ivdon3@bk.ru
Рассмотрены возможности применения современных информационных технологий в преподавании дисциплин графического профиля в условиях распространения коронавирусной инфекции (СOVID-19).
Ключевые слова: инженерная деятельность, графические дисциплины, COVID-19, информационные технологии
05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям) , 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Приведено описание новых оценочных средств в виде кейсовых заданий, которые наиболее полно отражают уровень освоения профессиональных компетенций, заложенных при изучении дисциплины. Кейс-измерители включают специальные проблемные задачи, для решения которых необходимо проанализировать ситуацию, требующую актуализировать комплекс профессиональных знаний. Результаты такого вида тестирования дают достаточно полное представление о профессиональных и личностных качествах специалиста. Приведено описание разработанного специального программного обеспечения для автоматической проверки кейсовых заданий для оценки профессиональных навыков обучающихся по дисциплине базы данных.
Ключевые слова: ситуационный кейс, оценочные средства, тесты, оценивание, кейсовые задания, программное приложение, проектирование
05.13.06 - Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (по отраслям) , 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
В статье приведены особенности методики преподавания общетехнических дисциплин в аграрном университете с учетом сокращения аудиторной нагрузки при переходе на очередной стандарт прикладного бакалавриата ФГОС ВО 3. В работе реализован подход сохранения классических методик и объема учебного материала как в стандартных (аудиторная форма) условиях обучения, так и на дистанте, путем применения инновационных образовательных технологий, в условиях снижения аудиторной нагрузки.
Ключевые слова: прикладной бакалавриат, ФГОС ВО 3++, компетенции, образовательные технологии, общетехнические дисциплины, самостоятельная работа, дистанционные технологии
05.13.10 - Управление в социальных и экономических системах , 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
В данной статье рассматривается актуальная тема проектной деятельности в рамках модернизации высшего образования в Камбодже. В рамках данной статьи мы проанализировали ситуацию, из-за которой среди недавних выпускников вузов ощущается нехватка высококвалифицированных кадров в таких сферах, как сельское хозяйство, точные науки, машиностроение и производство. А также мы изучили информацию о крупнейшем университете страны - Королевский университет Пномпеня.
Ключевые слова: высшее образование, модернизация, инновации, Камбоджа, Россия
05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ , 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Рассмотрены возможности применения графического редактора AutoCAD в формировании готовности выпускников технического вуза к графической деятельности. Даны примеры решения учебных задач по основным разделам дисциплины «Инженерная и компьютерная графика»: проекционное, машиностроительное и строительное черчение.
Ключевые слова: графические дисциплины, компьютерная графика, графический редактор AutoCAD
05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям) , 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
В статье рассмотрены проблемы и особенности информатизации высшего образования. Представлены задачи информационных технологий в образовательном процессе. Проанализированы факторы, влияющие на процесс информатизации образовательного учреждения. Для достижения положительных результатов использования информационных технологий в обучении предлагается внедрить в учебный процесс новые предметные программы, которые позволят, определить методы преподавания и условия осуществления учебного процесса. Применение предметных программ предоставят пользователю возможность построения своего алгоритма обучения.
Ключевые слова: информационные технологии, образование, коммуникационные технологии, проблемы обучения, особенности обучения, программы, факторы влияющие на процесс информатизации образовательного учреждения, условия, преимущества информационных технологий
Реализация компетентностного подхода к результатам освоения основных образовательных программ высшего образования потребовала разработки различных инновационных способов и технологий оценивания компетенций и организации деятельности студентов определенным образом для проверки уровня сформированности общих и профессиональных компетенций. Лабораторный практикум по физике является таким видом деятельности студентов, который удовлетворяет перечисленным требованиям, поскольку каждая лабораторная работа представляет собой как компетентностно-ориентированное задание, так и реализацию учебного мини-проекта по определению некоторых физических величин и констант, выявлению физических закономерностей и проверке основных законов физики. Авторами приводится систематизированная информация о практикуме кафедры «Физика» ДГТУ как о высокотехнологическом наукоемком комплексе, оснащенном современным многофункциональным оборудованием фирмы PHYWE, на базе которого студенты осваивают информационно-коммуникационные технологии. Измерения, как правило, выполняются с помощью программного обеспечения, которое дает возможность разноуровневого выполнения работы, что фактически соответствует различным уровням освоения образовательных программ. Статья публикуется в рамках форума "Победный май 1945".
Ключевые слова: ДГТУ, инновации, компетентностный подход, учебный проект, лабораторный практикум, информационно-коммуникационные технологии
В статье выявлена роль информационного пространства в современном образовании. Сделан вывод о том, что важно грамотно оценивать возможности нового типа информационно-цифрового пространства, бороться не только с его недостатками, но и создавать в рамках педагогического образования необходимые условия для актуализации и формирования у будущих педагогов позитивных, социально значимых черт, востребованных в ХХI веке.
Ключевые слова: информация, информационно-цифровое пространство, информационные технологии, студент, цифровая грамотность, технологические средства, компьютерные программы, цифровые технологии, мультимедийный продукт
13.00.08 - Теория и методика профессионального образования , 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы
Необходимость эффективной организации производства в современных экономических условиях вынуждает машиностроительные предприятия внедрять и обеспечивать функционирование различных производственных систем, основанных на принципах бережливого производства. Одним из обязательных условий качественной подготовки выпускников для таких предприятий является сформированность у них компетенций в области бережливого производства. В работе рассмотрен системный подход к формированию этих компетенций. В основу положены современные образовательные технологии, обеспечивающие активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся и эффективность образовательного процесса в целом.
Ключевые слова: бережливое производство, интерактивная технология обучения, системный подход к обучению, форма и метод обучения, компетенция, машиностроительное производство, технологический процесс, практико-ориентированное обучение, производственная система, эффективно
05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям) , 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Представлен краткий обзор программного продукта AutoCAD, который является общепризнанным мировым лидером в области автоматизации графических работ и получает все большее распространение в нашей стране. Используя презентационные возможности AutoCAD, авторы создали электронную обучающую программу по инженерной графике, решая при этом двуединая задачу: с одной стороны – закрепить и популяризировать классический учебный материал по курсу инженерной графики; с другой - привить будущим инженерам навыки владения современным «электронным кульманом».
Ключевые слова: AutoCAD, Autodesk, презентация, слайд, сценарий, инженерное образование, инженерная и компьютерная графика
05.13.12 - Системы автоматизации проектирования (по отраслям) , 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Представлен метод проведения лекционных занятий в интерактивной форме, проведен системный анализ результатов усвоения дисциплины с использованием традиционных и интерактивных технологий проведения занятия
Ключевые слова: системный подход, повышение эффективности образовательного процесса, лекция с запланированными ошибками, интерактивное занятие, активизация учебно-познавательной деятельности, техническая дисциплина
05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям) , 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
В работе представлены современные приемы и методы системного подхода к организации процесса обучения механике. Рассмотрены отдельные примеры использования педагогических технологий и форм управления образовательным процессом, позволяющие в значительной степени оптимизировать учебно-познавательную деятельность студентов
Ключевые слова: эффективность обучения, активная и интерактивная формы обучения, образовательная система, повышение эффективности образовательного процесса
05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям) , 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
В работе представлена технология реализации междисциплинарной подготовки бакалавров в рамках выполнения студентами научно-исследовательской работы. Опыт реализации данной технологии раскрыт на примере решения задачи рационального раскроя материала для изготовления крупногабаритных изделий, состоящих из деталей, ограниченных номинально цилиндрическими поверхностями. Отличительной особенностью реализации данной технологии являются особый состав группы исполнителей: студенты очной формы обучения и заочной формы, имеющие опыт работы на профильном предприятии. Реализация междисциплинарной подготовки в процессе научно-исследовательской работы, ориентированной на решение производственных задач на основе представленной технологии, способствует активизации познавательной деятельности студентов, формированию целеполагания к изучению отдельных дисциплин, более глубокому пониманию изучаемых методик и технологий, формированию осознанной необходимости постоянного повышения своей профессиональной компетентности.
Ключевые слова: междисциплинарная подготовка, компетенция, научно-исследовательская работа студентов, производственная задача, образовательная технология, раскрой материала
05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям) , 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
В статье выполнен анализ профессионально - личностного развития будущего специалиста по социальной работе, концепции профессионального роста в процессе подготовки и целостного развития зрелой личности профессионала. Проведено исследование особенностей профессионально-личностных компетенций специалиста по социальной работе, формируемых в студенческий период. Представлены результаты основных характеристик профессионально - личностного развития студентов очной и заочной форм обучения коммуникативной, рефлексивной, организаторской, социальной и мотивационно-личностной составляющих.
Ключевые слова: "профессиональная подготовка, компетентностный подход, мотив выбора профессии, профессиональная установка, самоэффективность, саморазвитие "
В статье исследуются параметры и характеристики анкеты «Гражданственность и патриотизм», предназначенной для исследования общекультурных компетенций студентов методом самооценки. В качестве модели измерения используется политомическая модель Раша. По входным данным, полученным с помощью анкеты «Гражданственность и патриотизм», рассчитаны характеристики участников анкетирования и индикаторов анкеты, доказана их пригодность для оценки уровня сформированности личностных качеств, влияющих на общекультурные компетенции. Даны рекомендации по доработке анкеты.
Ключевые слова: уровень подготовки студента, латентные переменные, политомическая модель, индикатор, диагностическое средство, компетенция
В данной статье проведен анализ работы с различными драйверами систем управления базами данных, а именно: MySQL, PgSQL, SqLite; – при большом количестве данных в одной таблице. Для проведения сравнительного анализа использована таблица в объеме 100000 записей. Выявлялись положительные и отрицательные аспекты работы драйверов базы данных по сравнению друг с другом, и на основе полученных данных сделаны выводы об их продуктивности.
Ключевые слова: база данных, первичный ключ, внешний ключ, реляционная база данных, модель, система управления базами данных, php, laravel, mysql, pgsql, sqlite
05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям) , 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
В статье выделяются условия и требования современного инженерного бизнеса, и в этой связи рассматриваются основные цели и задачи при подготовке необходимых специалистов. В работе раскрывается содержание курса "Физика и естествознание" для подготовки бакалавров по направлению "Инноватика". При рассмотрении различных естественнонаучных проявлений подчеркивается важность основных положений и принципов физики. В качестве примеров реализации особых методов преподавания данной дисциплины показаны презентации некоторых лекции и семинара. Представленная дисциплина позволяет изучать объекты и явления, самых различных по природе и сложности, и делать заключения об их динамике и эволюции.
Ключевые слова: инноватика, естествознание, рубежный контроль, физический практикум студентов
Мотивация молодых работников – это важная научно-исследовательская и прикладная проблема. Необходимость эффективного мотивирования этой категории трудовых ресурсов диктуется неизбежностью кадрового обновления и рыночными отношениями. В данной статье раскрываются результаты исследования мотиваторов и демотиваторов трудовой деятельности молодежи на железнодорожном транспорте, проведенного по авторской методике. Показаны специфичные особенности мотивационной сферы молодых железнодорожников.
Ключевые слова: Мотивация, мотиваторы, демотиваторы, молодые работники, железнодорожный транспорт, реформа
13.00.08 - Теория и методика профессионального образования , 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы
Излагается опыт воспитательной работы Ростовского государственного строительного университета (РГСУ) как университета в целом, так и кафедры организации строительства (ОС), в частности. На кафедре ОС ведётся комплексная воспитательная работа, включающая в себя не только организацию досуга, но и приобщение студентов к научной и методической работе. Системный подход к воспитанию обучающихся включает проведение преподавателями лекций по истории страны вообще, истории строительства и архитектуры; участие студентов в подготовке методических указаний, научных исследованиях, завершающихся написанием научной статьи или (и) регистрацией патента на изобретение (полезную модель) или программы для ЭВМ. Анализ опыта воспитательной работы по новой схеме позволил вывести новые критерии оценки работы кураторов.
Ключевые слова: воспитательная работа, куратор, системный подход, учебная группа, научная и методическая работа
05.23.08 - Технология и организация строительства , 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
В статье рассматриваются основные теоретические подходы к проблеме профессионального самоопределения, принятые в отечественной психологии. Автор анализирует не только классические работы по данной проблематике, но и новые теоретические исследования по данному вопросу. На основе теоретического анализа автор представляет эмпирическое исследование особенностей профессионального самоопределения студентов-первокурсников со стратегиями самоподавления, конструктивной и доминирующей.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональный выбор, студенты-первокурсники, стратегии самоутверждения
Рассматривается изучение вопросов получения высшего образования выходцев из семей со средним и высшим образованием как части влияние уровня образованности родителей на качество образования учеников. Актуальность тематики данной статьи обусловлена не только анализом исследований доступности получения высшего образования, но и возможности его получения. Понятия «культурный капитал» рассмотренный в статье дает возможность современной российской молодежи понять и осознать важность получения качественного образования, с учетом тех показателей и аспектов, которые присущи данной социальной среде. Независимо от уровня образованности семьи в современном обществе установились определенный критерии при выборе высшего учебного заведения, позволяющие найти себя в нынешних экономических реалиях.
Ключевые слова: образование, образование родителей, культурный капитал, доход, социально привилегированные слои
В статье проводится анализ экзистенциальной исполненности в русле психологии профессионального здоровья. Описано состояние современной психологии профессионального здоровья. Описано представление о экзистенциальноЙ исполненности в рамках позитивной психологии и философии. Выделены основные факторы профессионального здоровья. Подробно описан такой фактор как вовлеченность в профессиональную деятельность. Показано, какое влияние на профессональное здоровье оказывает фактор эмоционального выгорания. Приведено и описано исследование экзистенциальной исполненности как критерия профессионального здоровья. Сделан вывод о том, что представляет собой образ среднестатистического менеджера среднего звена в условиях российской действительности. Авторы предлагают также конкретные пути разрешения проблемы эмоционального выгорания, недостаточной вовлеченности и недостатка экзистенциальной исполненности как факторов рабочего процесса для психологов, работающих с коллективом организаций.
Ключевые слова: психология здоровья, психология профессионального здоровья, позитивная психология, экзистенциальная исполненность, экзистенциальная проблематика, вовлеченность в работу, эмоциональное выгорание, психология организаций, коррекция эмоционального выгорания
в статье представлены и проанализированы результаты эмпирического исследования профессиональных представлений и представлений об успехе у студентов технических специальностей. Описаны особенности представлений об объекте деятельности и работе в зависимости от доминирующей модели успеха студентов. При помощи корреляционного анализа установлены взаимосвязи образа профессии и модели достижения профессионального успеха.
Ключевые слова: профессиональные представления, успех, успешная профессиональная деятельность, объект деятельности, студенты
В статье обосновывается возможность использования политомических моделей для оценки личностных качеств, влияющих на информационные компетенции студентов, по входным данным, полученным с помощью анкеты «Информационная компетентность». Рассчитаны характеристики участников анкетирования и индикаторов анкет, оценена их пригодность для оценки уровня сформированности информационной компетенции.
Ключевые слова: уровень подготовки студента, латентные переменные, политомическая модель, индикатор, диагностический тест
В настоящей статье автор рассматривает крайне интересную и актуальную тему – проблему интеграции традиционных и инновационных практик в российском образовательном процессе. Автор подчеркивает необходимость сохранения отечественной образовательной традиции в процессе модернизации российской системы образования и переходу к инновационным методам организации образовательного процесса. Выявляются основные традиционные принципы организации российского образования и актуализируется важность их сохранения в процессе образовательных реформ. Автор делает вывод о необходимости модернизации российского образования на основе интеграции традиционных и инновационных практик посредством сохранения принципов фундаментальности знаний, воспитательной и гуманистической ориентации российского образования.
Ключевые слова: образование, модернизация, инновации, традиция, образовательный процесс, глобализация, культура.