ivdon3@bk.ru
В статье рассматривается применение беспилотного комплекса для поиска и выявления дефектов при строительстве зданий и сооружений. Приведено применение беспилотных комплексов, интегрированных в практику для контроля качества строительных работ бетонных и стальных поверхностей, а также для регулярных инспекций зданий, изоляций или вентиляционных систем. Подтверждена перспективность использования беспилотных комплексов для проведения ремонтных работ, способствующая повышению показателей работы строительной организации.
Ключевые слова: искусственный интеллект, машинное зрение, программное обеспечение, беспилотный комплекс, обследование, дефект
2.1.1 - Строительные конструкции, здания и сооружения , 2.1.7 - Технология и организация строительства
В данной статье мы рассмотрели проницаемость бетона и влияние коррозийных процессов на долговечность и надежность железобетонных конструкций. Внимание уделяется не только причинам и механизмам коррозии, но и предоставляются современные методы и стратегии защиты от неё бетонных и железобетонных конструкций, направленные на продление их срока службы и обеспечение безопасности эксплуатации. Данные знания позволят инженерам и строителям более эффективно планировать и реализовывать проекты, снижая риски и экономические потери, связанные с коррозионными процессами.
Ключевые слова: коррозия бетона, коррозия стальной арматуры, проницаемость, железобетон, долговечность, прочность, надёжность
В статье проведён комплексный анализ дефектов монолитных железобетонных конструкций, распространённых при возведении многоэтажных зданий. Рассмотрены основные виды дефектов и повреждений, такие как трещины, сколы бетона, разрушение защитного слоя, оголение и коррозия арматурных стержней, образование раковин, наплывы бетона, щебенистость, геометрические отклонения и холодные швы бетонирования. Дано их общее описание, представлены причины их возникновения, классификации, параметры, а также последствия для эксплуатационных характеристик конструкций. Особое внимание уделено современным методам диагностики и технологиям ремонта, что позволяет существенно продлить срок службы зданий и повысить их безопасность в процессе их жизненного цикла. Представленные результаты могут быть использованы инженерами-проектировщиками, строителями и специалистами по ремонту для оптимизации строительных процессов, контроля качества работ и своевременного устранения выявленных дефектов.
Ключевые слова: обследование строительных конструкций, железобетон, дефекты монолитных конструкций, трещины, коррозия арматуры, ремонт, качество бетона, холодный шов, монолитное строительство, качество бетонной поверхности
2.1.1 - Строительные конструкции, здания и сооружения , 2.1.7 - Технология и организация строительства
В работе проведен анализ существующих технологий трехмерной печати в контексте применения в строительстве. Рассмотрен опыт применения 3D-печати в коммерческих проектах. Обобщены научные исследования по совершенствованию различных технологий. Выявлены перспективные для строительства технологии 3D-печати – проволочно-дуговое и ультразвуковое аддитивное производство.
Ключевые слова: Трехмерная печать, 3D печать, строительство, аддитивные технологии
2.1.1 - Строительные конструкции, здания и сооружения , 2.1.7 - Технология и организация строительства
Строительство автодорог играет важную роль в инфраструктурном развитии любой страны. Дорожная инфраструктура представляет собой сеть дорог и автотрасс, которые обеспечивают перемещение грузов и пассажиров между городами и регионами, а также внутри них. Хорошо развитая сеть автодорог способствует экономическому росту, поскольку она обеспечивает легкий доступ к рынкам, снижает транспортные расходы и способствует более эффективной логистике. Автодороги играют важную роль в обеспечении доступности отдаленных и малонаселенных регионов, что способствует социальному и экономическому развитию этих территорий. Современные автодороги обеспечивают более безопасное и комфортное передвижение для водителей и пассажиров, а также сокращают время в пути. Автодороги служат важной частью транспортной инфраструктуры для перемещения грузов. Они обеспечивают доступ к портам, железнодорожным станциям и другим транспортным узлам. Хорошо развитые автодороги способствуют развитию туризма, так как они делают доступными туристические места и достопримечательности. В статье приводится статистический анализ строительства автодорог федерального и регионального назначения в период 2021-2023 гг. по восьми округам Российской Федерации. Приведены диаграммы протяженности возведенных автомобильных дорог в каждом округе, а также вычислены основные параметры описательной статистики.
Ключевые слова: автомобильные дороги, строительство, дорожная инфраструктура, автомагистрали, скоростные автодороги, нескоростные автодороги, статистический анализ
2.1.1 - Строительные конструкции, здания и сооружения , 2.1.8 - Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей
В статье рассматриваются особенности моделирования составных железобетонных балок из различных (В25 и В65) классов бетона по прочности. В процессе моделирования применялась основные положения теории составных стержней. Сечение железобетонной балки разделялось пограничными слоями с пониженным коэффициентом сдвига. Оценивались напряжения и характер распределения деформаций по высоте сечения балки до и после введения различного количество пограничных слоев. При проведении расширенного анализа рассматривались варианты введения вертикально расположенных пограничных слоев по длине балки. По полученным результатам позволили оценить специфику работы изгибаемых конструкций с различным количеством пограничных слоев.
Ключевые слова: контактная зона, характеристика контакта, модуль сдвига, расчет с учетом сдвига, составная конструкция, железобетонная балка из высокопрочного бетона
В статье рассматриваются проблемы, связанные с приготовлением горячей воды в системах поквартирного отопления, где используется вторичный пластинчатый теплообменник котла. Отмечены недостатки такого подхода, включая задержку подачи горячей воды, необходимость слива воды из трубопровода, отсутствие возможности регулирования температуры и расхода воды, а также невозможность организации рециркуляции. В качестве альтернативы предложена система с баком-аккумулятором и пластинчатым теплообменником, которая обеспечивает стабильную температуру воды, регулируемый расход, экономию ресурсов и возможность рециркуляции. На основе экспериментальных исследований определен коэффициент теплопередачи для теплообменников с профилированными и плоскими пластинами. Приведены расчеты требуемой площади теплообменника в зависимости от типа пластин, объема бака-аккумулятора и времени его зарядки, что позволяет оптимизировать проектирование систем горячего водоснабжения.
Ключевые слова: пластинчатый теплообменник, бак-аккумулятор, коэффициент теплопередачи
2.1.1 - Строительные конструкции, здания и сооружения , 2.1.4 - Водоснабжение, канализация, строительные системы охраны водных ресурсов
Статья посвящена вопросам развития модульного строительства в России и связанных с ним проблем. В условиях продолжающегося дефицита жилых площадей и необходимости модернизации жилищного фонда, модульное строительство является перспективным решением для быстрого возведения доступного жилья. Несмотря на преимущества, такие как скорость строительства, гибкость и мобильность, в России технология сталкивается с серьезными проблемами. Отсутствие единой нормативно-правовой базы и сертификации приносит дополнительные трудности с финансированием и недостатком инфраструктуры, что значительно ограничивает массовое использование модульных конструкций. Эти факторы замедляют процесс интеграции модульного строительства в отечественную строительную практику. В статье также анализируются перспективы внедрения технологии модульных систем в инфраструктуру России, а также рассматриваются успешные зарубежные примеры.
Ключевые слова: модульное строительство, энергоэффективность, быстровозводимые здания, нормативно-техническая документация, блок-модули, модульные системы, каркасные здания, модульные здания, технология модульного строительства
При проектировании инженерной защиты необходимо применение современных и прогрессивных технологий. Принимаемые технические решения должны соответствовать основам проектирования - экономической и эксплуатационной эффективности. В данной статья рассмотрены методы и принципы работы необходимые для оценки опасности и разработки эффективных мер по предотвращению и снижению рисков при проектировании, выборе оптимальных решений и рекомендаций по разработке проектов инженерной защиты. Проведением изысканий выбран участок автомобильной дороги общего пользования местного значения Краснодарского края. В качестве исходных данных приняты материалы инженерно-геологических исследований склона, которые включали рекогносцировочные маршрутные наблюдения, проходку инженерно-геологических выработок с отбором проб грунтов, определение физико-механических характеристик грунтов.
Ключевые слова: инженерная защита, изыскания, проектирование, устойчивость, реконструкция, грунт, оползневый склон
2.1.1 - Строительные конструкции, здания и сооружения , 2.1.8 - Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей
Представленная программа по эксплуатации/мониторингу фундамента мельницы включает наблюдение за развитием ширины раскрытия трещин посредством установки маяков, наблюдение за вибрацией фундамента посредством датчиков, установленных в конструкции оборудования и геодезический мониторинг за осадкой фундамента посредством электронного тахеометра, нивелира. Мониторинг выполнялся в связи с увеличением уровня вибрации оборудования, установленного на фундамент и обнаружением дефектов фундамента в виде трещин и сколов бетона.
Ключевые слова: мониторинг, несущая способность, фундамент, динамическая нагрузка, бетон, арматура
В статье предложено усиление верхнего пояса распорной системы треугольного очертания стеклотканью. Использованный для усиления материал показывает высокую эффективность повышения прочности деревянного элемента по 1-й группе предельных состояний. Предлагаемый для усиления материал не приводит к изменению исходной декоративной выразительности деревянных конструкций, сохраняет ресурс эксплуатации.
Ключевые слова: распорная конструкция, верхний пояс, дощатоклееный элемент, модуль упругости, объемный вес, геометрические характеристики, изгибающий момент, продольная сжимающая сила, усиление конструкции, композитный материал
В статье проведены численные исследования трёх типов наружных стеновых конструкции с несущим слоем из автоклавного газосиликата наиболее часто применяемые в малоэтажном строительстве. Выявлены конструктивные особенности, влияющие на переувлажнение конструктивных слоёв в многослойных стенах. Отмечено, что много дефектов и проблемных ситуаций связано неоднородностью многослойных конструкций, и несогласованностью определенных свойств материалов в многослойных конструкциях. Выявлено, что переувлажнение однослойных стен зависит от паропроницаемости отделочных слоёв. Сделаны выводы о перспективности применения однослойных конструкций из газосиликатных блоков с отделкой паропроницаемыми материалами, в том числе на основе акрила и мраморной крошки.
Ключевые слова: газосиликатный блок, зона конденсации, штукатурный фасад, отделочный материал, акрил, мраморная крошка
2.1.1 - Строительные конструкции, здания и сооружения , 2.1.5 - Строительные материалы и изделия
В практике гидротехнического строительства особенно в горных и в предгорных районах, довольно часто встречаются условия, при которых водохранилище плотины экономически выгодно строить из разнородных местных материалов, имеющих различные фильтрационные характеристики. Как правило, в подобных районах вблизи створа будущей плотины не оказывается в достаточном количестве однородного, отвечающего всем требованиям, строительного грунта. Однако можно найти грунты, различные по водопроницаемости, но в достаточном количестве для возведения тела данной плотины.
Ключевые слова: водохранилище, плотина, фильтрация, грунт, створ, бьеф, противофильтрационное ядро, расход, откос
2.1.1 - Строительные конструкции, здания и сооружения , 2.1.6 - Гидротехническое строительство, гидравлика и инженерная гидрология (технические науки)
Рассматривается эффективность использования передовых алгоритмов дефектовки дорожного покрытия в зависимости от применяемых устройств сбора данных, таких как камеры, георадары, LiDAR и IMU датчики, установленные в смартфонах. Рациональное использование данных программно-аппаратных средств позволит коммунальным службам своевременно выявлять и устранять дефекты дорожного покрытия, тем самым повышая безопасность дорожного движения.
Ключевые слова: транспортный сектор, дефектовка дорожного покрытия, передвижные дорожные лаборатории, нейросетевые алгоритмы, компьютерное зрение
2.1.1 - Строительные конструкции, здания и сооружения , 2.3.1 - Системный анализ, управление и обработка информации
Рассмотрена проблема контроля прочности бетона при использовании несъемной опалубки. Приведены результаты анализа опыта использования для прогнозирования и оценки прочности бетона в процессе его твердения зависимостей прочности бетона от температурно-временных параметров, включая пределы применения предлагаемых зависимостей. Установлено, что методы оценки прочности бетона в конструкции по его зрелости позволяют эффективно контролировать прочность бетона конструкций, бетонируемых в несъемной опалубке, когда нет доступа к поверхности бетона для осуществления неразрушающего контроля. Даются рекомендации по использованию температурно-временных зависимостей для прогнозирования прочности бетона и используемой аппаратуре для реализации метода, представленной на отечественном рынке.
Ключевые слова: неразрушающие методы контроля прочности бетона, температурно-временные параметры, прогнозирование прочности, зрелость
Интенсивное изнашивание дорожной одежды под воздействием транспортных нагрузок, климатических факторов и конструктивных особенностей мостов увеличило число исследований в этой области. Одним из перспективных направлений повышения эксплуатационной надежности мостовых сооружений является наполнение асфальтобетонных смесей активированной резиновой крошкой, которая обладает высокой устойчивостью к износу и механическим повреждениям. Рассмотрены как традиционные технологии устройства мостового покрытия с использованием полимерно-композитных смесей, так и современные – с использованием асфальтобетона наполненного активированной резиновой крошкой. Рассмотрены преимущества применения переработанной резины, повышающей сцепные свойства, износостойкость и долговечность дорожного покрытия. Проведен сравнительный расчет затрат на реконструкцию дорожного покрытия по сравниваемым технологиям, показавший значительное снижение затрат на материалы и укладку асфальтобетона с наполнителем из активированной резины по сравнению с полимерно-композитными покрытиями.
Ключевые слова: активированная резиновая крошка, асфальтобетон, реконструкция путепроводов, дорожные покрытия, износостойкость, сцепные свойства, экономический анализ, полимерно-композитные покрытия, технологический процесс, переработанные материалы
В статье выполняется анализ современных подходов к использованию инновационных материалов для создания инклюзивной среды в жилых зданиях. В работе рассматриваются основные проблемы, связанные с устареванием строительных материалов, предлагаются перспективные решения на основе использования адаптивных и экологически чистых технологий, способствующих повышению доступности и комфорта.
Ключевые слова: инклюзивная среда, проблема устаревших материалов, инновацион-ные материалы, инновации, тенденции и перспективы, биопластик, углеродный бетон, OLED-панели, адаптивные конструкции, доступ-ность, комфортная среда, проектирование
2.1.1 - Строительные конструкции, здания и сооружения , 2.1.5 - Строительные материалы и изделия
В статье рассматривается усиление верхнего пояса распорной системы треугольного очертания, как методика восстановления несущей способности дощатоклееного элемента по 1-й группе предельных состояний. Усиление позволило получить в результате вычислений коэффициент использования прочности не превышающий предельного значения.
Ключевые слова: треугольная распорная система, верхний пояс, дощатоклееный элемент, модуль упругости, объемный вес, сжимающая сила, изгибающий момент
В статье рассматривается применение углеродных анкерных жгутов для усиления строительных конструкций. Описаны их конструктивные особенности, технологии монтажа и ключевые преимущества, включая малый вес, высокую прочность, коррозионную устойчивость и долговечность. Приведен обзор существующих экспериментов, демонстрирующих надежность анкерных жгутов при нагрузках, их эффективность в предотвращении расслоения элементов внешнего армирования и увеличении прочности соединений. Указаны недостатки нормативной базы, отсутствие практических рекомендаций по подбору и проектированию анкерных жгутов. Авторы подчеркивают необходимость дальнейших исследований для оптимизации взаимодействия элементов системы «усиленная конструкция-внешнее армирование-анкер».
Ключевые слова: анкерный жгут, углеродное волокно, несущая способность, усиление кон-струкций, совместная работа
Определение деформативности несущих конструкций покрытия, в качестве показателя использования жесткости сечения элементов, является актуальной задачей, на решение которой направлена текущая работа. Цель статьи - сравнительный расчет конструкций каркаса в предположении различного решения фермы покрытия. Необходимо рассмотреть следующие типы несущих ферм покрытия: сегментная ферма, трапециевидная ферма, треугольная ферма. Приведен расчет каркасов с применением древесины в качестве несущих конструкций на суммарное действие постоянных и кратковременных нагрузок, вызывающие максимальные вертикальные деформации. В данной работе определены коэффициенты использования жесткости конструкций ферм с применением древесины и установлена зависимость показателя величины жесткости от типа очертания фермы покрытия. Сравнение результатов расчета с нормативными предельно-допустимыми величинами позволило установить наиболее эффективный тип очертания деревянной фермы покрытия.
Ключевые слова: ферма покрытия, модуль упругости, жесткость, верхний пояс, раскос, нижний пояс, расчетное исследование, сквозная конструкция, сегментная ферма
Современный строительный материал – фибробетон, пропитанный суспензией (slurry infiltrated fibre concrete – SIFCON), обладает не только высокой прочностью на сжатие и растяжение, но и гибкостью и пластичностью. Эти свойства позволяют использовать его в узлах строительных конструкций, воспринимающих динамические, ударные, взрывные нагрузки, трение, а также в зоне продавливания железобетонных плит колоннами. В работе описаны экспериментальные исследования механических свойств образцов из обычного бетона и SIFCON. Сравнение результатов испытаний показало превосходство прочностных показателей SIFCON над обычным бетоном в 2-4 раза. Для широкого круга специалистов и учащихся в области строительного проектирования, производства строительных материалов.
Ключевые слова: фибробетон, пропитанный суспензией, стальные волокна, цементный раствор, гибкость, пластичность, энергопоглощение, водо-цементное отношение, суперпластификатор, прочность на сжатие, прочность на изгиб, прочность на раскалывание
Применение методов укрепления грунтов портландцементом позволяет повысить физико-механические свойства грунтов: прочность, морозостойкость, водопроницаемость и др. Техническое понимает процессов структурообразования в укрепленных грунтах позволяет регулировать конечные свойства и качество слоев автомобильных дорог. Для описания процессов структурообразования возможно использовать теорию контактных взаимодействий и теорию ДЛФО. На конечные свойства укрепленного грунта оказывают влияние следующие факторы: минералогия и удельная поверхность грунта, содержание воды, количество цемента, время затвердевания и способ уплотнения.
Ключевые слова: укрепленные грунты, структурообразование укрепленных грунтов, укрепление портландцементом, свойства укрепленных грунтов
2.1.1 - Строительные конструкции, здания и сооружения , 2.1.5 - Строительные материалы и изделия
Влияние тонкомолотого наполнителя на свойства шлакощелочного вяжущего на основе доменного шлака
Ключевые слова: цементная паста, молотый граншлак, зола уноса, активатор твердения, сроки схватывания, усадка, микротрещины
В статье приведён расчёт по устройству насыпи и по проектированию железобетонных косоуров на металлических сваях для лестницы. Границы насыпи располагаются на территории жилого комплекса с большим перепадом высот. Грунтовое основание является просадочным. Приведён расчёт перевода грунта из II типа просадочности в I тип методом трамбовки, который обеспечит прочность и надёжность тела насыпи. Описаны конструктивные мероприятия для обеспечения устойчивости откоса. Запроектированы металлические сваи с вынужденным стыковочным узлом и железобетонные косоуры в виде балочной системы.
Ключевые слова: насыпь, просадочный грунт, благоустройство, плотная городская застройка, осадка, плотность грунта, призма обрушения, радиус скольжения, метод трамбовки, свая
Применение золошлаковых смесей ТЭЦ в конструкциях дорожных одежд автомобильных дорог позволяет значительно увеличить объемы их посторного использования. Одним из перспективных направлений является их применение в составах укрепленных грунтов. Для оценки эффективности применения этих материалов используются такие показатели как стоимость строительства и общая толщина конструкции дорожной одежды. По результатам проведенных исследований установлено, что снижение общей толщины дорожной одежды со слоями из золошлаковых смесей ТЭЦ по сравнению со слоями из традиционных материалов составило до 48 %, снижение стоимости строительства конструкций дорожных одежд с применением золошлаковых смесей составляет до 21%.
Ключевые слова: укрепленные грунты, золошлаковые смеси, дорожная одежда, основание дорожной одежды
2.1.1 - Строительные конструкции, здания и сооружения , 2.1.5 - Строительные материалы и изделия