ivdon3@bk.ru
Статья посвящена исследованию адекватности модели волновода с дном в виде полупространства в широкополосных расчетах звуковых полей. Рассматриваются две модели дна: жидкое и пористое, и две глубины водного слоя – единицы метров и десятки метров. В случае жидкого дна скорость звука и величина затухания в дне считаются не зависящими от частоты. В случае пористого дна частотная зависимость скорости звука и величины потерь извлекается из экспериментальных данных, опубликованных в открытой печати. Вычисляются частотные зависимости групповых скоростей мод и модальных коэффициентов затухания. Моделируются импульсные характеристики условно мелководного и глубоководного волноводов. Показывается, что в случае волновода с глубиной водного слоя единицы метров модель дна без дисперсии адекватна, в случае глубины воды десятки метров – неадекватна.
Ключевые слова: нормальные волны, морское дно, коэффициент затухания, групповая скорость, импульсная характеристика, внутримодовая дисперсия, межмодовая дисперсия
01.04.06 - Акустика , 05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
Для создания современных систем стабилизации различных объектов и технических систем, как правило, необходимы математические модели с аналитическими свойствами. Это обусловлено тем, что большинство существующих методов синтеза автоматических систем построено на математических преобразованиях моделей объектов управления. Однако для сложных объектов и систем эти модели получают экспериментальным путем. Причем данные экспериментов аппроксимируются различными, хорошо известными методами. Если зависимости имеют существенно нелинейный характер, их аппроксимируют по участкам. Такая фрагментарная модель в целом не является аналитической, что исключает применение многих известных методов синтеза нелинейных систем стабилизации. В этих случаях целесообразно применять новый разработанный в ДГТУ метод Cut-Glue аппроксимации, который позволяет получать аналитическую модель объекта из кусочных аппроксимаций. В данной работе это ил-люстрируется примером синтеза нелинейной системы стабилизации высоты полета дирижабля.
Ключевые слова: система стабилизации, аналитический синтез, нелинейный объект управления, математическая модель, квазилинейная форма, экспериментальные данные, фрагментарная модель, мультипликативно аддитивная аппроксимация
05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ , 05.23.17 - Строительная механика
В статье предлагается алгоритм функционирования адаптивных систем управления движением группы транспортных мобильных роботов в условиях неопределенности. Алгоритм разработан на основе марковского метода идентификации и метода аналитического синтеза систем с управлением по выходу и воздействиям. Адаптивная система управления, в которой используется данный алгоритм, обладает прямыми показателями качества не хуже заданных. Предложенный алгоритм может использоваться для создания систем управления техническими объектами различных типов, при заранее неизвестных математических моделях.
Ключевые слова: мобильный робот, группа, неопределенность, идентификация, марковский параметр, управление по выходу и воздействиям, система
05.02.05 - Роботы, мехатроника и робототехнические системы , 05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям)
История акционерного страхового дела в Области Войска Донского, характеристика четырех этапов развития процесса, анализ общего и особенного в деятельности шестнадцати акционерных кампаний, включая иностранные, на Дону в конце XIX - начале ХХ вв. ("Нью-Йорк", "Урбэнь", "Эквитэбль"). Социальный состав страхователей, формы страховых скидок, логика конкурентной борьбы
Ключевые слова: страхование, организация страхового дела, акционерное страхование, страховой случай, страховая скидка, страховая премия, страховые тарифы, страховой капитал
05.02.22 - Организация производства (по отраслям) , 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)
Рассматривается задача повышения энергоэффективности движения электропоезда при преодолении криволинейного участка профиля пути. В работе проведен синтез алгоритмов управления движением, позволяющих экономить энергетические ресурсы по средствам изменения характера движения электропоезда в зависимости от профиля пути. Проведенное моделирование движения электроподвижного состава по предлогаемой модели продемонстрировало снижение потребления энергии в сравнении с номинальным режимом.
Ключевые слова: энергоэффективность, электропоезд, управление движением, алгоритмы управления движением, снижение потребления энергетических ресурсов
05.02.02 - Машиноведение, системы приводов и детали машин , 05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям)
Предлагается метод повышения быстродействия дифференциальных и недифференциальных драйверов (выходных каскадов транзисторной логики, эмиттерных и истоковых повторителей, схем на операционных усилителях с обратной связью и т.п.). Рассматриваются условия синтеза корректирующих цепей, которые компенсируют влияние паразитной емкости нагрузки на диапазон рабочих частот и время установления переходного процесса.
Ключевые слова: драйверы, эмиттерные и истоковые повторители, операционные усилители, корректирующая цепь, быстродействие, верхняя граничная частота, время установления переходного процесса, устойчивость.
05.13.05 - Элементы и устройства вычислительной техники и систем управления