×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

  • Игровые обучающие модели в имитационной среде организационных конфликтов

    • Аннотация
    • pdf

    Показано, что специфические формы имитационной игры в сочетании с особенностями обучающих процедур в организационных системах предполагают построение адаптируемых имитационных моделей деловых ситуаций. Предложено в процессе проблемного анализа организационных систем использовать когнитивную модель, что позволит, находясь в рамках визуальных топологических описаний, совершать естественный переход от когнитивных к имитационным моделям. Для построения имитационной модели выбрана программная платформа AnyLogic, которая обеспечивает широкие возможности для построения виртуальной образовательной среды с элементами игровой имитации и искусственного интеллекта. Когнитивный анализ игрового процесса обучения показал, что последний должен содержать цикл деловой игры с двумя интерактивными узлами для включения в игру ведущего и игрока. Отмечено, что наиболее востребованы деловые игры, нацеленные на конструирование стилей руководства в условиях конфликта. Поэтому разработана имитационная модель для игрового обучения руководителя противодействию организационному конфликту в рамках вариативности авторитарного, демократического и либерального стилей руководства. Модель использует парадигму системной динамики и выполнена в нотации программной платформы AnyLogic. Для задания правил игры, ведущий в исходном состоянии или при запуске следующего игрового цикла имеет возможность в рамках управления оргструктурой установить характеристики динамики процесса, а также, изменять значения характеристик предконфликтной ситуации. В ответ на развитие конфликта игрок выполняет конструирование соответствующего стиля руководства с помощью доступных ему вспомогательных переменных. В принципе, модель не имеет ограничений для перечня заданий игровых ситуаций ведущим и апробируемых игроком вариантов решений.

    Ключевые слова: диверсификация управления, диверсификации производства, финансово-экономические цели диверсификации, производственно-технические цели обеспечения гибкости производства

    2.3.1 - Системный анализ, управление и обработка информации , 5.8.7 - Методология и технология профессионального образования

  • Цифровая трансформация образования: когнитивные модели коллективного познания и коммуникации

    • Аннотация
    • pdf

    Показана актуальность решения задачи концептуального анализа интегрируемых в процессе трансформации традиционных и цифровых образовательных структур, выявления и оценки их эффективного взаимодействия. Предложено использовать уже прошедшую этапы апробации в предметной среде образования методологию когнитивного анализа. Отмечено, что образовательный процесс включает непрерывно генерируемые и непрерывно модифицируемые циклы познания реальности. В рамках обобщенных описаний, представляемых моделями познания, естественным образом совершается переход от индивидуализированных циклов познания к коллективному исследованию реальности, в котором модели уже управляют коллективным познанием, формируя цикл познания на основе коллективной коммуникации. Разработана исходная когнитивная модель, которая иллюстрирует ситуацию, сложившуюся в современной образовательной системе под мощным влиянием «технократической» точки зрения на цифровизацию. Предложена когнитивная модель коллективного познания и коммуникации в цифровой среде, которая системно интегрирует три важнейшие части с точки зрения трансформационных процессов в образовании, а именно, традиционную структуру познания реальности, новейшую структуру цифровой коммуникации, выстроенную в парадигме коллективного субъекта познания, и, наконец, структуру стратегического управления исходя из социокультурного развития общества и страны.

    Ключевые слова: Когнитивная модель, образование, цифровая трансформация, познание, коммуникация

    2.3.1 - Системный анализ, управление и обработка информации , 2.3.4 - Управление в организационных системах

  • Конструирование стиля управления организационными конфликтами на имитационных моделях

    • Аннотация
    • pdf

    В современных организационных системах управления всё чаще вместо традиционных систем поддержки принятия решения предлагаются их интеллектуальные варианты, построенные с использованием симуляции реальных процессов. Показан вариант использования имитационной модели в контуре управления организационными конфликтами в качестве интеллектуального анализатора конфликтной ситуации. Предложено на её основе осуществлять конструирование собственного стиля руководства, необходимого и достаточного для успешного преодоления организационного конфликта. Опираясь на модельный прогноз эффективности противодействия конкретному конфликту руководитель конструирует в рамках вариативности авторитарного, демократического и либерального стилей управления с помощью доступных ему вспомогательных переменных целесообразное решение. Это позволяет ему не только выходить из привычного стиля руководства, но и подбирать необходимый и достаточный в данном случае стиль, апробировать стилевые стратегии поведения. Руководитель получает принципиальную возможность использовать стиль управления максимально соответствующий внутренним и внешним условиями своей деятельности. Сегодня руководители своей стилевой вариативностью должны соответствовать возникающим проблемам и способности их эффективного решения.

    Ключевые слова: имитационная модель, конфликт в организации, стиль управления, стратегия поведения, руководитель

    05.13.06 - Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (по отраслям) , 05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ

  • Имитационные модели в контуре управления организационными конфликтами

    • Аннотация
    • pdf

    Организационные конфликты являются естественным и неотъемлемым элементом любого предприятия. В современной теории управления для решения подобных задач предлагается использовать различные структуры адаптивного управления, в частности, с эталонными или настраиваемыми моделями в контуре управления. Рассмотрена когнитивная модель адаптивного управления организационными конфликтами с настраиваемой моделью в контуре управления. Встраивание модели в контур управления позволяет интегрировать информацию о динамике характеристик процесса и на основе её обработки предлагать вариант управлений для деэскалации конфликта. Модель в контуре управления организационными конфликтами является по-сути интеллектуальным анализатором конфликтной ситуации, представляющим на основе накапливаемой и обрабатываемой информации, связанной с конфликтом, варианты в рамках известных прецедентов их решения. Ядром такого рода анализаторов служит имитационная модель на основе парадигмы системной динамики. Построенная имитационная модель позволяет оценить и спрогнозировать влияние факторов, способы стабилизации и управления конфликтами на предприятии с учётом основных параметров. В соответствии с концепцией адаптивного управления модель может быть настроена на текущие значения параметров конфликтной ситуации и в соответствии с уже апробированными вариантами (прецедентами решений) может предлагать управления в конкретной ситуации. Использование в модели парадигмы системной динамики для построения эффективного прогноза ориентировано на стратегический уровень управления предприятием.

    Ключевые слова: когнитивная модель, имитационная модель, конфликт, эскалация, контур, управление, деэскалация, организация

    05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям) , 05.13.10 - Управление в социальных и экономических системах

  • Когнитивный анализ и структурное управление самодетерминацией систем

    • Аннотация
    • pdf

    Показано, что при анализе самодетерминации целесообразно использовать инструментарий когнитивного моделирования. Это позволяет выявить все причинно-следственные связи, обеспечивающие логико-смысловую нацеленность на искомый (целевой) результат конкретной системы. Задача анализа является частным случаем исследования фундаментальной философской категории развития, как взаимосвязи и взаимодействия «вещи, свойства и отношения». Формально анализ может быть сведен к процедуре семантической и каузальной интерпретации исходной когнитивной модели. Модель позволяет исследовать внутренние структурные организации, влияющие на реализацию самодетерминации системы. Анализ самодетерминации в свою очередь открывает путь к эффективному когнитивному моделированию, построению динамических моделей, применению игровых и сценарных методов анализа.

    Ключевые слова: когнитивный анализ, когнитивная модель, структура, система, самодетерминация, управление, интерпретация

    05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям) , 05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ

  • К вопросу о дополнительной дистанционной образовательной программе «Использование информационных технологий в инженерной, научной и административно - управленческой деятельности» Часть II

    • Аннотация
    • pdf

    В статье представлена информация о программе повышения квалификации «Использование информационных технологий в инженерной, научной и административно - управленческой деятельности», разработанной в рамках выполнения проекта Ростовского отделения РИА «Инженерный открытый общедоступный форум научной и технологической деятельности, социального и технологического предпринимательства «Розмыслы», который выполняется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Программа предназначена для широкого круга инженеров и специалистов промышленных предприятий, ученых, инженеров-исследователей, преподавателей вузов, специалистов в области административно-управленческой деятельности. В ней слушателям предлагается овладеть рядом профессиональных компетенций в области организационного управления с помощью компьютерного моделирования. Формами проведения обучения являются дистанционные видео лекционные и практические занятия. По каждой теме проводится промежуточный зачет, а по их результатам выставляется итоговая оценка. Слушатели, успешно закончившие обучение получают сертификат, подтверждающий прохождение 16 часового курса повышения квалификации по нашей программе.

    Ключевые слова: дистанционное образование, повышение квалификации, организационное управление, компьютерное моделирование, компьютерные симуляторы

    05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям) , 05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ

  • Модели формирования интеграционных проектов на основе точек роста субъектов Южного федерального округа

    • Аннотация
    • pdf

    Исследование моделей формирования интеграционных проектов на основе точек роста выявляет ряд важных аспектов, связанных с этапами и управлением этапами их реализации. Ориентация на формирование и поддержку точек роста принципиально исключает использование унарных моделей в планировании и реализации проектов в рамках национальных программ. В целях преодоления ограничений, накладываемых данным типом проектов, предлагаются разного рода интегративные механизмы. Особенностью рассмотренных бинарных моделей, описывающих интеграционные механизмы, является сохранение базового цикла проекта точки роста в рамках национальной программы. Однако введение в модели дополнительных контуров с акселераторами роста, с сопутствующими или интегрированными проектами, а также, привлекаемыми ресурсами позволяет снизить риски, вызываемые высокими темпами развития и инновационной проблематикой. Интеграционный потенциал бинарной модели с проектом точки роста в базовом контуре порождает динамичное конкурентное преимущество, т.е. устойчивое, увеличивающееся со временем преимущество, которое не связано с объемом исходного финансирования. Такое преимущество генерирует мощный цикл роста, способный обеспечить серьезное увеличение рентабельности в течение длительного времени. Интегративный характер проектов точек роста должен предусматриваться уже на этапе планирования национальных программ с соответствующими инструментами мониторинга и финансирования.

    Ключевые слова: Указ Президента России, Южный федеральный округ, точки роста, модель, проект, программа, интеграция, механизм

    05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям)

  • К вопросу о дополнительной дистанционной образовательной программе «Использование информационных технологий в инженерной, научной и административно - управленческой деятельности» Часть I

    • Аннотация
    • pdf

    В статье представлена информация о программе повышения квалификации «Использование информационных технологий в инженерной, научной и административно - управленческой деятельности», разработанной в рамках выполнения проекта Ростовского отделения РИА «Инженерный открытый общедоступный форум научной и технологической деятельности, социального и технологического предпринимательства «Розмыслы», который выполняется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Программа предназначена для широкого круга инженеров и специалистов промышленных предприятий, ученых, инженеров-исследователей, преподавателей вузов, специалистов в области административно-управленческой деятельности. В ней слушателям предлагается овладеть рядом профессиональных компетенций в области организационного управления с помощью компьютерного моделирования. Формами проведения обучения являются дистанционные видео лекционные и практические занятия. По каждой теме проводится промежуточный зачет, а по их результатам выставляется итоговая оценка. Слушатели, успешно закончившие обучение получают сертификат, подтверждающий прохождение 16 часового курса повышения квалификации по нашей программе.

    Ключевые слова: дистанционное образование, повышение квалификации, организационное управление, компьютерное моделирование, компьютерные симуляторы

    05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям)

  • Об использовании термина «лимитроф» в русскоязычной литературе 1920 – 1930-х гг. и его геополитическая трактовка в постперестроечный период

    • Аннотация
    • pdf

    Статья представляет собой экскурс в историю вопроса об использовании термина «лимитроф» в русскоязычной литературе по геополитике. Подробно рассматривается этимология данного термина. Выясняется, кто и когда впервые в отечественной литера-туре использовал его, вкладывая геополитический смысл. Показан общеисторический фон эпохи (1920-1930-х гг.), когда «лимитроф» активно использовался многими авто-рами как в Советской России/СССР, так и в Русском Зарубежье. Подробно анализиру-ется вопрос о том, когда и почему состоялось второе «пришествие» термина «лимит-роф» в русскоязычную геополитическую литературу. В контексте рассмотрения рас-пада Советского Союза и PaxSovietica показано, как изменилась геополитическая трак-товка термина «лимитроф». В этой связи дан абрис концепции Великого Лимитрофа.

    Ключевые слова: мировое геополитическое пространство, регионы, жесткие кластеры, промежуточные пространства, лимитроф, распад Российской империи, Балто-Черноморская зона

    05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям)

  • Инженерный открытый общедоступный форум «Розмыслы» - модель открытого профессионального сообщества

    • Аннотация
    • pdf

    Настоящая публикация продолжает представление результатов проекта создания первого в России Инженерного форума научной и технологической деятельности, социального и технологического предпринимательства «Розмыслы», развивающего принципы открытой общедоступной междисциплинарной электронной среды. Раскрывается развитие новых коммуникационных технологий в рамках реализации образовательных проектов на платформе форума. Образовательные проекты позволяют осуществить вовлечение в научное инженерное знание ещё более широкого круга специалистов-практиков, инженеров-исследователей, молодых ученых, соискателей, аспирантов, студентов путем предоставления им возможности для дистанционного участия в образовательных проектах. Показано, что базовое преимущество достигается путем реализации принципа профессиональной социальной сети, являющейся своеобразным междисциплинарным научным и технологическим инженерным форумом. Проект «Инженерный открытый общедоступный форум научной и технологической деятельности, социального и технологического предпринимательства «Розмыслы» Ростовского отделения Российской инженерной академии выполняется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

    Ключевые слова: сайт, интернет-платформа, инженерный форум, открытый доступ, обучение, форсайт

    05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям)

  • Анализ принципов формирования общедоступного интернет пространства в сфере инженерной деятельности

    Содержит материалы экспертного анализа проекта создания первого в России «Инженерного форума научной и технологической деятельности, социального и технологического предпринимательства «Розмыслы»», в том числе, проведенного в рамках круглого стола «Внедрение высоких технологий в современное производство; Информационное обеспечение инженерной деятельности» на IV Съезде инженеров Дона. Решение задачи формирования общедоступного интернет пространства в сфере инженерной деятельности предлагается вести на основе трех системных принципов: принципа инициализации, поддержки и развитии творческой изобретательской активности; принципа усиления общедоступности, а именно, реализации открытой общедоступной электронной среды на основе модели двойного открытого доступа, модели открытого доступа к публикации с указанием авторства и модели открытого доступа к публикации инженерных монографий; принципа соборности в развитии инновационных интерактивных форм взаимодействия на основе открытого общедоступного форума «Розмыслы». Проект предполагает вовлечение в научное инженерное знание широкого круга специалистов-практиков, инженеров-исследователей, молодых ученых, соискателей, аспирантов, студентов и даже старшеклассников путем предоставления им возможности для публикации, ознакомления и обсуждения результатов публикаций.Проект «Розмыслы» Ростовского отделения РИА «Инженерный открытый общедоступный форум научной и технологической деятельности, социального и технологического предпринимательства» выполняется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

    Ключевые слова: инженерная деятельность, интернет-платформа, форум, хранилище, открытый доступ, публикация, сообщество

    05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям)

  • К 10-летию научного журнала «Инженерный вестник Дона»: концепция, результаты, перспективы

    Представлен анализ процесса развития электронного научного журнала «Инженерный вестник Дона». Концептуально журнал отражает новую культуру научных публикаций на основе глобальных и мини интернет-платформ. Показано, что базовое преимущество электронного журнала достигается путем реализации инициативы открытого доступа. С момента публикации материал доступен для максимально широкого круга читателей. Это накладывает дополнительные репутационные риски на авторов и на журнал в целом, мотивирует взаимную ответственность. Концептуально журнал «Инженерный вестник Дона» ориентирован на традиционные отрасли инженерного знания. Журнал поддерживает публикации в свете конвергенции инженерных методов и профессиональных и научных компетенций специалистов различных областей наук. Журнал представляет собой своеобразный междисциплинарный научный инженерный форум. Журнал реализует принятый изначально принцип «развитие на основе науки».

    Ключевые слова: электронный научный журнал, интернет-платформа, междисциплинарность, открытый доступ, концепция, результаты

    05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям)

  • Инженерный открытый общедоступный форум научной и технологической деятельности, социального и технологического предпринимательства «Розмыслы»

    Представлен проект создания первого в России Инженерного форума научной и технологической деятельности, социального и технологического предпринимательства «Розмыслы», развивающего принципы открытой общедоступной междисциплинарной электронной среды. Представлено обоснование социальной значимости проекта. Новый проект предполагает вовлечение в научное инженерное знание ещё более широкого круга специалистов-практиков, инженеров-исследователей, молодых ученых, соискателей, аспирантов, студентов и даже старшеклассников путем предоставления им возможности для публикации, ознакомления и обсуждения результатов перспективных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, инженерных решений, изобретений и рационализаторских или инновационных предложений в виде электронного препринта. Концептуально проект отражает новую культуру научных публикаций на основе глобальных и мини интернет-платформ. Показано, что базовое преимущество достигается путем реализации инициативы открытого доступа. С момента публикации материал доступен для максимально широкого круга читателей. Проект представляет собой своеобразный междисциплинарный научный и технологический инженерный форум.

    Ключевые слова: сайт, интернет-платформа, инженерный форум и хранилище, открытый доступ, препринт, форсайт

    05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям)

  • Обобщение закона факторизации семантического пространства применительно к любым оценочным шкалам

    Приводятся некоторые экспериментальные закономерности, полученные на базе мониторинга и моделирования эмоционального восприятия социальных процессов, проводимых с 2009 года по настоящий момент методом семантического дифференциала. Всего за этот период было опрошено несколько тысяч респондентов, в основном студентов городов Ростова-на -Дону, Грозного, Владикавказа и Карачаевска. А также политически активной части населения Ростова-на-Дону. Целью проводимых опросов было выявление эмоционального восприятия местного и центрального политических порядков, собственного уровня относительной депривации, культурной инфраструктуры и культурной жизни города в целом, собственного эмоционального состояния. Получено частичное подтверждение закона факторизации первичного пространства Ч.Осгуда. Для всех этих объектов и любой аудитории первичные семантические признаки сводятся к трем-четырем факторам. Однако нами показано, что такая закономерность наблюдается только для классического метода факторизации, при котором факторы выявляются на основе минимизации специфического случайного остатка. Для других методов факторизации число выявленных латентных показателей возрастает. Отметим, что этот результат ранее в литературе не отмечался. Вторая часть закона Осгуда о природе латентных показателей как факторов оценки, силы и активности не обладает такой общностью. Для наших объектов разбиения первичных признаков на пучки не происходит, все признаки перемешаны в каждом факторе. Проведенный факторный анализ результатов, полученным по когнитивной части анкеты показал, что и для этих параметров выполняется та же, что и для семантической части, закономерность. Вся совокупность первичных признаков сводится к четырем-пяти латентным факторам. Когнитивная часть анкеты никакого отношения к методике семантического дифференциала не имеет. Общим для обеих частей анкеты является то, что в них используются оценочные шкалы. И полученный результат заставляет предположить, что обнаруженная Осгудом закономерность факторизации связана не со спецификой семантического пространства и эмоционального восприятия, а является частным случаем общей факторизации любой оценочной шкалы. Для проверки этого предположения было проведено исследование результатов опроса студентов ЮФУ с целью выявления удовлетворенности учебным процессом, проведенным в 2015 г. Анкетирование носило чисто когнитивный характер, было использовано 20 первичных когнитивных признаков, характеризующих образовательный процесс с различных сторон. Всего было опрошено около 4000 студентов. Факторизация классическим методом показала, что три показателя описывают 95% вариации первичных признаков, а четыре – 97%. Что убедительно показывает общую природу факторизации как семантических, так и когнитивных оценочных шкал. Нами предположено, что природа такой закономерности кроется в психофизиологических особенностях формирования оценок респондентами. В среднем человек оценивает любой объект не более чем по трем – четырем факторам. При попытке увеличить число оцениваемых параметров между ними начинает наблюдаться корреляция. Этот результат заставляет по новому взглянуть на разработку анкет и на адекватность многих проведенных ранее опросов. Получается, что использовать крупные шкалы (с числом оцениваемых параметров гораздо больше четырех) не имеет смысла, они все равно свернутся до четырех факторов. При этом адекватность результатов естественно будет снижаться. Выявленная ограниченность восприятия оценочных параметров служит дополнительным источником погрешностей результатов измерений. И в полной мере это относится ко всем ранее полученным результатам по большим оценочным шкалам.

    Ключевые слова: семантический дифференциал, Осгуд, семантическое пространство, факторный анализ, классический метод, латентные факторы, оценочные шкалы, экспериментальная закономерность факторизации шкал, психофизиологическая природа закона факторизации

    05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ

  • Черноморско-Каспийский регион как поле «Большой игры»: классификационный системный анализ

    Объектом системного анализа все чаще становятся геополитические конструкты. Предлагается в рамках системного анализа сконцентрироваться на классификационных аспектах структурных элементов такого геополитического объекта как Черноморско-Каспийский регион. Классификационному анализу подвергаются акторы (игроки), инициирующие «Большую игру» на политическом поле региона. Предлагается рассмотрение морфологического (поэлементного) состава Черноморско-Каспийского региона с последующим ранжированием «местных» акторов и выстраиванием «кристаллической решетки» регионального масштаба. Для исследования акторов предлагается использовать аддитивный и интегративный подходы. Первый предполагает поочередное рассмотрение трех географических субрегионов «Черноморье – Кавказ – Каспий» как площадок «место-действия». Второй подход исходит из невозможности четкого определения естественных границ «Черноморья», «Кавказа» и «Каспийского бассейна», взятых по отдельности.

    Ключевые слова: геополитика, «Большая игра», Черноморско-Каспийский регион, системный анализ, классификация, ранжирование

    05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям)