили, но финансирование прошло мимо. Тогда же в Госдуме РФ активно обсуждался законопроект о Центрах интеграции, но сменился состав думы, и закон принят не был.

Существо предложения в той или иной мере кое-где реализуется, но не имея конкретики в постановке задачи и персонализации ответственности эффект снижается.

Базовыми предприятиями создания подобных Центров со стороны ОПК могли бы быть многие, в том числе НИИ Радиосвязи, НИИ «Градиент», НИИ Связи, КБ «Фаза», ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» и др., со стороны учебных заведений могли бы найти свою нишу  практически любые специальности, в том числе и инженерная психология (человеческий фактор), и дизайнеры, и маркетологи, и социологи, и др.

15 мая 2007 г.